Ключевые слова: креативность, молодежь, химическая зависимость.
В настоящее время социальная ориентация направлена на креативных и активных личностей. Их креативность может проявляться в социальных и экономических, а также в культурных трансформациях. В связи с этим, изучение креативности на данный момент набирает популярность и становится достаточно актуальной.
Каждый человек имеет право проявлять креативность где-либо, так как любой из нас неповторим. Однако множество людей сильно закомплексованы, постоянно во всем сомневаются, опираются на стереотипы, из-за которых они не могут быть креативными. Многие люди довольно узко мыслят, считая ход своего мышления единственным и верным, не понимая, что существует огромное множество других взглядов и мнений [1; 7].
Зарубежные исследования креативности принадлежат К. Р. Роджерсу, Х. Э. Штейнбаху и многим другим ученым в области психологических наук.
В то же время отечественные исследования в области креативности принадлежат К. А. Афанасьевой, А. В. Батаршеву, К. А. Симкаевой и др.
Долгое время креативное мышление рассматривалось в рамках дивергентного мышления. Со временем оно стало изучаться как самостоятельный аспект, который состоит из различных факторов.Тем не менее, нет общих взглядов на особенности креативности [2].
Креативность формируется на протяжении всей жизни человека. Активнее всего можно заметить проявления креативности у молодых людей и девушек. Это связано с тем, что молодежь борется за собственное место в жизни, свое мнение, конфронтирует с родственниками, учителями, ровесниками. В случае отверженности молодые люди могут испытывать затруднения. Такими людьми, как правило, оказывается достаточно креативная молодежь [4; 5; 9].
Если обратиться к статистическим данным по молодежи, страдающей химической зависимостью, то можно обнаружить наличие интеллектуальных людей. Согласно исследованиям, около 20 % молодых людей и девушек имели высокие показатели интеллекта до начала употребления химических веществ. Нередким является наличие креативности мышления у молодежи с химической зависимостью. Интересным является то, из-за чего такая молодежь реализует свои возможности не в положительной деятельности, а в разрушительной [3; 6].
Под креативностью также понимают предрасположенности человека в рамках художественности. Благодаря таким задаткам, человек способен придумывать множество идей, решать проблемы и различной трудности задачи. В понятие креативность также входит способность человека отстаивать свое мнение.
Для того, чтобы креативность проходила процессы развития, молодежь должна взаимодействовать в ходе деятельности, также обмениваться опытом между собой. Такой процесс будет прямо расположен к искусству как способу пути самовыражения, коммуникации [8].
Молодежь нуждается в признании собственной важности, независимости, поиске своего предназначения, в общении. Все это помогает молодым людям добиваться целей и положительных результатов. В случае, если процесс формирования личности молодежи проходит благоприятно на предыдущих этапах, молодые люди впоследствии входят в культуру, что ведет за собой становление креативности.
Молодежь, страдающая химической аддикцией, в большинстве своем переживают подростковые трудности. Они склонны копировать и подражать. Зачастую такое подражание и приводит их к употреблению. В процессе разрушается личность. Молодежь уже неспособна к адекватному мышлению.
В случае, когда у человека были креативные задатки до момента употребления, ему будет намного легче сохранить креативность мышления в процессе выздоровления и после [10].
Говоря о данном исследовании, оно является актуальным, так как в настоящее время есть недостаток исследований по данной теме. Также нет исследований, связанных с изучением креативности и ее связи с возрастом, полом молодежи с химической зависимостью. Опираясь на данные факты, было проведено исследование креативности молодежи с химической зависимостью.
В исследовании приняли участие 60 человек от 18 до 25 лет. Все молодые люди и девушки проживают в Москве и Московской области, а также проходят реабилитацию в реабилитационном центре.
Мы предположили, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью. В частности, что компоненты креативности связаны со сроком ремиссии, а число срывов связаны с проявлением эмоций и необходимостью врать.
Для проверки гипотез были использованы некоторые методики. Первая методика — опросник креативности Джонсона, вторая методика — диагностика личностной креативности Е. Е. Туник, третья методика — тест «Креативность» Н. Вишняковой, четвертая — опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности».
Благодаря теоретическому исследованию данной проблемы, удалось выяснить, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью, имеют психологические проблемы будучи подростками. Шаблон нездорового образа жизни является катализатором в процессе употребления запрещенных веществ. Все зависимые люди уверены, что они разбираются в устройстве мира, в других людях.
Чем сильнее проявления креативности, тем лучше воображение, которое развивается у молодежи с химической зависимостью.
Соответственно, блокировка потребностей, желания созидать ведут к внутренним конфликтам, безысходности, обреченности.
Преодоление данного состояния возможно исключительно с креативностью и решениями, к которым молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью неспособны. Они не находятся в поисках решений своих трудностей, а просто закрывают глаза на все происходящее и скрываются в другой реальности посредством химических веществ.
Данные, полученные в ходе исследования говорят о том, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью гораздо чаще, размышляют о явлениях, с которыми не имели места сталкиваться в жизни. Такая молодежь показывает высокие результаты склонности к риску. Девушки с химической зависимостью показывают высокие результаты творческого мышления и оригинальности. Юноши с химической зависимостью показывают высокие результаты по шкале любознательности.
Таблица 1
Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным тестов Джонсона и Туник)
Шкалы |
Группы (средние ранги) |
U |
p |
|
без зависимости |
зависимые от химических веществ |
|||
Опросник креативности Джонсона |
25,9 |
29,5 |
312 |
0,398 |
Склонность к риску |
22,9 |
33,25 |
222 |
0,015* |
Любознательность |
30,1 |
24,25 |
282 |
0,172 |
Сложность |
27,8 |
27,13 |
351 |
0,875 |
Воображение |
26,4 |
28,88 |
327 |
0,563 |
Суммарный показатель (Туник) |
28,3 |
26,5 |
336 |
0,675 |
Примечание: * — различия значимы на уровне р≤0,05.
Молодые люди и девушки с химической зависимостью показывают высокий уровень показателей по шкале «Склонность к риску».
Таблица 2
Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным теста Вишняковой)
Шкалы |
Группы (средние ранги) |
U |
p |
|
без зависимости |
зависимые от химических веществ |
|||
Творческое мышление (реальное) |
26,7 |
28,5 |
336 |
0,669 |
Творческое мышление (идеальное) |
19,1 |
38 |
108 |
0,000** |
Любознательность (реальное) |
29,4 |
25,13 |
303 |
0,306 |
Любознательность (идеальное) |
16 |
41,88 |
15 |
0,000** |
Оригинальность (реальное) |
22,8 |
33,38 |
219 |
0,012* |
Оригинальность (идеальное) |
19,7 |
37,25 |
126 |
0,000** |
Воображение (реальное) |
21,8 |
34,63 |
189 |
0,002** |
Воображение (идеальное) |
18,8 |
38,38 |
99 |
0,000** |
Интуиция (реальное) |
24,5 |
31,25 |
270 |
0,111 |
Интуиция (идеальное) |
17,6 |
39,88 |
63 |
0,000** |
Эмоциональность (реальное) |
24,3 |
31,5 |
264 |
0,086 |
Эмоциональность (идеальное) |
19,6 |
37,38 |
123 |
0,000** |
Чувство юмора (реальное) |
28,3 |
26,5 |
336 |
0,667 |
Чувство юмора (идеальное) |
17,1 |
40,5 |
48 |
0,000** |
Творческое отношение к профессии (реальное) |
27,5 |
27,5 |
360 |
1,000 |
Творческое отношение к профессии (идеальное) |
26,8 |
28,38 |
339 |
0,711 |
Примечание: ** — различия значимы на уровне р≤0,01; * — различия значимы на уровне р≤0,05.
Результаты по всем шкалам: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, чувство юмора выше у зависимых.
Полученные результаты говорят о наличии взаимосвязи длительности пребывания молодежи, страдающей химической зависимостью в реабилитационном центре и их возможностью мыслить креативно, нестандартно, творчески решать поставленные перед ними задачи и т. д. Также, обнаружена взаимосвязь креативного отношения к выбранной профессии и показателями по шкале «Нанесение вреда». Число срывов у молодых людей и девушек взаимосвязано с любознательностью, общими показателями креативности, их интуицией, проявлением эмоций, воображением и способности врать.
Следовательно, предположение о том, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью, была подтверждена. Все задачи, поставленные в исследовании, были выполнены. Цель исследования достигнута.
Литература:
- Афанасьева К. А. Химические зависимости глазами молодежи // М.: Журнал: Проблемы современного педагогического образования, 2017. — С. 240–246.
- Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера // СПб.: Питер, 2016. — 368 с.
- Дереча В. А. Психология зависимостей: учебное пособие для вузов // Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
- Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста/ учебник для академического бакалавриата // М.: Издательство Юрайт, 2016. — 351с.
- Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию //Институт общегуманитарных исследований, 2016.
- Симкаева Ц. С. Креативность и интеллектуальная инициатива // Сборник: Современные проблемы развития одаренности детей и молодежи. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции. / Отв. ред. И. В. Абакумова, А. К. Белоусова, Ю. А. Мочалова, 2019.- С. 87–89.
- Солсо Р. Когнитивная психология // СПб.: Питер, 2011. — 592с.
- Фольмер А. Характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости //Диссертация/ Санкт-петербургский государственный университет, 2016. — 89 с.
- Штейнбах Х. Э. Психология творчества. // Издательство: РХГА и Студия озвучания «Глагол», 2018.
- Юдина С. Д., Войтик И. М., Чухрова А. С. Специфика взаимосвязи креативности и рефлексии // Мир науки, культуры, образования, 2019. — № 2 (75). — С. 286–288.