Образование и функционирование Народного комиссариата государственной безопасности СССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Сидоров, П. В. Образование и функционирование Народного комиссариата государственной безопасности СССР / П. В. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 290-291. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98474/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье приводится документальное обоснование этапов формирования Народного комиссариата государственной безопасности, изменение его структуры и рассматривается роль в обеспечении национальной безопасности Советского Союза.

Ключевые слова: Народный комиссариат государственной безопасности, ГУГБ НКВД, НКГБ СССР, органы государственной безопасности.

История советских правоохранительных органов является важной составной частью истории советского государства и права, а особенно органов, отвечающих за безопасность советского государства. Органы государственной безопасности в советском государстве прошли много этапов становления, развития и последующего перерождения, начиная с образования Всероссийской чрезвычайной комиссии 20 (7) декабря 1917 года и заканчивая реорганизацией Комитета государственной безопасности 3 декабря 1991 г. Особое место в истории органов государственной безопасности, по праву, занимает период Великой Отечественной войны, когда перед советским государством (а также всей отечественной государственностью) стоял вопрос о выживании страны. Большую часть войны за государственную безопасность отвечал самостоятельный народный комиссариат — Народный комиссариат государственной безопасности (далее — НКГБ).

История становления НКГБ начинается незадолго до начала Великой Отечественной войны. Постановлением Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) от 3 февраля 1941 г. был образован Народный комиссариат государственной безопасности Союза ССР [4], путём выделения Главного управления государственной безопасности НКВД СССР (далее — ГУГБ НКВД) в отдельный народный комиссариат для улучшения эффективности работы советских правоохранительных органов. 1 марта 1941 был принят Закон СССР, вносивший изменения в Конституцию СССР и законодательно закрепивший НКГБ в качестве отдельного комиссариата в Совете народных комиссаров СССР [2]. Народным комиссаром (далее — нарком) государственной безопасности был назначен В. Н. Меркулов, который до этого был первым заместителем наркома НКВД Л. П. Берия и начальником ГУГБ НКВД.

Согласно Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 3.02.1941 «О разделении Наркомата внутренних дел СССР на два наркомата» на НКГБ возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности, а именно: ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и прочее. Для выполнения данных задач в состав Народного комиссариата государственной безопасности вошли следующие управления: Разведывательное, Контрразведывательное, Секретно-политическое, Управление коменданта Московского Кремля, Следственная часть (на правах управления) и ряд самостоятельных отделов, существовавших ранее в НКВД СССР. Главные экономическое и транспортное управления были упразднены, часть функций этих управлений возлагалась на Контрразведывательное и Секретно-политическое управления НКГБ СССР [4]. Военная контрразведка была передана в подчинение Народного комиссариата обороны (НКО) и Народного комиссариата Военно-Морского Флота (НКВМФ) СССР.

Руководство страны не успело к началу войны закончить реформирование органов государственной безопасности, и 20 июля 1941 года НКГБ и НКВД были вновь объединены в НКВД СССР (НКГБ стал вновь ГУГБ НКВД) [3]. Этим решением руководство страны отменило ранние реформы органов государственной безопасности, в надежде на укрепление системы правоохранительных органов, для улучшения ситуации на фронте. Решение о проведении реорганизации в период войны было весьма спорным.

Тяжёлое положение, сложившееся на фронте в 1941-1942 гг., эвакуация населения на Восток СССР, перебазирование промышленных предприятий из угрожаемых районов, мобилизация населения на оборонно-массовые работы значительно осложнили обстановку в национальных республиках, краях и областях Северного Кавказа. Расширились каналы и возможность проникновения в тыл страны агентуры немецких спецслужб. Реальной была угроза активных подрывных действий немецкой разведки [6, с. 40]. Органы государственной безопасности успешно боролись с врагом, но была большая проблема с кадровым составом. Л. П. Берия и В. Н. Меркулов в своих приказах указывали на значительный уровень ротации кадров (что неудивительно во время войны), на недостаточный уровень их профессиональной подготовки, что с неизбежностью порождало низкое качество агентурно-оперативной и следственной работы в региональных органах государственной безопасности. Несмотря на это, сотрудники органов госбезопасности успешно боролись с врагом. Был проведен успешных разведывательных и диверсионных операций. Контрразведка смогла скрыть от немцев большую часть планов советского военного командования по контрнаступлению и окружению 6-ой армии Вермахта в Сталинграде. Особыми отделами НКВД (военная контрразведка, которая было вновь передана в подчинение НКВД) было выявлено множество пособников немецкой разведки в частях Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее — РККА). Сотрудниками госбезопасности были ликвидированы многочисленные подпольные антисоветские контрреволюционные группировки в тылу, сотрудничающие с немецкой разведкой. И одним из важнейших успехов органов государственной безопасности в начале войны стала успешная эвакуация промышленности с запада страны на Восток, что стало одним из важнейших факторов будущих побед советского народа.

К весне 1943 года после переломной победы в Сталинградской битве руководство страны окончательно осознало необходимость и получило возможность на повторное проведение реформ органов государственной безопасности. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 14.04.1943 «оперативно-чекистские управления и отделы» (ГУГБ НКВД) были вновь выделены из состава НКВД и на их базе был вновь образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР [5]. Согласно данному постановлению, на НКГБ возлагались все те же задачи. Отдельным подпунктом добавили «охрану руководящих кадров партии и правительства».

Структура НКГБ СССР была следующей: Секретариат; 1-е Управление (разведка); 2-е Управление (контрразведка); 3-е Управление (транспортное); 4-е Управление (диверсионное); 5-е Управление (шифровально-дешифровальное); 6-е Управление (охрана); Управление коменданта Московского Кремля; Административно-хозяйственно-финансовое управление; Следственная часть по особо важным делам; Отдел «А» (учетно-архивный); Отдел «Б» (применение оперативной техники); Отдел «В» (перлюстрация корреспонденции); Отдел кадров. Руководителем Наркомата государственной безопасности СССР был вновь назначен В. Н. Меркулов.

Окончательное выделение органов государственной безопасности в отдельный наркомат (позже министерство) позволило эффективно организовать их деятельность по борьбе с врагом. При этом сохранялся контроль со стороны наркома НКВД и члена Государственного комитета обороны Л. П. Берия за деятельностью всех правоохранительных органов для удобства в координации их деятельности в тяжелое для страны время.

Сотрудники НКГБ успешно служили Родине, боролись с разведкой, контрразведкой и диверсионными отрядами противника, обеспечивали безопасность промышленности и транспорта, уничтожали антисоветские группировки в тылу, охраняли руководство страны. Их деятельность внесла ощутимый вклад в самую важную цель того периода — Победу в Великой войне.

Литература:

  1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. — 1936. — № 283 (утратил силу).
  2. Закон СССР от 01.03.1941 «Об изменении и дополнении статей 23, 78 и 83 Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1941. — № 12 (утратил силу).
  3. Указ Президиума ВС СССР от 20.07.1941 «Об объединении Народного Комиссариата внутренних дел СССР и Народного Комиссариата государственной безопасности СССР в единый Народный Комиссариат внутренних дел СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1941. — № 33 (утратил силу).
  4. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 3.02.1941 «О разделении Наркомата внутренних дел СССР на два наркомата» // Архив ЦА ФСБ России.
  5. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 14.04.1943 «Об организации Народного комиссариата государственной безопасности СССР» // Архив ЦА ФСБ России.
  6. Малышева, Е. М. Органы НКВД-НКГБ в политической системе СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / Е. М. Малышева // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 38–45.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная безопасность, Народный комиссариат, СССР, руководство страны, советское государство, немецкая разведка, орган, Великая Отечественная война, Московский Кремль, Следственная часть.


Ключевые слова

органы государственной безопасности, Народный комиссариат государственной безопасности, ГУГБ НКВД, НКГБ СССР

Похожие статьи

Реализация организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел

В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.

Задачи и структура Министерства внутренних дел РФ

В данной статье рассматриваются понятие Министерства внутренних дел РФ, его структура, органы внутренних дел, их назначение, направления деятельности полиции, основные задачи.

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Организация государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях

В статье проводится анализ особенностей организации государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях.

Управление в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления

В настоящей статье рассмотрены вопросы управления в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления.

Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел

В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пут...

Роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности России

Статья посвящена роли, задачам Федеральной службы безопасности РФ в системе органов национальной безопасности РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ в современный период развития отечественных спецслужб.

Управление в сфере внутренних дел в системе государственного управления

В статье проводится анализ особенностей управления в сфере внутренних дел в системе государственного управления. Автором отмечаются различные подходы и существующие взгляды по данному вопросу, представляющие в совокупности целый комплекс теорий.

Похожие статьи

Реализация организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел

В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.

Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.

Задачи и структура Министерства внутренних дел РФ

В данной статье рассматриваются понятие Министерства внутренних дел РФ, его структура, органы внутренних дел, их назначение, направления деятельности полиции, основные задачи.

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Организация государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях

В статье проводится анализ особенностей организации государственного управления в сфере внутренних дел на региональном и муниципальном уровнях.

Управление в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления

В настоящей статье рассмотрены вопросы управления в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления.

Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел

В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пут...

Роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности России

Статья посвящена роли, задачам Федеральной службы безопасности РФ в системе органов национальной безопасности РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ в современный период развития отечественных спецслужб.

Управление в сфере внутренних дел в системе государственного управления

В статье проводится анализ особенностей управления в сфере внутренних дел в системе государственного управления. Автором отмечаются различные подходы и существующие взгляды по данному вопросу, представляющие в совокупности целый комплекс теорий.

Задать вопрос