Цель проведения Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР) — обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников и осуществление мониторинга результатов ФГОС.
Результаты ВПР отражают индивидуальные образовательные направления обучающихся, и могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Из оценочных процедур к ним могут быть отнесены: формирующее оценивание учащихся, мониторинг, самооценка, самоанализ, самоконтроль и самопроверка.
Использование результатов ВПР в МБОУ Школа № 43 г.о. Самара после проведения ВПР:
1. Проводится анализ полученных результатов по каждому обучающемуся в разрезе каждого задания, выявляются проблемные зоны, которые допустили обучающиеся.
2. На заседании УМО учителей естественно-научного цикла учителя:
2.1 Знакомятся с анализом ВПР;
2.2. Вырабатывается алгоритм исправления основных ошибок, допущенных при выполнении заданий ВПР:
3. Учителя используют при проведении уроков элементы заданий ВПР и выстраивать траекторию индивидуальных и групповых занятий с учётом результатов ВПР.
ВПР имеет свои положительные стороны, например,
— это единые для всей страны задания;
— это единые требования, предъявляемые к процедуре проведения работы;
— задания ВПР направлены на выявление общего уровня подготовки обучающихся.
Решения по результатам ВПР:
— оценка качества преподавания определенных предметов в конкретных классах и у конкретных учителей;
— контроль работы учителей-предметников;
— демонстрация родителям реального уровня знаний их детей;
— указание учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания;
— строительство дальнейшей стратегии развития образования с учетом реального положения.
Всероссийская проверочная работа по биологии в 2022 году была перенесена с весны на осень. ВПР по биологии по продолжительности занимает 45 минут. В ВПР по биологии 7 классы (по курсу 6 класса) принимали участие 2 класса 45 человек.
В МБОУ Школа 43 г.о. Самара обучение биологии происходит по программе «Линия жизни» В. В. Пасечник, С. В. Суматохин и др. На уроки биологии отводится 2 часа в неделю: 1 час федеральный, 1 час предоставляет школа.
|
|
Рис. 1. Учебник по биологии. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин и д. р |
Рис. 2. Биология. Проверочные работы в формате ВПР, 6 класс. С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк |
В ВПР принимали участие обучающиеся 7А и 7Б, всего учеников 58, писали работу 45, 13 отсутствовали по уважительной причине.
Таблица 1
Задание |
||||||||||||||||
Результат |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
3 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9 |
10 |
Справились с заданием |
19 |
15 |
21 |
16 |
22 |
26 |
36 |
19 |
14 |
36 |
27 |
37 |
26 |
23 |
16 |
14 |
Не справились с заданием |
24 |
22 |
12 |
28 |
1 |
19 |
6 |
18 |
24 |
7 |
18 |
7 |
17 |
2 |
25 |
7 |
Не приступили |
2 |
8 |
2 |
1 |
7 |
0 |
1 |
8 |
7 |
2 |
0 |
1 |
2 |
20 |
4 |
24 |
Результат оценивания:
Оценка «2» — 16
Оценка «3» — 22
Оценка «4» — 7
Оценка «5» — 0
Большинство обучающих снизили свои оценки. Не все обучающиеся справились с предложенными заданиями. Результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочетов.
Большая часть семиклассников показали овладение базовым (удовлетворительным) уровнем достижения предметных и метапредметных результатов, однако по результатам отдельных заданий требуются дополнительные работы по устранению недочетов. Слабо сформированы предметные и метапредметные понятия.
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать.
Типичные ошибки в заданиях: анализ схемы, затруднения в систематике растительного мира, затруднения в проведении анализа схем и виртуального эксперимента, описывания результатов, делать выводы на основании полученных результатов; возникли проблемы с умением делать выводы, пробел в знании отличительных признаков в царстве Растений;
Причиной недостатков при выполнении заданий обучающимися являются факторы:
— недостаточно времени на отработку практических навыков рабочей информации на базе дистанционного обучения,
— недостаточная работа обучающихся,
— слабый контроль родителей за подготовкой и выполнением домашних заданий.
— невнимательность самих обучающихся, отсутствия мотивации к учебе и плохая долговременная память.
Результаты Всероссийской проверочной работы по биологии в 7-х классах показали низкие баллы.
Провели работу над ошибками. Были получены следующие результаты.
В повторном ВПР принимали участие обучающиеся 7А и 7Б, всего учеников 58, писали работу 46, 12 отсутствовали по уважительной причине.
Таблица 2
Задание |
||||||||||||||||
Результат |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
3 |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9 |
10 |
Справились с заданием |
31 |
20 |
17 |
35 |
23 |
36 |
41 |
30 |
26 |
44 |
39 |
44 |
40 |
39 |
33 |
17 |
Не справились с заданием |
15 |
19 |
20 |
11 |
23 |
10 |
4 |
15 |
8 |
2 |
7 |
2 |
2 |
4 |
12 |
24 |
Не приступили |
0 |
7 |
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
0 |
0 |
0 |
4 |
3 |
1 |
5 |
Результат оценивания:
Оценка «2» — 2
Оценка «3» — 16
Оценка «4» — 26
Оценка «5» — 2
Работа над ошибками показала, что обучающиеся не умеют приводить примеры царства «Растения», путаются в биологических процессах.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучающиеся 7 класса, которые писали работу по курсу 6 класса, в целом справились с предложенной работой и показали базовый (удовлетворительный) уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов. Необходимо учесть некоторые рекомендации учителю: по результатам анализа спланировать коррекционную работу и повторение тем по устранению выявленных пробелов; на уроках проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие; совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной литературой.
Литература:
- Николаева Л. Организация работы учителя по подготовке обучающихся к выполнению заданий ВПР по биологии.
- Электронный ресурс https://bio6-vpr.sdamgia.ru/