Применение технологии проблемного обучения при работе с заданиями Всероссийской проверочной работы по математике метапредметного характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Якушкина, А. А. Применение технологии проблемного обучения при работе с заданиями Всероссийской проверочной работы по математике метапредметного характера / А. А. Якушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99662/ (дата обращения: 19.10.2024).



Представлены задания ВПР, вызывающие особые трудности у учащихся — задания метапредметного характера. Для работы с такими заданиями предложена технология проблемного обучения. Установлено соответствие этапов технологии проблемного обучения этапам работы с заданием ВПР. Приведен пример таблицы для этапа поиска способа решения проблемы в задании ВПР. Результаты могут быть использованы при текущей подготовке учащихся к ВПР по математике.

Ключевые слова: Всероссийская проверочная работа, ВПР, метапредметный характер, технология проблемного обучения.

Всероссийские проверочные работы (ВПР), как средство оценки знаний учащихся и работы учителя, появились относительно недавно. Работа представляет собой 16 заданий в 7 классе и 19 — в 8 классе, соответствующих ключевым темам школьной программы. Однако, в состав заданий включены те, которые можно отнести к заданиям метапредметного характера. Такие задания, как правило, не встречаются в учебно-методических комплексах и вызывают особые затруднения у учащихся.

В статье [2] согласно ФГОС основного общего образования одна из главенствующих целей образования — достижение метапредметных результатов, т. е. формирование универсальных учебных действий. Основываясь на исследованиях, был сделан вывод, что умения учащихся не находятся на метапредметном уровне. А именно, не сформированы умения: строить логические рассуждения, делать умозаключения, моделировать реальные ситуации; применять понятие при выполнении различных познавательных заданий. Еще одной проблемой стало недостаточное обеспечение учителей методическим и дидактическим материалом как в количественном, так и в качественном плане.

В статье Н. Д. Жукова [1] рассматривается технология проблемного обучения и её главная особенность — представление знаний не в готовом виде. Учитель выступает в роли «организатора процесса получения знаний» [1]. Именно такой подход позволяет развивать познавательную активность учащихся и формировать универсальные учебные действия.

Выделяют несколько методов проблемного обучения: проблемно-поисковый, проблемное изложение, исследовательский метод. Чаще всего используется последний, этапы которого представляют собой: постановка проблемной ситуации, формулировка проблемы, принятие ее к решению как проблемной задачи, выдвижение гипотезы на основе анализа условий, разработка вариантов решения проблемы, выполнение плана решения, проверка полученного результата и оценка действий.

В пособии для учителей [3] выделяются несколько факторов, влияющих на успешность создания проблемной ситуации: недостаток знаний, необходимость применения знаний в новых условиях, наличие другого способа решения, логическое обоснование результатов, противоречие между полученными и имеющимися знаниями.

Д. С. Людмилов предлагает несколько приемов постановки проблемных задач: возникновение теоретической задачи из практической, применение теоретического обоснования формул, изложение задачи в занимательной форме, направление учащихся к наиболее простому решению, исключение требований и варьирование условий.

Работу на уроках с заданиями ВПР метапредметного характера предлагаем организовать по технологии проблемного обучения. Такие задания почти не встречаются в УМК, но в большинстве своём рассчитаны на знания учащихся по школьной программе и для успешного решения требуют лишь логического вывода.

Постановке проблемной ситуации соответствует рассмотрение задания ВПР особой тематики. Осознание и формулировка проблемы соответствуют анализу условия задачи. Выдвижение гипотезы может быть представлено в виде мозгового штурма. Разработка вариантов решения проблемы подразумевает под собой поиск способа решения.

Поиск способа решения сформулированной проблемы может проводиться с помощью специально разработанных заданий — мини-ситуаций. Это задания, в которых выделенная проблема предстаёт как главный вопрос задачи, изначальные условия которой совпадают с заданием ВПР. А объект поиска может совпадать, а может являться переломным промежуточным выводом в задаче.

Успешный результат поиска способа решения проблемы обеспечивает представление краткой записи задач в виде таблиц с пропусками. Тот самый недостающий логический вывод помогает сделать «многоступенчатость» заданий в таблице. Она достигается путём вычисления одних и тех же значений на языке геометрических и физических величин (табл.1) или решением мини-ситуаций сначала на числах, а потом на переменных. Рассмотрим пример описанных таблиц в № 10 ВПР по математике 7 класса.

Байкал — самое глубокое озеро на планете. Наибольшая глубина Байкала — 1642 метра. Байкал находится в Сибири между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Живописные берега озера тянутся на 2000 километров, а площадь водной поверхности составляет 31 722 кв. км. Прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Вода в Байкале удивительно прозрачна: видно дно на глубине 40 метров. Запасы пресной воды в Байкале огромны: объём озера — 23 615 куб. км. Байкал является частью огромной экологической системы, охватывающей сотни тысяч квадратных километров. Специалисты считают, что снижение уровня воды в Байкале даже на 10 см приведёт к необратимым катастрофическим последствиям для всей Восточной Сибири. Есть план построить на берегу озера завод, который будет выпускать байкальскую воду в бутылках. Экологи сильно обеспокоены сложившейся ситуацией.

В ходе анализа задачи учащиеся выясняют, что можно найти объём воды, который использует завод за два года работы, и сталкиваются с проблемой «Как с помощью объёма вычислить уровень воды?». Необходимо, чтобы учащиеся сформулировали проблему самостоятельно, и предложили варианты её решения. Все предложения должны быть зафиксированы учителем и использованы для подведения итогов над задачей.

Таблица 1

Задание для поиска способа решения проблемной ситуации.

Заполните таблицу, учитывая то, что аквариум заполнен водой до краёв.

Длина основания аквариума (см)

Ширина основания аквариума (см)

Высота аквариума (см)

Объём воды в аквариуме ( )

42

25

33

32

58

87 232

Площадь основания ( ) =

= ___________ * ___________

Высота аквариума (см)

Объём воды в аквариуме ( )

5600

70

1215

41 310

Площадь основания ( ) =

= ___________ * ___________

Уровень воды в аквариуме (см)

Объём воды в аквариуме ( )

1560

54 600

Для организации работы с таблицей учитель задаёт следующие вопросы «Что нужно знать, чтобы найти объём воды в аквариуме?», «Что нужно знать, чтобы найти объём аквариума?». Такие формулировки помогают установить связь между величинами. По аналогии разбираются следующие случаи в таблице. Каждые две строчки названия столбцов меняются, но их суть остаётся прежней. Таким образом, учащиеся приходят к выводу: чтобы с помощью объёма вычислить уровень воды, нужно объём разделить на площадь поверхности воды.

Исходя из анализа научно-методической литературы были выявлены задания ВПР особой тематики, зачастую вызывающие затруднения учащихся. Для работы с такими заданиями была предложена технология проблемного обучения, которая в свою очередь определила вопросы: сформированность умений учащихся на обыденном уровне понимания и недостаток обеспечения учителей методическим и дидактическим материалом. Для решения первого вопроса было установлено соответствие этапов технологии проблемного обучения этапам работы с заданием ВПР. Для решения второго вопроса разработан пример таблицы для этапа поиска способа решения проблемы в задании ВПР.

Литература:

  1. Жукова, Н. Д. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики / Н. Д. Жукова // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11–2. — С. 87–90.
  2. Кутузова, О. Б., Сорокина, И. В. Познавательные универсальные учебные действия как фактор академической успешности освоения учащимися / О. Б. Кутузова, И. В. Сорокина // Самарский научный вестник. — 2022. — № 3. — С. 283–289.
  3. Людмилов, Д. С., Дышинский, Е. А., Лурье, А. М. Некоторые вопросы проблемного обучения математике / Д. С. Людмилов, Е. А. Дышинский, А. М. Лурье — 1-е. — Пермь: Звезда, 1995–119 c.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, Байкал, задание, метапредметный характер, проблемная ситуация, поиск способа решения, таблица, уровень воды, дидактический материал, особая тематика.


Похожие статьи

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки

Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ ...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники

В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать...

Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации

В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Практические основы решения задач с экономическим содержанием в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень)

В статье анализируются основные вопросы, связанные с формированием основ экономической и финансовой грамотности российского общества в целом, а также формированием экономических практико-ориентированных компетенций у обучающихся российских школ в час...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Похожие статьи

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки

Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ ...

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении темы «Типичные арифметические задачи»

В статье описывается технология обучения, направленная на стимулирование учебно-познавательной активности студентов факультета «начальное обучение» педагогических вузов при изучении темы «Типичные арифметические задачи» в курсе «Математика».

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Археологический кружок «Юная археология: тайны первоисточника» как форма внеурочной деятельности в 5-м классе для формирования умения интерпретировать исторические источники

В статье представлена характеристика рабочей программы археологического кружка «Юная археология: тайны первоисточника». Определяется актуальность кружка, связанная с его практико-ориентированной направленностью по формированию умения интерпретировать...

Выполнение заданий раздела «Чтение» Всероссийской проверочной работы по английскому языку: стратегии и рекомендации

В статье кратко описаны итоги, проведенного ВПР по английскому языку в 2020–2021 учебном году в Новокузнецке, сложности и проблемные поля учеников. Также представлен комплекс примерных тренировочных упражнений и описаны стратегии выполнения задания «...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Практические основы решения задач с экономическим содержанием в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень)

В статье анализируются основные вопросы, связанные с формированием основ экономической и финансовой грамотности российского общества в целом, а также формированием экономических практико-ориентированных компетенций у обучающихся российских школ в час...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Задать вопрос