В статье обоснована эффективность использования цифровых платформ. Установлено, что цифровые платформы обладают высокой масштабируемостью и усиливают сетевые эффекты интеграции участников в рамках единого инфраструктурного объекта, что приводит к сокращению транзакционных издержек, повышению качества продукции в соответствии с требованиями пользователей, стимулирует спрос и предложение, обеспечивает условия для конкурентного развития предприятия. Изучены применение модели данных в инфраструктурных цифровых платформах на примере ESRI ArcGIS. Сделаны основные выводы.
Ключевые слова: цифровая платформа, цифровые технологии, модель данных, цифровая экосистема.
Цифровая трансформация выступает новой реальностью функционирования любой сферы в условиях повсеместного распространения технологий и формирования новой парадигмы конкуренции в цифровой экономике. Однако успех внедрения цифровых технологий зависит от значительного числа факторов и условий, формируемых как внутри организации, так и во внешнем деловом окружении, в связи с чем, возрастает актуальность разработка метода совместной работы с моделью данных в инфраструктурных цифровых платформах [5].
Изучению процессов цифровых платформ и цифровизации посвящены работы Р. Симанса, Ф. Чжу, Н. Зиггелькова, К. Тервиша, К. Шваб, К. Перес. В тоже время, несмотря на существенное влияние цифровой трансформации и вытекающих из нее цифровых условий существования данных, в научной литературе до сих пор уделялось мало внимания изучению эффективности инструментов цифровых платформ и моделей данных, что подтверждает важность дальнейших теоретических и аналитических исследований в данном направлении [9].
Результаты исследования. Стремясь к цифровой трансформации, проводит поиск и внедрение наиболее оптимальной бизнес-модели, которая будет подчеркивать преимущества бизнеса и устранять недостатки. На каждом этапе предъявляются особые требования к цифровым ресурсам, организационной структуре, стратегиям роста и показателям данных. Так, платформенные стратегии развития наиболее распространены для проведения цифровых изменений из-за высокой масштабируемости платформы и усиления сетевых эффектов [4].
Цифровая платформа — это система алгоритмизированных взаимовыгодных взаимоотношений значимого количества независимых участников отрасли экономики (или сферы деятельности), осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счёт применения пакета цифровых технологий работы с данными и изменения системы разделения труд [7].
Цифровые платформы могут быстро расширяться и обслуживать растущее число пользователей, включая клиентов, поставщиков, инвесторов и др., поскольку затраты на обслуживание дополнительных пользователей снижаются, а эффект от их участия увеличивается [6]. Кроме того, модель платформы подразумевает, что рост числа одной группы пользователей привлекает пользователей другой группы, поскольку они получают более высокую полезность от использования платформы из-за увеличения сетевых эффектов и создания более благоприятных условий стимулирования спроса и предложения. Из этого следует, что цифровые платформы предоставляют инфраструктуру данных, которая облегчает взаимодействия участников рынка с целью создания новой ценности для каждого пользователя, одновременно присваивая ценность самой платформе.
В основе инфраструктурной цифровой платформы находится экосистема участников рынка информатизации, целью функционирования которой является ускоренный вывод на рынок и предоставление потребителям в секторах экономики решений по автоматизации их деятельности (ИТ-сервисов), использующих сквозные цифровые технологии работы с данными и доступ к источникам данных, реализованные в инфраструктуре данной экосистемы [1].
Основным видом деятельности на базе инфраструктурной цифровой платформы является [2]:
– предоставление ИТ-сервисов и информации для принятия решений;
– ИТ-сервис и результат его работы — информация, необходимая для принятия решения в хозяйственной деятельности;
– Поставщики информации, оператор платформы, разработчик платформы, разработчики ИТ-сервисов, потребители ИТ-сервисов;
– Выработка информации для принятия решений на уровне хозяйствующего субъекта.
Внедрение цифровых решений лежит в основе формирования преимуществ бизнеса от участия в цифровой платформе. Возможность объединения с помощью цифровых инфраструктур, таких как Интернет и мобильные сети, позволяет обмениваться данными, связывая физических и юридических лиц, их потребности и предложения вне зависимости от территориального расположения. Цифровые платформы облегчают выход на рынок, поскольку предприятия имеют возможность собирать и агрегировать данные из различных секторов и, соответственно, находить и использовать новые виды синергии. Такой выход на рынок, основанный на использовании единого цифрового инфраструктурного объекта, приводит к расширению сферы деятельности предприятий [3]. Таким образом, внедрение цифровых технологий позволяет платформам облегчить участие пользователей и проведение транзакции, а также извлечь выгоду из растущей базы участников за счет интернационализации деятельности и, как следствие, усиления сетевых эффектов и вытекающих из этого механизмов формирования новой ценности. Так, механизмы, с помощью которых цифровые платформы создают ценность, следующие: платформы облегчают сбор и анализ информации в глобальном масштабе при низких затратах, служат связующим звеном между участниками рынка, позволяют расширить внешнеэкономическую деятельность, создают базис для развития инновационной деятельности, что обеспечивает увеличение их влияния в различных отраслях экономики [5].
Обсуждения. В основе всего вышесказанного лежат модели данных, которые проявляются в совокупности взаимосвязанных структур данных и операций над этими структурами.
Основными примерами компаний, которые применяют модель данных в инфраструктурных цифровых платформах являются General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrainАналитика», ЭРАГЛОНАСС (партнёрская программа).
Модель данных «Территориальное планирование» для ArcGISпредставляет собой шаблон Базы Геоданных, классификатор, шрифт, набор стилей.
В основе разработанной Модели данных лежит Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 г. № 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № 793».
Модель данных «Территориальное планирование» для ArcGIS состоит из:
– шаблона Базы Геоданных;
– классификатора;
– шрифта;
– набора стилей.
Модель предназначена для использования в программных продуктах семейства ArcGIS версии 10.3 и выше. Сразу отметим, что всем пользователям ArcGIS Модель данных предоставляется бесплатно (ссылка в конце поста).
Модель данных была разработана для реализации и применении требований Приказа для подготовки и публикации карт, в том числе в среде Интернет, и использования базы геоданных, как основного способа организации и хранения пространственных данных.
Статистика деятельности цифровых платформ свидетельствует о том, что платформенные цифровые компании составляют около 70 % от всех частных компаний с оценкой более 1 млрд. долл. США и включают представителей в различных отраслях экономики: «Ant Financial» цифровые платежи, «Didi Chuxing» услуги агрегатора такси, «Byte Dance» цифровой медиаконтент, «Airbnb» услуги аренды. Некоторые компании, такие как «Apple», «Amazon», «Google», «Microsoft», «Facebook», выходят за рамки предпринимательской деятельности и оказывают большее влияние на социальную и экономическую жизнь общества, чем многие страны, а к 2023 г. преобразованные в цифровую форму организации будут обеспечивать более половины мирового ВВП, что составит 53,3 трлн. долл. США [7]. В тоже время, проникая в бизнес-модели рыночных игроков, владельцы цифровых платформ наращивают свое влияние и начинают контролировать цепочки поставок, получают дополнительные рычаги контроля над ценообразованием и могут влиять на соотношение спроса и предложения за счет создания искусственной асимметрии информации. Так, «Google» контролирует около 90 % интернетпоиска на большинстве рынков (кроме Китая) и около 80 % операционных систем для смартфонов с бесплатной операционной системой «Android». «Apple» получила 90 % мировой прибыли от продаж смартфонов и занимает лидирующие позиции по предоставлению цифрового контента с помощью «iTunes». «Amazon» контролирует более 40 % электронной коммерции в США. «Microsoft» принадлежит более 90 % операционных систем для компьютеров в мире [8]. На «Facebook» приходится примерно две трети активности общества в социальных сетях. Данные тенденции подтверждают необратимый переход предпринимательской деятельности к цифровой трансформации и свидетельствуют о том, что конкурентные позиции на рынках смогут занять те компании, которые модифицируют свои бизнес-модели под условия цифровой экономики [10]. Соответственно, цифровая трансформация и использование цифровой платформы как ее инструмента позволяет компаниям получать не только синергетические сетевые эффекты от участия, но и индивидуальные конкурентные преимущества повышение операционной эффективности и качества новой продукции, соответствие меняющимся ожиданиям клиентов, увеличение узнаваемости бренда, снижение затрат на разработку продукта, получение новых источников дохода.
Заключение. В заключение следует отметить, что глобальный процесс цифровой трансформации и повсеместного взаимодействия на базе цифровых технологий приводит к появлению новых организационных форм бизнеса, которые занимаются формированием цифровых платформ и действуют как цифровые посредники между взаимосвязанными секторами и рынками, подверженными сетевым эффектам. Стремительный рост данных экосистем и их большое влияние на рыночную экономику вызывает необходимость дальнейшего изучения экономического доминирования цифровых платформ, их влияния на национальную безопасность и конфиденциальность информации пользователей, а также требований, которые отделяют эффективно функционирующую гибкую платформу от переполненной экономически невыгодной структуры.
Литература:
- Amit, R. Value creation in e-business / R. Amit, C. Zott // Strategic Management Journal. — 2001. — № 22 (6–7). –Р. 493–520.
- Digital Transformation Market by Technology (Cloud Computing, Big Data and Analytics, Mobility/Social Media, Cybersecurity, Artificial Intelligence), Deployment Type, Vertical (BFSI, Retail, Education), and Region Global Forecast to 2025/ Markets and Markets. — 2020. — 275 p.
- Digital Transformation Survey / PTC. 2018. — URL: https://www.ptc.com/- /media/Files/PDFs/PLM/Digital_Transformation_Survey_Final_WEB_Single_Amend.pdf.
- Eisenmann, T. R. Strategies for two sided markets / T. R. Eisenmann, G. Parker, M. W. Van Alstyne // Harvard Business Review. — 2006. № 84. — Р. 92–101.
- IDC FutureScape: Worldwide IT Industry 2020 Predictions / IDC. — 2020. — URL: https://keyvatech.com/wp-content/uploads/2020/01/IDC-2020-Futures.pdf.
- Li, L. Digital transformation by SME entrepreneurs: A capability perspective / L. Li, F. Su, W. Zhang, J. Y. Mao // Information Systems Journal. — 2018. — № 28 (6). — Р. 1129–1157.
- Pickard, S. Accelerating adoption of digital transformation for federal customers with AppDynamics FedRAMP / S. Pickard // AppDynamics. — 2019. — URL: https://www.appdynamics.com/blog/news/fedramp-environment-saas/.
- Schwab, K. The fourth industrial revolution. What it means and how to respond? Foreign Affairs / K. Schwab // World Economic Forum. — 2015. — 192 p.
- Seamans, R. Repositioning and cost-cutting: The impact of competition on platform strategies / R. Seamans, F. Zhu // Strategy Science. — 2017. № 2(2). — P. 83–99.
- Siggelkow, N. Connected strategy: Building continuous customer relationships for competitive advantage / N. Siggelkow, C. Terwiesch // Harvard Business Press. — 2019.