Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 марта, печатный экземпляр отправим 20 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 31.12.2022

Статья просмотрена: 313 раз

Библиографическое описание:

Щербатюк, Н. С. Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия) / Н. С. Щербатюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98508/ (дата обращения: 03.03.2024).



В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Ключевые слова : психология, душа, мышление, сознание, поведение, психика, эпоха Возрождения.

Эпоха Возрождения — это важный период в развитии и становлении психологической науки. Предметом психологии в это время становится сознание. Начинают проводиться психологические исследования способностей, эмоциональной сферы, познавательной — закладываются основы дифференциальной психологии. Так или иначе, зарождается естественно-научная парадигма исследования человека.

В Италии первым, кто попытался выступить против традиций церкви был Лоренцо Валла (1407–1457): он отстаивал идею того, что в начале всего лежит природа, а не Бог, а человек является частью природы, а из этого следует, что и его душа также проявление природы, а не надприродная сущность. [2]

С такой позицией определения души человека был согласен и другой мыслитель данной эпохи — Пьетро Помпонацци. Он считал, что душа — это земное и природное свойство человека, а психические явления — это результат работы нервной системы и мозга. Со смертью организма исчезают и все психические проявления. [4].

Помимо критических трактатов, против схоластических учений выступали в научно учебных заведениях, учения которых имели цель трансформировать взгляды на изучение не физической части человека. Одним из таких центров был создан в Неаполе мыслителем из Италии Б. Телезио (1508–1588). Он разработал собственную систему взглядов, опираясь на стоические принципы. В основе его мировоззрения лежало утверждение, что в основе сотворения мира лежит материя, а человек — есть результат развития природы, который, как и все живое, обладает психическим — духом. [3]

Одним, из известнейших ученых Возрождения, был Леонардо Да Винчи (1452–1519). Леонардо прославился не только талантом к живописи, но и своими работами в области анатомии. Именно в анатомии он считал можно найти разгадку человеческих страстей, чувств и поведения. Он подробно, для того времени, описал общий механизм работы зрения, и вывел схему рефлекса зрачков. Да Винчи был очень близок к открытию рефлекторного принципа. [6]

В Испании также развивались гуманистические взгляды на индивидуальную природу человека: Хуан Луи Вивес являлся представителем опытного познания (сенсуализма), экспериментального метода и наблюдения, отрицая схоластику. В исследовании души считал главным вопрос не определение её сущности, а наблюдение индуктивных проявлений.

Одним из основных способов изучения данных процессов он считал внутренний опыт и самонаблюдения. Им было выдвинуто несколько основных состояний эмоционального фона:

— степени интенсивности: сильная, легкая, средняя;

— длительность эмоциональных состояний;

качественное содержание состояний (положительные или отрицательные). [3]

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов.

Учения Вивеса положили начало для появления в Европе эмпирической интроспективной ассоциации психологии. [3]

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х. Л. Вивеса, — врач Хуан Уарте (1530–1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам” [5]. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х.Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса:

— какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой;

— какие виды дарования имеются в человеческом роде;

— какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности;

— по каким признакам можно узнать соответствующее дарование

В Англии так же разделяли новые взгляды на понятии души. Так, материалистически ориентированный в своих научных взглядах английский ученый Т. Гоббс (1588–1679) полагал, что душа неотделима от тела и не является субстанцией особого рода, она вместе с приписываемыми ей качествами представляет собой так называемые призраки, или эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей или на движение материальных тел. Наука о душе должна, по его мнению, изучать душу не как целостную или самостоятельную сущность, а лишь отдельные свойства души, которые вполне объяснимы универсальными законами природы. [1]

В эпоху Возрождения предметом психологии выступает сознание. Впервые были проведены исследования способностей, изучение познания, эмоциональной сферы, аффектов. Широко использовался естественнонаучный подход к исследованиям психики. Были заложены основы дифференциальной психологии. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.

Литература:

  1. Ждан, А. Н. История психологии: от Античности до наших времен / А. Н. Ждан. — 5-е изд. — Москва: Академический проект, 2004. — 244 c. — Текст: непосредственный.
  2. Лоренцо Валла Об истинном и ложном благе. О свободе воли / М. Наука 1989 / 474
  3. Немов Р. С. Психология / Немов Р. С. — 5-е изд. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос,2006.
  4. Помпонацци П. трактат «О бессмертии души» / Москва. Академия общественных наук 1990/ 312 с.
  5. Хуан Уарте Исследование способностей к наукам / М. Наука 1960 / 319с
  6. Якунин В. А. История психологии / Якунин В. А. — Москва 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, дифференциальная психология, душ, взгляд, Европа, предмет психологии, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения...

Эпоха Возрождения имела огромное значение для становления экспериментальных наук.

Ф. Бэкону, завершающему философию этой эпохи и открывающему новый этап в развитии европейской философии.

у человека, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности [2; с. 36 – 37].

2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.

Структура мировоззренческих ориентаций | Статья в журнале...

...состояние духовной сферы в современном обществе, то нашу эпоху, вслед за Ж.-Ф.Лиотаром, можно назвать

Данная тема стала предметом исследования многих ученых, в частности, Л. А. Давыдовой [2], Г. Е

На первый взгляд может показаться, что по этому вопросу уже высказано все

3. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский.

Предмет психологии, ее связь с другими науками

Библиографическое описание: Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими

Психология (psyche – душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке.

другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям

В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна.

Развитие психологии и его периоды в XIX столетии

Библиографическое описание: Мясоедов, А. И. Развитие психологии и его периоды в XIX столетии / А. И. Мясоедов.

Помимо этого его мысли стали базой для формирования определенных сфер психологии, к

Подобным способом, новейший предмет исследования психологии — действия индивидуума.

Появление дифференциальной психологии.

Формирование психологических концепций в XVII–XVIII веках

В истории психологии Рене Декарту (1596–1650) отводится одно из особых мест, так как

Оно в корне разнится с таким воззрением, как «душа». Из общих убеждений и взглядов на жизнь, какими

Взамен психологической науки о душе приходит «психология с отсутствием души», как

Согласно Локку, предметом психологической науки считается внутренний навык...

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте...

От эпохи к эпохе взгляды на понятие «душа» менялись, к свойствам души добавили

Таким образом тело, как и животные, рассматриваются как объекты лишённые души.

Начинает формироваться принцип «психологии без души», который сформулировал Ф. Ланге.

В ХVIII в. предметом психологических наблюдений становится дух (душа) целого народа.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

...предметом пристального изучения, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Интересен тот факт, что уже в 1960 году на страницах журнала «Вопросы психологии» в

Важным на наш взгляд, является то обстоятельство, что до формулирования собственной

В 2012 году выходит книга И. Н. Андреевой «Азбука эмоционального интеллекта» [1], в которой...

Трансформация понятия «здоровье»: от античных времен...

В эпоху Средневековья претерпевает трансформацию античная концепция здоровья.

Именно эта цивилизация сумела сохранить специфический взгляд на здоровье со времен древнего мира.

Васильева О. С., Филатов Ф. Г. Психология здоровья человека, учеб. пособ., М., 2001.

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории...

Похожие статьи

Проблема чувственности в философии и науке Возрождения...

Эпоха Возрождения имела огромное значение для становления экспериментальных наук.

Ф. Бэкону, завершающему философию этой эпохи и открывающему новый этап в развитии европейской философии.

у человека, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности [2; с. 36 – 37].

2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика.

Структура мировоззренческих ориентаций | Статья в журнале...

...состояние духовной сферы в современном обществе, то нашу эпоху, вслед за Ж.-Ф.Лиотаром, можно назвать

Данная тема стала предметом исследования многих ученых, в частности, Л. А. Давыдовой [2], Г. Е

На первый взгляд может показаться, что по этому вопросу уже высказано все

3. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский.

Предмет психологии, ее связь с другими науками

Библиографическое описание: Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими

Психология (psyche – душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке.

другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям

В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна.

Развитие психологии и его периоды в XIX столетии

Библиографическое описание: Мясоедов, А. И. Развитие психологии и его периоды в XIX столетии / А. И. Мясоедов.

Помимо этого его мысли стали базой для формирования определенных сфер психологии, к

Подобным способом, новейший предмет исследования психологии — действия индивидуума.

Появление дифференциальной психологии.

Формирование психологических концепций в XVII–XVIII веках

В истории психологии Рене Декарту (1596–1650) отводится одно из особых мест, так как

Оно в корне разнится с таким воззрением, как «душа». Из общих убеждений и взглядов на жизнь, какими

Взамен психологической науки о душе приходит «психология с отсутствием души», как

Согласно Локку, предметом психологической науки считается внутренний навык...

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте...

От эпохи к эпохе взгляды на понятие «душа» менялись, к свойствам души добавили

Таким образом тело, как и животные, рассматриваются как объекты лишённые души.

Начинает формироваться принцип «психологии без души», который сформулировал Ф. Ланге.

В ХVIII в. предметом психологических наблюдений становится дух (душа) целого народа.

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

...предметом пристального изучения, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Интересен тот факт, что уже в 1960 году на страницах журнала «Вопросы психологии» в

Важным на наш взгляд, является то обстоятельство, что до формулирования собственной

В 2012 году выходит книга И. Н. Андреевой «Азбука эмоционального интеллекта» [1], в которой...

Трансформация понятия «здоровье»: от античных времен...

В эпоху Средневековья претерпевает трансформацию античная концепция здоровья.

Именно эта цивилизация сумела сохранить специфический взгляд на здоровье со времен древнего мира.

Васильева О. С., Филатов Ф. Г. Психология здоровья человека, учеб. пособ., М., 2001.

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории...

Задать вопрос