В статье рассмотрены факторы, оказывающие влияние непосредственно на совершение информационных преступлений, а также способы предупреждения и профилактики данного рода преступности в сети интернет.
Ключевые слова: киберпреступность, информационные преступления, борьба с кибепреступностью, преступность в интернете.
The article discusses the factors that directly influence the commission of information crimes, as well as ways to prevent and prevent this kind of crime on the Internet.
Keywords: cybercrime, information crimes, combating cybercrime, crime on the Internet.
Как уголовно-правовое и социальное отрицательное явление преступность (система преступлений, которые совершаются в определенный период на конкретной территории) взаимосвязана неразрывно с обществом, подвержена воздействию динамического развития общества.
Главным образом, это выражается тем, что на определенном временном этапе самыми уязвимыми для преступных деяний являются новые области (сферы) взаимодействия субъектов социальных отношений, которые еще не освоены правоприменительной (правоохранительной) практикой. Преступники стремятся в общественно-правовой действительности найти наиболее уязвимые (слабые) места с целью реализации корыстных целей. Они для этого используют разнообразные изысканные и извращенные способы посягательств преступного характера.
На рубеже XX — XXI столетий с возникновением сети Интернет и распространением масштабной информационной кампании по всему миру у преступников появились огромные возможности осуществлять незаконную деятельность, тогда как криминологи и работники правоохранительных органов столкнулись с отсутствием возможностей им полноценно противостоять.
Сеть Интернет — это киберпространство для передачи (создания, распространения (трансляции), хранения, получения и др.) информации различного рода. Главная проблема «безграничности» (масштабности) данного киберпространства состоит в отсутствии возможности эффективно контролировать как использование данной информации, так и доступ к ней, регулировать социальные отношения, взаимосвязанные с ней.
Следующий отрицательный фактор основывается на том, что обычно правонарушители осваивают прикладные области и направления взаимодействия быстрее правоприменителей и законодателей.
Подобные причины включают новизну этой сферы социальных отношений, а также отсутствие научных подходов в современной криминалистике (криминологии), законодательной регламентации и правоприменительной практики, практики расследования анализируемых преступлений, социальных и технических ресурсов и возможностей. Суммируя все сказанное выше, выделим ряд предпосылок развития Интернет-преступности [1]:
— отсутствие должного контроля за реализуемой в сети Интернет работой юридических лиц и граждан;
— открытие доступа россиян к ресурсам сети Интернет;
— информационная безграмотность (доверчивость) пользователей, их неспособность оценивать, как действия преступников, так и собственные, компетентно;
— неподготовленность к противостоянию киберпреступности со стороны правоохранительных органов;
— отсутствие нормативно-правовой регламентации пользователей сети Интернет (сайты знакомств, онлайн-борды и др.);
— возможность взаимодействия в сети Интернет анонимно;
— низкий уровень охраны программного обеспечения;
— несовершенство парольных систем.
Можно и сегодня увидеть примеры отрицательной статистики в отечественной практике правоприменения. За последнее пятилетие, в соответствии с данными Генеральной прокуратуры, общее количество киберпреступлений увеличилось в одиннадцать раз, составив в 2020 г. свыше 510 000 случаев, тогда как раскрываемость подобных преступлений составила менее 25 %. Однако, это не говорит о бездействии правоприменителя и законодателя.
Президентом РФ в 2016 г. утвердил Доктрину информационной безопасности РФ, в которой были утверждены ключевые направления и цели ИБ в современной России [1], среди которых:
— пресечение незаконной деятельности, угрожающей национальной безопасности РФ, реализуемой с применением информационных технологий (технических средств) отдельными лицами, специальными службами, иностранными организациями;
— противоборство применения информационных технологий в целях распространения ксенофобии, пропаганды экстремизма, идеи исключительности какой-либо нации с целью подрыва социальной (политической) стабильности, суверенитета, нарушения конституционного строя и территориальной целостности нашего государства;
— совершенствование способов безопасного применения и производства продукции, а также оказания услуг с применением удовлетворяющих требованиям ИБ отечественных разработок на базе современных информационных технологий;
— рост уровня эффективности превенции правовых нарушений с использованием различных информационных технологий (противоборства подобным правовым нарушениям);
— оценка (обнаружение, прогнозирование) информационных рисков, в частности угрожающих ВС РФ в сфере распространения информации.
На основании результатов анализа направлений взаимодействия, приходим к выводу, что руководство нашей страны перспективность совершенствования сети Интернет (информационной сферы) понимает, осознавая высокий уровень напряженности виктимологической картины, стремится оградить пользователей от незаконного вмешательства в личное Интернет-пространство каждого [3].
На наш взгляд, целесообразно на анализируемых интернет-ресурсах организовать контроль за совершаемыми операциями посредством совершения следующих действий:
— страхование рисков мошенничества через сеть Интернет (на основе внесения изменений в действующее отечественное страховое законодательство);
— введения обязательной регистрации и проверки паспортных сведений пользователей с помощью системы МВД.
Организационно-управленческие меры включают также виктимологическую профилактику совершаемых в сети Интернет преступных деяний. Это связано с тем, что жертвами мошенничества в сети Интернет, как правило, становятся субъекты, не компетентные в защите личной кибербезопасности.
Важно регулярно проводить беседы с пенсионерами, подростками и другими гражданами групп риска, активно распространять информацию о разнообразных способах реализации киберпреступлений в сети и СМИ, обязать ежемесячно Интернет-провайдеров рассылать пользователям актуальные правила безопасности [2].
Также и технические меры представляют широкий пласт мероприятий. Однако, они же и выступают наиболее ресурсозатратными. Сущность их заключается в повышении уровня эффективности деятельности особых подразделений (отделов) правоохранительных органов, специализирующихся на расследовании, мониторинге и контроле совершаемых в Интернете правонарушений.
Система подобных мер предусматривает обеспечение данных органов высокотехнологичным оборудованием, а также его регулярным обновлением и наращиванием технических мощностей и иных характеристик, разработку нового ПО, устройств (гаджетов), обеспечение компетентными специалистами, организующими бесперебойную работу в системе мониторинга киберпреступлений.
Следовательно, необходимо учитывать тот факт, что информационные технологии современного общества по мере их развития и проникновения в различные сферы повседневной жизни, социум делают уязвимым перед угрозами преступности, однако, способствуют при этом совершенствованию инструментов и методов противостояния ему.
Литература:
- Лобачёв Л. Л., Куцаков Ф. В. Предупреждение преступлений в сети интернет // Скиф. 2021. № 12 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-prestupleniy-v-seti-internet (дата обращения: 05.12.2022).
- Леонов А. В., Назаренко А. Я. Проблемы предупреждения преступлений с использованием сети Интернет // Закон и право. 2018. N 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-preduprezh. (06.12.2021).
- Шматкова Л. П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый, 2016. — № 28. — С. 720–723. — URL https://moluch.ru/archive/132/37021/ (дата обращения: 15.12.2022).