В данной статье рассматривается международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, противодействие незаконному обороту наркотических и психотропных веществ.
В большинстве наций большое значение придается уголовно-правовым средствам по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Данные действия связаны с активизацией преступных группировок из-за низкой раскрываемости данных преступлений, а также с повышенной опасностью данной группы преступлений для общества.
Существует большое количество угроз для человечества, которые несут за собой нелегальное распространение наркотиков и психотропных веществ, такие как коррупция, отмывание денег и распространение СПИДа и других заболеваний. Проведенные международными организациями исследования подтверждают тот факт, что с каждым годом наркосиндикаты наращивают обороты производства наркотических средств, а также совершенствуют способы доставки и маршруты провоза веществ. Вовлекая все большее количество людей к употреблению наркотиков.
В настоящее время нет государств, которые бы не осознавали всю опасность и пагубные последствия развития в своих странах незаконного сбыта наркотических веществ. Таким образом наркомания приобретает характер глобальной социальной проблемы. Все последствия наносят вред экономическому, культурному и политическим сторонам жизни государств, тем самым усиливая международное сообщество к принятию международно-правовых мер по предотвращению данной проблемы.
Страны разрабатывают и вводят в практику комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Так же особое значение выделяется вопросу предупреждения организационной преступности связанной незаконным оборотом наркотиков. Этот пункт является чрезвычайно сложно осуществимым, так как криминальные сообщества обладают огромными средствами, четкую внутреннюю структуру, распределение сфер влияния и функций, которые не так просто раскрыть.
В наше время, международное сообщество выработало и активно применяет ряд совместных средств для сдерживания незаконного оборота наркотиков, а конкретно два механизма:
1) договорно-правовой (конвенционный)
2) институционный (включающий сотрудничество международных организаций) [1].
Во всех данных международных договорах регулируются вопросы по проведению совместных профилактических мероприятий, оказания правовой помощи, выдача преступников для отбывания наказания по их гражданству а так же обмен оперативной и правовой информации. Международные договора так же обязуют всех стран-участников реформировать свое уголовное законодательство под мировые стандарты, для соответствии всем международным нормам по данным вопросам.
Актуальную международную базу легального и нелегального оборота наркотических веществ составляют международные конвенции ООН, резолюции специальных сессий ООН, соглашение и документы ООН, Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы и Евросоюза, документы стран СНГ, и иных организаций.
Согласно Конвенции 1971 года о психотропных веществах, она устанавливает международных контроль за такими веществами, как галлюциногены, стимулирующие седативно-гипнотические вещества, барбитураты и другие [2]. Так же в данной Конвенции данные вещества делятся на четыре списка. ПО первому списку изготовление, распределение и торговля веществами осуществляется по специальной лицензии, остальные три списка могут быть предоставлены отдельными лицами для лечебных целей, но под жестким контролем и по рецептам.
Россия участвует в данных конвенциях, правовая база нашей страны берет начало от ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» [3].
Существуют специальные органы, способствующие выработке законодательных рекомендаций и программ по борьбе с распространением и незаконной реализацией наркотических веществ.
За разработку политики, координацию мероприятий со всеми экономическими и социальными программами, а также доведения до соответствующих органов стран необходимых рекомендаций, отвечает Экономический и Социальный Совет Организации.
Анализ проблем и разработка предложений по усилению международного контроля над наркотиками возлагается на Комиссию по наркотическим средствам. Так же она всесторонне анализирует и мониторит международные договора по контролю над наркотиками и руководящими принципами и мерами, утвержденными Генеральной Ассамблеей.
Наблюдение за функционированием механизмов международного контроля лежит на Международном комитете по контролю над наркотиками. Так же одной из основных задач данного комитета является мониторинг потребностей в наркотических средствах, и обеспечение достаточных поставок наркотиков для медицинских и научных целей.
Программа ООН помогает государствам-членам ООН в выполнении международных договоров о наркотических средствах, и сотрудничает с различными организациями в таких сферах как координация деятельности специализированных учреждений в вопросах контроля над наркотическими средствами и обеспечивает осведомленность о общественно опасном последствии злоупотреблении наркотиками и психотропными веществами. Так же данная программа выступает в качестве центра по обмену опытом, и играет важную роль в поддержке стран участников данной программы [1].
Одной из таких групп является Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в рамках Совета Европы. Основной целью данной организации является помощь в реабилитации и профилактики. Однако функции данной группы многопрофильны, и охватывает весь спектр связанный с наркоманией.
Одним из важнейших сотрудничеств, является направление международного сотрудничества со странами СНГ. Данные связи внутри стран СНГ скреплены подписанными в 1992 году, Соглашением о сотрудничестве между МВД по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, и Соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 года. Так же одним из основных регулирующих межгосударственные отношения Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом в рамках СНГ, подписанное 30 ноября 2000 года [4].
Данное Соглашение регулирует большое количество аспектов, такие как основные принципы, формы сотрудничества, компетентные органы и так далее. Так же страны обязались учитывать в законодательстве необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование на основе взаимоприемлемых договоренностей метода контролируемой поставки наркотиков и прекурсоров, для своевременного выявления лиц, участников незаконного оборота и их уголовного преследования.
В октябре 2011 года страны участники СНГ подписали соглашение о передаче образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. С целью их дальнейшего исследования, определения потенциальных мест изготовления и сравнительных исследований.
Проанализировав международное право на соответствие необходимости борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ, однозначно указывает на необходимость его развития и совершенствования законодательства отдельных стран. Необходим комплекс мер, направленных на организацию и техническое обеспечение служб по контролю незаконного оборота наркотических и иных веществ в порту, а также перегрузами между судами в море, между судами и побережьем, для контроля в пределах морских пространств данных контрольных мероприятий. Международное право в данной области должно учитывать все особенности борьбы в различных пределах морских пространств, выполнения единых процедур в том числе и на судах иностранных судов, участвующих в незаконном обороте наркотиков. Не соблюдения единого порядка автоматически снижает эффективность мер, направленных государством на выявление и противодействие незаконного оборота наркотических веществ, и способствует возникновению осложнений в межгосударственных отношениях [1].
Стоит отметить, что сам факт наличия международных соглашений решает проблему с международным наркобизнесом. Для положительного результата эти соглашения должны эффективно работать, что в свою очередь зависит от многих факторов. Главным среди них можно назвать четкий механизм международно-правового контроля над соблюдением соглашений в этой области. Недостаточно только отчета государств о выполнении или не выполнением государствами своих обязанностей. Необходимо делать конкретные выводы из ошибок, и в дальнейшем опираться на полученный опыт.
Последующее развитие сотрудничества в сфере международной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить по следующим направлениям:
— развитие уже существующей правовой базы двусторонних и многосторонних отношений и связей с сопредельными государствами, оказание практической помощи между правоохранительными и таможенными органами.
— уничтожение имеющихся и предотвращение появления новых каналов вывоза и ввоза наркотических средств.
— укрепление фактических связей и обмен опытом между компетентными органами.
По итогу можно сказать, что без национальных и международных мер контроля, немедицинское использование наркотических и иных средств достигло бы высокого уровня, что могло бы привести к более высокому уровню смертности населения вследствие заболеваний. Международное сотрудничество является эффективным способом для борьбы с данным злом, поэтому я считаю необходимым продолжение их развития между странами.
Литература:
- Новоселов Н. Г., Моисеев Н. А. Пути совершенствования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. // Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел. — 2017. — № 1. — С. 126–129;
- «Конвенция о психотропных веществах» (заключена в г. Вене 21.02.1971)// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция 8 декабря 2020 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
- Законопроект № 1148616–7 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» от 30 ноября 2000 года// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
- Соловьев, В. С. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ / В. С. Соловьев. — Текст : электронный. — URL: https://ru.essays.club/Экономические-дисциплины/Международные-отношения/Международное-сотрудничество-327004.html (дата обращения: 22.01.2023).