Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе

Педагогика
30.12.2022
188
Поделиться
Библиографическое описание
Малянова, М. Г. Возможность использование видеоопытов при изучении химии в 8-м классе / М. Г. Малянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98449/.


В статье рассматривается возможность использования видеоопытов при изучении неорганической химии в 8-м классе при отсутствии условий реального проведения опытов в химическом кабинете.

Ключевые слова: урок, неорганическая химия, видеоопыты по химии.

В настоящее время одной из главных проблем предмета «Химия» в школе является отсутствие экспериментальной и исследовательской установок в процессе ее изучения. Это связано с тем, что произошло сокращение часов, отводимых на изучение химической науки в школе, изменилось содержания учебников и учебных пособий по химии 8-го класса, в химических кабинетах в школе либо частично, либо полностью отсутствуют лабораторное оборудование и необходимые реактивы, сократилась ставка лаборанта в школе и многие другие причины.

Вследствие этого учащимся 8-го класса химия стала неинтересна как школьный предмет из-за чрезмерного теоретического ее преподавания в школе. Но вскоре эта проблема была частично решена при создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, а именно с появлением видеоопытов по химии, которые полезны при их использовании, как на уроке, так и при самостоятельной работе учащихся 8-го класса при труднодоступности реактивов или трудоемкости выполнения опытов [2].

Школьный курс химии 8-го класса по Г. Е. Рудзитису и Ф. Г. Фельдману содержит следующие разделы: 1) первоначальные химические понятия; 2) кислород (горение); 3) водород; 4) вода (растворы); 5) количественные отношения в химии; 6) важнейшие классы неорганических соединений; 7) периодический закон и строение атома; 8) строение вещества (химическая связь) [1].

В образовательном ресурсе по неорганической химии для учащихся 8-го класса представлены видеоопыты по следующим разделам — № 1, № 3, № 4 и № 6, то есть даже и при реальном проведении в школе возможны только химические опыты в указанных выше разделах, так как опыты под номерами № 7 и № 8 невозможны из-за тонкостей уже на элементарном уровне [1].

К каждому видеоопыту в данном ресурсе имеются текстовые аннотации с указанием хода работы, оборудования, техники безопасности и уравнения реакции, если оно имеется в контексте эксперимента (Рис. 1) [2].

Видеоопыт «Взаимодействие оксидов металлов (основных оксидов) с кислотами»

Рис. 1. Видеоопыт «Взаимодействие оксидов металлов (основных оксидов) с кислотами»

Но ограничиваться только просмотром этих химических видеоопытов не стоит, необходимо учителю химии придумывать и разрабатывать различные задания по содержанию просмотренного опыта для запоминания и понимания хода химического процесса.

Поэтому далее будут приведены примеры химических заданий по конкретным видеоопытам из курса неорганической химии 8-го класса.

По разделу «Первоначальные химические понятия» имеются видеоопыты по разделению смесей, физическим и химическим явлениям, химическим реакциям. В теме данного раздела «Простые и сложные вещества» необходимо провести демонстрационные опыты, чтобы понять различие между смесями и химическими соединениями, поэтому для этого, сначала необходимо ознакомиться с содержание опытов «Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды» и «Реакция соединения серы с железом», а после на основе просмотра видеоопытов заполнить таблицу (Рис. 2).

Таблица «Сравнение смесей и химических соединений» [1]

Рис. 2. Таблица «Сравнение смесей и химических соединений» [1]

В разделе «Водород» по теме «Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение» можно предложить после просмотра видеоопыта по получению водорода и проверки его на чистоту задание, которое будет заключаться в том, что необходимо зарисовать способы его получения и записать соответствующие уравнения реакций (Рис. 3).

Установка по сбору водорода методом вытеснения воздуха

Рис. 3. Установка по сбору водорода методом вытеснения воздуха

В разделе «Важнейшие классы неорганических соединений» самым незапоминающимся моментом у учащихся является таблица изменения цвета различных индикаторов при действии растворов кислот и щелочей, поэтому необходимо после изучения каждой темы по свойствам кислот и щелочей и просмотра соответствующих видеоопытов, предложить на этапе закрепления изученного материала и на этапе повторения пройденного материала на новом уроке заполнить таблицу (Рис. 4) [1].

Таблица «Изменение индикаторов в среде»

Рис. 4. Таблица «Изменение индикаторов в среде»

Также по данному разделу много видеоопытов по свойствам оснований, кислот и солей, поэтому после просмотра каждого опыта можно предложить учащимся записать соответствующие уравнения реакций.

Таким образом, использование видеоопытов по неорганической химии в 8-м классе нивелирует отсутствие реального эксперимента на уроке химии, когда нет возможности провести лабораторные опыты в химическом кабинете при отсутствии необходимых реактивов или же трудоемкости их выполнения, но заменить полностью их виртуальностью ни в коем случае не рекомендуется.

Литература:

  1. Неорганическая химия. Видеоопыты. — Текст: электронный // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/?interface=themcol (дата обращения: 28.12.2022).
  2. Рудзитис, Г. Е. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 4-е издание. — Москва: Просвещение, 2016. — 207 с. — ISBN 978–5-09–037746–1. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
урок
неорганическая химия
видеоопыты по химии
Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 207-209):
Часть 3 (стр. 155-227)
Расположение в файле:
стр. 155стр. 207-209стр. 227

Молодой учёный