Какие задачи позволяет решать машинное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Антипко, А. В. Какие задачи позволяет решать машинное обучение / А. В. Антипко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99591/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор изучил понятие «машинное обучение» и представил его методы и основные классы задач, которые решают с помощью машинного обучения.

Ключевые слова : искусственный интеллект, машинное обучение, ML- специалист, классы задач.

Эпоха цифровых технологий вносит свои коррективы во все сферы человеческой жизнедеятельности. Интернет и искусственный интеллект практически стирает грани между физической, цифровой и биологической реальностью. Меняется мышление человека, определяются новые правила его взаимодействия с искусственным интеллектом (ИИ). Системы последнего на сегодня способны на многое. Но для человека важно, чтобы ИИ имел возможности действовать подобно человеку. В связи с этим вопрос машинного обучения является как никогда актуальным.

Для рассмотрения видов задач, которые способно решать машинное обучение, обратимся к самому понятию. В настоящее время отсутствует общепринятое определение данного термина. Рассмотрим трактовку известных мировых IT-компаний в таблице 1.

Таблица 1

Трактовка понятия «машинное обучение» [2]

Компании

Трактовка понятия «машинное обучение»

Стэндфордский университет

«Наука о том, как научить компьютеры функционировать без явного программирования»

McKinsey & Co

«Технология, основанная на алгоритмах, способных учиться на заложенных данных без помощи средств программирования»

Вашингтонский университет

«Алгоритмы, способные самостоятельно выбирать метод решения важных задач путем обобщения заложенных в систему примеров»

Университет Карнеги Меллон

«Сфера деятельности, функция которой состоит в поиске способов создания компьютерных систем, способных самообучаться и самостоятельно улучшаться по мере накопления опыта…»

Таким образом, все определения содержат акцент на отсутствие программирования, это «способ обучать компьютеры без программирования и явных инструкций, используя только шаблоны и логические выводы» [6].

Представим основное определение: «Машинное обучение» (machine learning, ML) — «научная дисциплина, главная задача которой — научить искусственный интеллект на основе предоставляемой ему информации об окружающем мире самостоятельно принимать решения, самообучаться и постоянно совершенствоваться в своем самообучении» [2].

По мнению Д. Ветрова, профессора-исследователя, заведующего Центром глубинного обучения ВШЭ, компьютеры в состоянии находить такие способы решения, для которых отсутствует привычный алгоритм решения, или же он вообще не известен человеку [3].

Задача ML-специалиста— научить модель саму находить решение [5]. Рассмотрим основные методы машинного обучения на рисунке 1.

Методы машинного обучения

Рис. 1. Методы машинного обучения

Поскольку человек ожидает высокий уровень точности полученных данных — важно грамотно провести процесс обучения или сделать так, чтобы обучение компьютерами производилось самостоятельно, автоматические, без человека-учителя. Глубокое обучение идёт дальше: применяет нейронные сети. Это объясняется огромным количеством данных, который не в силах обработать один компьютер.

Актуальность и возможности машинного обучения позволяют сделать выводы о тех задачах, которые даёт решить человечеству машинное обучение. Рассмотрим классы задач машинного обучения в таблице 2.

Таблица 2

Классы задач машинного обучения [1]

Класс задачи

Содержание

Пример

Регрессия

Предсказание вещественного результата, опираясь на массив признаков или характеристик. Машина выдаёт конкретную цифру

Ключевое слово и количество запросов по нему, бюджет контекстной рекламы, платежеспособность заёмщика

Классификация

По заданным количественным и качественным признакам определить категорию объекта

По параметрам распознавание по снимку разыскиваемого человека, определить спам сообщения, выявление диагноза, болезни у человека

Кластеризация

Разбивка похожих данных по кластерам.

Космические объекты имеют схожие признаки: удаленность, размер, планета или звезда и другие, поэтому их относят в конкретные категории или поиск похожих постов, сообществ в соц. сетях

Уменьшение размерности

Массивы данных сжимаются до меньшего количества признаков для дальнейшей визуализации или использования в работе

Архивирование данных с целью передать по сети

Прогнозирование временного ряда

Фиксируются данные на определенный период времени, на их основе делается прогноз на перспективу

Прогноз сейсмической активности или изменение стоимости ценных бумаг

Задачи, которые позволяет решать машинное обучение, определяют те сферы, в которых они могут быть успешно применены. Например, медицина: анализ данных состояния пациента по ряду признаков, выявление патологий по рентгеновскому снимку, прогнозировать вероятность наличия заболевания, распознавание групп риска при распространении вирусов.

Промышленность: практически полная автоматизация технологических процессов. Безопасность: причем особенно актуально в виртуальном пространстве. Например, в банковской системе — защита персональных данных. В бизнесе — понимание особенностей бизнес-процессов (на основании анализа временных рядов) — посещаемость сайта компании, охваты аудитории и пр. В маркетинге: поисковые системы Google и Яндекс. Кастомизация предложений — в зависимости от персональных потребностей человека. Таким образом, машинное обучение стало неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. По прогнозам экспертов, в 2025 году около 50 % аналитики данных будут автоматизированы [4]. ML технологии становятся активным способом развития сфер бизнеса, государств в целом.

Литература:

  1. Машинное обучение. [Электронный ресурс]. URL: https://www.calltouch.ru/blog/glossary/mashinnoe-obuchenie/
  2. Машинное обучение: типы, краткая история и принцип работы: [Электронный ресурс]. URL: https://gb.ru/blog/maschinnoe-obuchenie/
  3. РБК: Что такое машинное обучение и как оно работает. [Электронный ресурс]. URL:
  4. https://trends.rbc.ru/trends/industry/60c85c599a7947f5776ad409
  5. Рябенко М. Машинное обучение: просто о сложном. [Электронный ресурс]. URL: https://sbercloud.ru/ru/warp/blog/machine-learning-about
  6. Что такое машинное обучение. [Электронный ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-mashinnoe-obuchenie
  7. Что такое машинное обучение: возможности и сценарии применения: [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.yandex.ru/blog/posts/2022/10/machine-learning
Основные термины (генерируются автоматически): машинное обучение, искусственный интеллект, класс задач, данные.


Ключевые слова

искусственный интеллект, машинное обучение, ML- специалист, классы задач

Похожие статьи

Прогнозирование методом машинного обучения

В статье авторы рассматривают прогнозирование с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения, проблемы прогнозирования, методы машинного обучения и его возможности.

Исследование методов автоматического программирования с применением искусственного интеллекта

В статье автор исследует методы применения искусственного интеллекта для разработки инструментов разработки программного обеспечения направлены на создание интеллектуальных систем, способных автоматически анализировать, оптимизировать и документирова...

Искусственный интеллект: текущие достижения и перспективы

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «искусственный интеллект» и выявил области, в которых он применяется, а также рассмотрел его достижения и перспективы.

Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего

Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Использование искусственного интеллекта в управлении проектами

В статье автор исследует методы использования искусственного интеллекта в управлении проектами.

Использование машинного обучения при разработке информационной системы генеалогического древа математиков теории чисел

В статье автор рассказывает о том, как можно использовать машинное обучение при создании информационной системы.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Глубокое обучение: понятие и применение

В статье рассмотрены такие понятия как глубокое обучение и их возможности, сферы применения, также рассматриваются такое понятия как искусственный интеллект, машинное обучение и нейронные сети.

Алгоритмы кластеризации в машинном обучении

В статье рассматриваются основные алгоритмы кластеризации в машинном обучении.

Похожие статьи

Прогнозирование методом машинного обучения

В статье авторы рассматривают прогнозирование с использованием искусственного интеллекта и машинного обучения, проблемы прогнозирования, методы машинного обучения и его возможности.

Исследование методов автоматического программирования с применением искусственного интеллекта

В статье автор исследует методы применения искусственного интеллекта для разработки инструментов разработки программного обеспечения направлены на создание интеллектуальных систем, способных автоматически анализировать, оптимизировать и документирова...

Искусственный интеллект: текущие достижения и перспективы

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «искусственный интеллект» и выявил области, в которых он применяется, а также рассмотрел его достижения и перспективы.

Искусственный интеллект в строительной сфере: современное положение и перспективы будущего

Данная статья представляет собой попытку дать общее представление о том, что такое искусственный интеллект (ИИ). Также авторами рассматриваются некоторые способы применения систем с искусственным интеллектом в строительной отрасли: мониторинг деятель...

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Использование искусственного интеллекта в управлении проектами

В статье автор исследует методы использования искусственного интеллекта в управлении проектами.

Использование машинного обучения при разработке информационной системы генеалогического древа математиков теории чисел

В статье автор рассказывает о том, как можно использовать машинное обучение при создании информационной системы.

Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе

В статье рассматриваются возможности реализации компетентностного подхода на уроках геометрии. Представлены теоретические аспекты и способы их реализации с использованием информационных технологий.

Глубокое обучение: понятие и применение

В статье рассмотрены такие понятия как глубокое обучение и их возможности, сферы применения, также рассматриваются такое понятия как искусственный интеллект, машинное обучение и нейронные сети.

Алгоритмы кластеризации в машинном обучении

В статье рассматриваются основные алгоритмы кластеризации в машинном обучении.

Задать вопрос