Захват заложников — это одна из наиболее сложных и трагических чрезвычайных ситуаций, когда под угрозой оказывается не только безопасность и общественный порядок, но и жизнь конкретного человека, либо группы людей [1, с. 67–70].
В целом захват заложников подразумевает под собой насильственное лишение человека или группы лиц свободы, совершенное открыто или тайно, с применением насилия либо с угрозой его применения, в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований, как условий освобождения заложника.
Говоря о поисках выхода из ситуации, связанной с захватом заложников, можно выделить два варианта действий: силовой и без применения силы.
Наиболее действенным и наиболее часто применяемым в деятельности является силовой способ, однако стоит отметить, что несмотря на его эффективность он требует наличия специальной подготовки у сотрудников, а также четкого и грамотного планирования, что достаточно затрудняет процесс по освобождению. Более того данный способ может быть опасен для жизни и здоровья заложника, ввиду чего нередко в подобного рода ситуациях сотрудники прибегают ко второму варианту, а именно выполнению поставленной задачи без применения силы.
Суть выхода из ситуации, связанной с захватом заложников, без применения силы заключается в том, чтобы путем переговоров добиться от преступников добровольного отказа от дальнейшего совершения преступления [2, с. 359–361]. Стоит отметить, что переговоры значительно расширяют круг мер, используемых при борьбе с лицами, захватившими заложников, что помогает избежать или значительно сократить число возможных жертв и других неблагоприятных последствий.
Для разрешения данных задач и формируется группа ведения переговоров. Ее состав как правило един и выглядит следующим образом (Рисунок 1).
Рис. 1
Данная структура является наиболее эффективной, поскольку обеспечивает всесторонний подход к сложившейся ситуации, в частности это выражается в тактически грамотном и рациональном распределении функций между участниками группы. Проанализируем роль каждого из них [3, с. 34–39].
Руководитель группы ведения переговоров одна из ключевых фигур данной функциональной группы. Суть его полномочий заключается в руководстве работой всех участников, с целью недопущения дублирования функций, контроля над совершаемыми действиями, а также исключения возникновения проблемных ситуаций, либо их оперативного решения.
Более того одна из важнейших задач руководителя заключается в обеспечении связи между функциональной группой и руководителем, необходимо это для того, чтобы он мог отслеживать ход специальной операции и оперативно отвечать на вопросы штаба, относительно работы своей функциональной группы.
Не менее важной фигурой в группе ведения переговоров являются сами переговорщики, как правило их два. Один из них непосредственно занимается переговорной деятельностью и контактирует с преступниками. Второй в свою очередь ведет запись всех договоренностей, достигнутых в процессе, а также фиксирует все решения, которые принимаются группой. Более того, в случаях не достижения первым переговорщиком поставленных целей, второй может подменить его в переговорной деятельности.
Следующие лица, также входящие в состав группы — это психиатр и психолог, проанализируем их функции в составе группы.
Таблица 1
Функции психолога и психиатра в группе ведения переговоров
Психолог |
Психиатр |
1) Сбор информации о психическом состоянии лица, захватившего заложников. Ее анализ. 2) Дача рекомендаций по тактике ведения переговоров. 3) Оказание психологической поддержки участникам группы, а также заложникам |
1) Выявление у преступника конкретного психического расстройства. 2) Дача рекомендаций по воздействию на лицо, захватившее заложника. |
Последний участник группы — оперативный работник. Его задача заключается в получении информации об изменениях оперативной обстановки и ее передача руководителю группы.
Хотелось бы отметить, что ведение переговоров об освобождении требует от всех участников высокого уровня эмоциональной устойчивости, умения сохранять спокойствие и легко устанавливать контакт с собеседником.
Роль работы группы ведения переговоров при захвате заложников трудно переоценить, поскольку благодаря тактически правильным и грамотным действиям участников рассматриваемой группы появляется реальная возможность добиться освобождения заложников без угрозы для жизни и здоровья граждан и сотрудников.
Во многом успех деятельности всей группы зависит от переговорного процесса в целом, ввиду чего предлагаем проанализировать этапы его проведения (Рисунок 2).
Рис. 2
Первый этап характеризуется необходимостью установления переговорщиком контакта с преступником. Таким образом, на данном этапе переговорщиком исходя из психологических и психических особенностей преступника избирается тема разговора и ее подача, устанавливается психологический контакт.
Второй этап более конструктивный, в рамках его излагается суть требований, предпринимаются всевозможные психологические уловки (давление, вызывание жалости или сострадания, заигрывание), направленные на подавление преступников.
Третий этап включает в себя подведение итогов, здесь идет проговаривание с преступниками тех положений, о которых ранее договорились.
Стоит отметить, что данные этапы могут повторяться в ходе переговорного процесса ни один раз, вплоть до освобождения всех заложников.
Таким образом, в рамках проведенного исследования, нами были проанализированы состав, полномочия и роль участников группы ведения переговоров в ситуациях, связанных с захватом заложников. В ходе исследования нами был подтверждён тезис о преимущественном использовании при освобождении заложников не силового метода, путем проведения переговоров с злоумышленниками.
Литература:
- Канунникова, Н. Г. Захват заложников как способ совершения актов терроризма: понятие и предупреждение / Н. Г. Канунникова, З. Л. Шхагапсоев // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 2(36). — С. 67–70. — EDN XBIBGZ.
- Квитова, К. С. Особенности психологического обеспечения ведения переговоров с преступниками при захвате заложников / К. С. Квитова, М. М. Васягина // ХII Державинские чтения в Республике Мордовия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 22 апреля 2016 года / Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). — Саранск: Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2016. — С. 359–361. — EDN WJNGZT.
- Батурин, В. Ю. Группа ведения переговоров, как «ключ» к освобождению заложников / В. Ю. Батурин, Д. А. Новохатский // Актуальные вопросы науки и практики полиции и иных служб органов внутренних дел: Сборник статей межведомственной научно-практической конференции, Волгоград, 08 мая 2018 года. — Волгоград: Научный центр «Олимп», 2018. — С. 34–39. — EDN XVUZZB.