Анализ сферы занятости и государственной региональной политикой в сфере занятости в Волгоградской области позволил выявить ряд проблем [2], которые являются, на наш взгляд, наиболее серьезными в сфере занятости населения на сегодняшний день:
— высокий уровень безработицы и снижение количества трудовых ресурсов в регионе;
— высокий уровень миграции IT-специалистов за рубеж в связи с событиями в начале 2022 года и обострением социально-политической и экономической ситуации в стране и мире;
— ежегодное увеличение среднего возраста занятого населения, которое находится сегодня на уровне 41 года;
— низкий уровень оплаты труда в Волгоградской области по сравнению с другими регионами, городами федерального значения и зарубежными странами.
Сегодня нестабильность рынка труда и массовое закрытие предприятий создают всё большее социальное напряжение в обществе, что может привезти к серьезным последствиям для социально-экономического развития региона. Так, растущее социально-экономическое напряжение из-за закрытия крупных компаний может привести к росту преступности, кражам и т. д.
Уже сейчас наблюдается снижение доли занятых в экономике региона в трудоспособном возрасте, поскольку многие крупные компании уходят с российского рынка в целом, и из региона в частности.
В регионе также присутствует риск, связанный с увеличением трудовой миграции: уже сейчас, в частности, молодым людям невыгодно оставаться в регионе с такой низкой оплатой труда, что обуславливает их переезд в другие регионы, города федерального значения и за рубеж. Последнее направление сейчас стало особенно актуальным для IT-специалистов, которые со своими знаниями могут найти работу в абсолютно любой точке мира, что, несомненно, влечет снижение высококвалифицированных специалистов в регионе в крупных компаниях, а также ухудшение сферы IT-обеспечения организаций и предприятий.
Сегодня IT-специалисты составляют базис трудовых ресурсов любого региона, поскольку от них зависит социально-экономическое развитие региона. Однако, покидая регион, IT-специалисты лишают его возможности для нормального функционирования, поскольку многие вакансии остаются незакрытыми и не могут быть закрыты местным населением, не имеющим возможности только по уровню образования, квалификации или стажу работы закрыть такие вакансии.
Ещё одной проблемой является слишком высокий уровень среднего возраста населения в регионе — 41 год. Это говорит о том, что в основном наше население представлено лицами зрелого возраста, что практически снижает процент молодого населения в структуре занятого населения.
Именно поэтому сегодня важным оказываются всевозможные мероприятия в области поддержки и развития условий для комфортной работы молодого населения на территории Волгоградской области, поскольку именно молодое поколение обладает потенциалом для социально-экономического развития региона, его улучшению как в половозрастном структурном плане, так и социально-экономическом развитии, поскольку именно молодые люди являются более активными и легкообучаемыми работниками, готовыми к переменам и инновационным решениям, в то время как более старшее поколение является более консервативным и резко воспринимает любые инновации и нововведения.
Также сегодня серьезной проблемой является то, что реальный и установленный уровень средней оплаты труда в регионе значительно отличается. Согласно статистики уровень средней заработной платы в регионе составляет 37 тысяч рублей, хотя на самом деле он находится на уровне 15–20 тысяч рублей [4].
Данная ситуация свидетельствует о том, что федеральные органы власти получают недостоверную информацию об уровне заработных плат в регионе, что затем отражается на федеральном финансировании региона и субсидировании реализации региональных проектов и государственных региональных программ, что мы и могли наблюдать, когда в 2021 году было снижено федеральное финансирование государственной программы Волгоградской области в сфере развития занятости населения [1].
Именно поэтому сегодня важным является формирование таких условий, когда можно было бы получать достоверную статистическую оперативную информацию о реальном уровне заработных плат, а также доводить эту информацию до органов федеральной и региональной власти, поскольку от этого в значительной степени зависит финансирование реализации региональных проектов и государственных программ в Волгоградской области, а также в целом социально-экономическое развитие как региона, так и муниципальных территорий, которые входят в состав региона [3].
Таким образом, основными направлениями совершенствования государственной политики в сфере занятости могут стать следующие направления:
— Создание комфортных условий для трудоустройства приезжающего населения, активная политика по привлечению высококвалифицированных сотрудников из других регионов и стран;
— Создание комфортных условий для IT-специалистов, например, социальные и экономические льготы, как вариант — отмена или снижение налоговой ставки для IT-специалистов, с целью их удержания на территории региона;
— Активное привлечение и поддержка молодого поколения, которое прибывает на территорию Волгоградской области, поскольку сегодня необходимым является «омоложение» занятого населения в Волгоградской области;
— Отслеживание реального уровня заработных плат в регионах и соотношение их со статистическими данными, которые получает федеральный уровень (не может быть так, чтобы по статистике у нас уровень зарплаты был 37 тысяч рублей, а по факту — 15 тысяч рублей).
Только комплексная реализация предложенных мероприятий позволит достичь высокого результата при реализации государственной региональной политики в сфере занятости на территории Волгоградской области.
Подводя итог, отметим, что в регионе присутствуют проблемы в процессе реализации государственной региональной политики в сфере занятости. Решение данных проблем должно быть направлено на усиление социально-экономической привлекательности региона, а также созданию комфортных условий для трудоустройства, в частности, молодого высококвалифицированного населения.
Литература:
- Боков Ю. А. Реализация законодательства о противодействии коррупции в регионах (на примере Волгоградской области)//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. — С. 40–52.
- Социальная поддержка граждан в РФ: региональный аспект (на примере Волгоградской области) // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 60–62.
- Правоведение [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ахметова Н. А., Кононенко Д. В., Гузенко В. Н., Фролов С. А. // Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. — 104 с. [6,5 п.л.] — ISBN 9785966911072
- Статистический ежегодник: Волгоградская область 2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/01_00_011220.pdf (дата обращения: 20.01.2023).