В статье автор пытается охарактеризовать факторы и условия развития конкретного муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное имущество, Александровский муниципальный округ, местное самоуправление, муниципальная собственность, земельный участок
Социально-экономическое развитие любого муниципального образования зависит в первую очередь от того, насколько эффективно на данной территории осуществляется финансовое управление. И здесь на первое место выходит значимость грамотного формирования и исполнения местного бюджета. Важная роль при этом отводится финансовому планированию как одной из важнейших функций управления финансами. Местная администрация осуществляет подготовку и согласование бюджета на основе приоритетов, установленных представительным органом местного самоуправления. А сами приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития муниципального образования. Утверждение самого бюджета муниципального образования осуществляет представительный орган местного самоуправления. При этом согласно Устава муниципального образования формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно и является не простой сметой доходов и расходов, а важнейшим инструментом реализации планов развития муниципального образования.
Формирование местных бюджетов должно осуществляться путем применения единой методологии и социальных норм. Составление проектов бюджетов муниципальных образований, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации в целях соблюдения принципа единства.
Основными проблемами в бюджетной сфере в настоящее время являются:
— обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований;
— совершенствование системы регулирования бюджетными ресурсами и самого бюджетного процесса;
— укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
— разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджета и распределения бюджетных средств.
БюджетАлександровского муниципальногоокругаявляется зависимым от регулирующих доходов, что приводит его в полную зависимость и негативно сказывается на развитии муниципального образования.Необходимо принимать меры для того, чтобы увеличивать доходную часть бюджета за счет собственных доходов, а сделать это можно либо путем увеличения доли налоговых поступлений, либо неналоговых. Оценивая ситуацию последних лет, можно сделать вывод, что в ближайшие годы не ожидается большого роста поступления налогов, которые формируют бюджет Александровского муниципального округа. При этом на территории муниципального образования огромная часть выплачиваемой заработной платы находится в так называемом «теневом» секторе экономики, однако могло бы стать достаточным резервом для увеличения поступлений доходов от НДФЛ в бюджет муниципального округа. Так как налог на доходы физических лиц в бюджете муниципального образования являетсясамым значимым налогом с населения, то основной задачей муниципальной и краевой власти в сфере налоговой политики должно стать принятие мер, направленных на повышение дисциплины работодателей — налоговых агентов, осуществляющих удержание и перечисление налога в бюджет. Ведь зачастую работодатели не производят удержания и несвоевременного перечисления сумм налога в бюджет, что, по сути, является формой налогового кредита.Всвязи с этим, необходимо проведение таких мероприятий как:
— проведение индивидуальной работы с недобросовестными работодателями на заседаниях межведомственных комиссий и привлечение их к реальной ответственности за выявленные нарушения;
— проведение информационной работы через средства массовой информации, телевидение, о выплате работодателями заработной платы «в конвертах» своим работникам.
Результатом от выполнения данных мероприятий должен стать рост фонда оплаты труда на территории Александровского муниципального округа и соответственно увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц также является важнейшим источником доходов муниципального образования и в целях повышения их поступлений в бюджет необходимо работать над сокращением задолженности по уплате, совершенствовании механизмов налогового администрирования и усилении борьбы с налоговыми правонарушениями, в том числе за счет муниципального контроля.Необходимо проводить инвентаризацию земли по уточнению адресной информации о правообладателе и виду использования участков, выявлять собственников имущества и земельных участков, не оформивших в установленном законодательством порядке имущественные права. Положительно бы сказалось и изменение вышестоящего законодательства в части предоставления муниципалитету больше прав, в том числе при распоряжении земельными участками муниципального образования, при формировании и утверждении их кадастровой стоимости, при установлении дополнительных элементов налогообложения. На территории Александровского муниципального округа имеются земельные участки, одинаково используемые под базы отдыха с расстоянием между собой не более одного километра, но при этом аренда за землю одной из них идёт в краевой бюджет лишая местный бюджет определенной части дохода.Проблемой неполучения большой части местных налогов является проблемы налогового администрирования. Ведь полномочия администраторов доходов бюджета бюджетной системы РФ возложены на федеральные и территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ. А эффективность администрирования данных налогов зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы и здесь проблема обусловлена недостаточным информационным обменом с регистрирующими органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что влияет на достоверность, полноту и своевременность внесения сведений в формирование налоговой базы и собираемость налогов. Решением данной проблемы должна стать разработанная на федеральном уровне единая программа по электронному обмену информацией, которая позволит быстро и качественно владеть и использовать информацию. Положительную практику может внести изменение в федеральное и краевое законодательство в части использования такого резерва по доходам в бюджет как обложение земельным налогом земельных участков под многоквартирными домами. Ведь если земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом (МКД) сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то у собственников как жилых, так и нежилых помещений этого дома возникает право общей долевой собственности и на земельный участок, а это значит и обязанность по оплате земельного налога. Однако, в данном случае необходимо решение общего собрания собственников для формирования земельного участка и затем уже обращение в органы местного самоуправления, что означает фактическое уклонение собственников от уплаты налогов, ведь механизма понуждения собственников либо самостоятельной инициативы муниципалитета в настоящее время нет. Решение данного вопроса по предоставлению органам местного самоуправления прав в части осуществления формирования земельного участка самостоятельно будет стимулировать собственников жилья к участию в закреплении необходимого им по площади земельного участка.
Чтобы способствовать росту неналоговых доходов бюджета Александровского муниципального округа, прежде всего, необходимо повышение эффективности использования муниципальной собственности. Весь процесс управления и распоряжения объектами собственности регулируется нормативными правовыми актами как на федеральном, региональном уровнях, так и на муниципальном. Муниципальная собственность является экономической основой самостоятельности местного самоуправления, поэтому эффективное управление ею должно быть направлено на достижение оптимальной пропорции между вещественным и стоимостным проявлениями собственности. Поэтому идеальной ситуацией в данном случае является ситуация, при которой все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставляются населению за плату, покрывающую их себестоимость. Решить проблему эффективного управления муниципальным имуществом можно при выполнении следующих мероприятий:
- Обеспечение полного и своевременного учета муниципального имущества. Ведение реестра муниципального имущества, обеспечивающего разностороннее (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.
- Обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом (соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей), в том числе при его отчуждении, закреплении в хозяйственном ведении или оперативном управлении, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использовании в качестве обеспечения кредитных обязательств (ипотека).
- Обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования муниципального имуществавцелях социально-экономического развития муниципального образования, для повышения инвестиционной привлекательности муниципальной недвижимости.
- Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по целевому назначению муниципального имущества с извлечением максимального социального эффекта.
- Увеличение поступлений в доход бюджета доходов от использования как некоммерческого, так и коммерческого муниципального имущества.
Для того чтобы эффективно управлять муниципальным имуществом необходимо:
— произвести оценку соответствия, имеющегося в распоряжении муниципального образования имущества исполняемым им функциям. Обеспечить полный учет имущества муниципальной собственности;
— сформировать оптимальный имущественный комплекс в соответствующей сфере деятельности;
— создать систему экономического мониторинга за грамотным и рациональным использованием муниципального имущества подведомственными организациями. А это значит осуществлять постоянный контроль за его использованием, за поддержанием имущества в надлежащем как техническом, так и эстетическом состоянии. Необходимо активно использовать муниципальное имущество в различных инвестпроектах, обеспечивать простой и удобный доступ предпринимателей к участию в эксплуатации муниципальных объектов недвижимости.
Главным шагом к увеличению объёма неналоговых доходов бюджета является инвентаризация муниципальной собственности, а вторым — учет ее использования. Для облегчения и ускорения процедуры проведения инвентаризации имущества является её автоматизация. Это возможно при помощи нанесения на объекты учета специальных штрих-кодов, которые возможно считывать при помощи специального сканера. Кроме того, существует ряд других современных способов, позволяющих быстро и качество провести инвентаризацию и получить актуальные сведения по конкретному объекту (система RFID-идентификации, применение средств видео- и фотофиксации).
Для уменьшения затрат по содержанию муниципального имущества и увеличения собственных доходов бюджета муниципального образования органам местного самоуправления целесообразно рассматривать вопрос о сдаче в аренду либо продаже каждого объекта с учетом их территориального расположения, особенностей и возможностей использования, состояния и других факторов. В Александровском муниципальном округе представительным органом ежегодно утверждается программа приватизации муниципального имущества, но процент выполнения с каждым годом уменьшается, так как отсутствуют реальные покупатели данного имущества. И основная проблема заключается не в их отсутствии, а в плохом качестве доведения информации о возможности приобретения либо получения в аренду муниципального имущества. Ведь муниципальная собственность могла бы стать существенной поддержкой для малого бизнеса округа, у которых появилась бы возможность создания условий для насыщения местных рынков товарами и услугами. Можно было бы обеспечить надлежащее функционирование производственной и социальной инфраструктуры территории. При этом арендная плата стала бы важным и стабильным источником доходов, с помощью которого можно было бы в определенной мере удовлетворить потребности социальной сферы, способствуя сохранению достигнутого жизненного уровня граждан.
В Александровском округе вариант пополнения неналоговых доходов в связи с установлением повышающих ставок арендной платы не будет актуальным, так как доходы населения не стабильны и не высоки, а у частного бизнеса есть огромные варианты использования имущества, не принадлежащего муниципалитету, так как на территории имеются большие возможности по аренде и приобретению земельных участков и зданий, помещений, находящихся в частных руках разорившегося или нефункционирующего бизнеса.
В связи с тем, что численность населения Александровского муниципального округа за последние годы имеет тенденцию к снижению, что соответственно сказывается и на количестве детского населения — ежегодно наблюдается тенденция о необходимости объединения зданий детских садов и школ с целью сокращения расходов по содержанию имущества, необходимо включить в план приватизации данные здания, которые зачастую располагаются в центре населенных пунктов округа. Для предпринимателей данные объекты интересны своим расположением, а также техническим состоянием, так как муниципалитет содержал данное имущество в достаточно хорошем состоянии. В результате приватизации или сдачи в аренду данного имущества у муниципального образования также увеличится доходная часть, которая может быть направлена на социально-экономическое развитие округа.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства Александровского муниципального округа представлена огромным процентом нахождения имущества в частной собственности, а также большим процентом износа. Считаю, что необходимоданное имущество изымать или иным способом передавать муниципалитету с целью проведения капитального ремонта, реконструкции в рамках участия муниципального образования в краевых и федеральных проектах. Да, это повлечет дополнительные расходы из бюджета муниципального округа, но в дальнейшем позволит передать бизнесу по концессионным соглашениям и при этом контролировать процесс водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населенных пунктов.
С 2018 г. в отдельных населенных пунктах (р.п. Яйва, г. Александровск) Александровского муниципального округа была произведена полная замена уличных светильников на энергосберегающие, что позволило сэкономить бюджетные средства порядка 3 млн. рублей ежегодно. Необходимо в ближайшие годы продолжить данную работу и произвести замену уличного освещения по всей территории муниципального образования, а также замену старого электрооборудования на энергоэффективные модели в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта и прочих социально-значимых объектах округа. Положительно скажется обучение сотрудников на курсах повышения квалификации в сфере энергосбережения и выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при проведении ремонтов в помещениях (зданиях) и прочее. В результате использования системы эффективного энергосбережения получится избежать энергопотерь при транспортировке энергоресурсов и высокого энергопотребления. Реализация энергосберегающих мероприятий позволит обеспечить энергетическую безопасность муниципального округа, повысить конкурентоспособность территории, сэкономить энергоресурсы, снизить уровень роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, повысить устойчивость коммунальных систем жизнеобеспечения населения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы обеспечить эффективное, устойчивое и комплексное развитие Александровского муниципального округа необходимо выявить слабые стороны его финансового обеспечения и сформировать основные направления грамотной деятельности органов местного самоуправления по формированию и использованию бюджетных средств.
Литература:
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.