Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенова, А. В. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова, З. В. Иванова, Г. Р. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99528/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлены результаты исследования и методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова : сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, современные дети.

Социокультурные изменения, происходящие в обществе, наложили след на развитие детской игры. К большому сожалению, в современном суетном мире, когда все стремительно меняется взрослые все меньше и меньше уделяют время детям, а те в свою очередь меньше играют, а особенно в сюжетно-ролевые игры.

Игра — наиважнейший вид деятельности дошкольника, в ней происходят мощные изменения в психике ребенка, подготавливающие переключение высокой стадии усовершенствования, это подчеркивалось в работах Д. Б. Эльконина, [4], Л. C. Выготского [1], О. В. Гударёвой [2].

В настоящее время возникает противоречие между возрастающими требованиями образовательных организаций к уровню психологической готовности детей и состоянием игровой деятельности в качестве ведущей, которая сегодня не обеспечивает должной готовности, неумение педагогов последовательно выстроить систему работы по развитию игровой деятельности детей 5–6 лет ДОУ и отсутствие заинтересованности родителей в развитии игровой деятельности указанного возраста.

Исследование развития сюжетно-ролевых игр проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары, в мониторинге приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5–6 лет. Для выявления уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников был подобран модифицированный вариант методики Калининой Р. Р. «Изучение игровой деятельности» [3]. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста оценивали по 7 критериям: 1) распределение ролей; 2) основное содержание игры; 3) ролевое поведение; 4) игровые действия; 5) использование атрибутики и предметов-заместителей; 6) использование ролевой речи; 7) выполнение правил.

В результате, были выявлены следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей 5–6 лет: большая часть детей (85 %) охотно использовали в своих играх атрибуты и предметы-заместители, игровые действия наблюдались у 80 % детей, они отличались многообразием, логично выстроены. Правила игры (50 %) соблюдались, но из-за возникновения конфликтных ситуаций были нарушены. Ролевое поведение наблюдалось у 60 % детей на всем протяжении игры. Были выполнены действия (60 %), связанные с отношением к другим людям. Ролевая речь развернутая (55 %), периодически переходил на прямое обращение. Дети самостоятельно распределяли роли между собой (55 %), при конфликтных ситуациях обращались за помощью воспитателя.

Результаты наблюдения за играми детей показали, что мальчики чаще играли в такие игры, как «Полицейские и бандиты», «Человек-паук», «Бэтмен», а девочки: «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери». Современный ребенок подробно знаком с жизнью и взаимоотношениями мультяшных героев, чем окружающих их близких людей. В сюжетах детских игр часто встречаются виртуальные персонажи, вымышленные имена, названия.

На основании полученных результатов диагностики, были разработали методические рекомендации для воспитателей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Выделены основные условия развития детской игры:

1) Грамотный и разнообразный подбор игрушек, предметов-заместителей и игровых материалов.

2) Компетентность и творческий подход педагога (самосовершенствование, повышение квалификации, и др.).

3) Современные дети — современный педагог. Дошкольному педагогу, как никому другому нужно быть в курсе всех современных тенденций, событий, происходящих вокруг ребенка, владеть гаджетами (книжные новинки, современные мультфильмы, радио- и телепередачи, игрушки и т. д.).

4) Сотрудничество с родителями (консультации — «Игры современных детей, какие они?», «Полезные и вредные игрушки», информационный уголок для родителей — «Волшебный мир игр», «Поиграем вместе», родительские собрания, круглые столы — «Почему уходит игра в куклы?», «Предметно-развивающая среда дома и в саду», приглашение на открытые занятия, создание и периодическое обновление памяток, брошюрок — «Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников», «Игры детей XXI в»., «Влияние мультфильма на игру детей», выставки совместных работ — «Домашние поделки», «Коллекция игрушек»).

Предлагаем несколько видов сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста:

—«Моя семья».

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, самостоятельно создавать игровую обстановку. Воспитать дружеское отношение друг к другу. Раскрывать нравственную ценность деятельности взрослых людей: взаимопомощь, ответственное отношение к своим обязанностям.

—«Школа».

Цель: Расширять представления детей об учебном заведении — школе, продолжать учить творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать уважительное отношение учителю и детям, уметь сплоченно играть в коллективе. Предварительная работа: Экскурсия в близлежащие школы МБОУ «СОШ № 45 и 54», беседа о школьных принадлежностях, просмотр иллюстраций по теме. Чтение литературных произведений Э. Мошковской «Мы играем в школу», С. Я. Маршака «Первое сентября».

—«Ателье Аврора».

Цель: продолжать работу по расширению и закреплению знания детей о работе в швейном ателье, профессиях сотрудников, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Предварительная работа: Экскурсия в швейное ателье «Аврора». Чтение произведений: Викторов «Я для мамы платье шила», С. Михалков «Заяц портной». Просмотр альбома «Мир ткани», журналов «Лиза», «Космополитен». Ручной труд «Пришиваем пуговицу». Изготовление атрибутов совместно с родителями.

— « Веселый полет ».

Цель: расширить знания детей о транспорте — самолёте, закрепить знания о деталях транспорта (крыло, хвостовая и носовая части, шасси, фюзеляж). Обогащать словарный запас: «стюардесса, бортпроводник», «пилот», «шасси», «фюзеляж». Предварительная работа: экскурсия в «Аэропорт Чебоксары».

—«Я солдат».

Задачи: Дать представления детям о вооруженных силах Р. Ф. Развивать такие качества, как смелость, бдительность. Вызвать у мальчишек желание служить в армии, расширить словарный запас детей — «партизан», «разведчики», «служба», «десантник», «часовой».

Таким образом, предложенные нами рекомендации помогут воспитателям развивать и обогащать игру детей в данном дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  2. Гударёва, О. В. Игра и психическое развитие современных 5- летних детей / О. В. Гударёва // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2003. — № 3. — С. — 50–57
  3. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. — СПб: Речь, 2003. — 144 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  5. https://centspec.ru/biblioteka/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-sovremennyh-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-6106775
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровая деятельность, дошкольное образовательное учреждение, игра, предварительная работа, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, детская игра, ролевая речь, ролевое поведение.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, современные дети

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности детей дошкольного...

Именно сюжетно-ролевая игра является одним из основных видов игры в дошкольном

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование.

Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность является одной из важнейших в дошкольный период.

Рассмотрим игровую деятельность в различных группах дошкольного учреждения.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Организация игровой деятельности детей старшего...

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетно-ролевыми играми и в

Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими...

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Развитие сюжетно-ролевой игры в игровой деятельности дошкольников происходит в.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют. Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра позволяет доступными методами и способами смоделировать окружающую действительность.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой... Сюжетно-ролевая игра ребенка в...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Так, время, которое в среднем затрачивают младшие дошкольники на сюжетно-ролевую игру, составляет 10–15 минут. У детей среднего дошкольного возраста данный временной промежуток на сюжетно-ролевую игру составляет 40–50 минут.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Помимо сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок моделирует свой опыт полоролевого поведения, необходимо также организовывать и другие виды игр, которые также несут в себе определенный потенциал для формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности детей дошкольного...

Именно сюжетно-ролевая игра является одним из основных видов игры в дошкольном

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование.

Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность является одной из важнейших в дошкольный период.

Рассмотрим игровую деятельность в различных группах дошкольного учреждения.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

Организация игровой деятельности детей старшего...

Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетно-ролевыми играми и в

Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими...

Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Развитие сюжетно-ролевой игры в игровой деятельности дошкольников происходит в.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют. Игра — одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра позволяет доступными методами и способами смоделировать окружающую действительность.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой... Сюжетно-ролевая игра ребенка в...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Так, время, которое в среднем затрачивают младшие дошкольники на сюжетно-ролевую игру, составляет 10–15 минут. У детей среднего дошкольного возраста данный временной промежуток на сюжетно-ролевую игру составляет 40–50 минут.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст...

Помимо сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок моделирует свой опыт полоролевого поведения, необходимо также организовывать и другие виды игр, которые также несут в себе определенный потенциал для формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

Задать вопрос