Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Тимошина, Л. Г. Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО / Л. Г. Тимошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 450-451. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96962/ (дата обращения: 16.12.2024).



В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова : педагогический эксперимент, элективный курс, среднее профессиональное образование.

Наиболее продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от лат. experimentum — проба, опыт, испытание. Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент», данных учеными в области педагогики.

Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт (Ю. В. Василькова).

Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез (Э. А. Соснин).

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях (И. П. Подласый).

Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики (А. В. Коржунов) [2].

Педагогический эксперимент всегда должен быть направлен не только на исследование теоретических, но и на разрешение реальных педагогических проблем и задач.

Программа курса обучения биологии в непрофильных учреждениях СПО не позволяет полностью раскрыть данный аспект знаний для обучающихся. У них возникают различные трудности, обусловленные необходимостью понимания предмета, наличия навыков анализа, систематичности и последовательности в решении поставленных задач, умения объединять рассмотренные частные случаи в единый результат. Возможность решения данной проблемы мы видим через введение элективного курса «Биология вокруг нас». Курс формирует такие умения и навыки как самостоятельность мышления, умение обобщить и систематизировать полученные знания. Он, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса биологии, а с другой — служит для построения индивидуального образовательного пути. Данный курс предусматривает использование лекционно-практической системы, а также личностно-ориентированных педагогических технологи. На всех практических занятиях должна проводится самостоятельная работа обучающихся: индивидуально, в парах, в группах — в зависимости от уровня обучаемости студентов. Такая организация способствует реализации развивающих целей курса, так как развитие способностей обучающихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих студентов.

Критериями эффективности используемой методики обучения биологии обучающихся является: качество овладения ими предметным содержанием элективного курса, повышение интереса к творческой деятельности. Качество определяется по результату контрольных работ, промежуточной аттестации [1].

Педагогический эксперимент проводился в 2021 году для студентов первого курса Красноярского института водного транспорта г. Красноярска и состоял из следующих этапов:

Первый этап — получение данных, с помощью тестирования, которые позволили выявить уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для усвоения содержания элективных курсов.

На втором этапе осуществлялась разработка экспериментальных материалов. Этот этап был связан с уточнением тематики элективных курсов, разработкой их содержания и соответствующих методических материалов.

Третий, завершающий этап работы, состоял в проверке гипотезы исследования. Выяснить, действительно ли разработанные нами элективные курсы и методика их реализации способствуют повышению качества знаний и интенсивности деятельности студентов.

Для проведения эксперимента были отобраны 2 группы — 11 СВ и 13 СВ. 11 СВ — экспериментальная группа, в ней проводились элективные курсы, а в группе 13 СВ не проводились элективные курсы. В экспериментальной группе элективные курсы были организованы на базе наших разработок в объеме 2 часа в неделю. Общее количество обучающихся в экспериментальной группе составило 23 человека и во второй группе 24 человека.

Студентам предлагалось придумать проекты по курсу биологии. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Реализация метода проектов у студентов

Описание

11СВ (23 чел.)

13СВ (24 чел.)

Справились с поставленной задачей

17 (74 %)

20 (83 %)

Не справились с поставленной задачей

6 (26 %)

4 (17 %)

Как видно из данных таблицы, во второй группе результативность несколько выше, чем в первой. Это объясняется тем, что на элективных курсах студенты уже имели возможность познакомиться с методом проектной деятельности.

С целью сравнения первоначального уровня знаний студентов и сформированности у них умений решать поставленные задачи осуществлялась проверка интенсивности деятельности и выявление индивидуальных особенностей обучающихся.

Интенсивность деятельности студентов проверялась в ходе наблюдения за их временными затратами при решении определенных задач.

Для этого были выделены следующие этапы деятельности:

  1. Планирование работы;
  2. Составление алгоритма решения поставленной задачи;
  3. Реализация алгоритма решения;
  4. Анализ результатов.

Как выяснялось, больше всего времени у обучающихся затрачивается на планирование деятельности.

Этот факт отмечен в обеих группах. В экспериментальной группе у студентов вызвали некоторые затруднения с анализом результатов, в другой группе затруднения возникли с составлением алгоритма и его анализом.

На этапе формирующего эксперимента осуществлялись внедрение и проверка эффективности предлагаемых курсов.

Во время проведения занятий было выявлено, что студенты усвоили тему из изучаемого ими курса биологии. Но при выполнении дополнительных заданий у обучающихся возникали затруднения, так как задачи требовали исследовательских навыков, логического мышления, что, как оказалось, у них развито слабо. Это говорит о том, что курс обучения биологии в СПО ограничен и не позволяет рассматривать задачи, требующие не только действий по алгоритму.

Самостоятельный поиск решения оказался для студентов сложным, но все же позволил им проявить свои способности.

На основе полученных данных формирующего эксперимента можно сделать выводы:

  1. Предлагаемые элективные курсы могут быть использованы в подготовке обучающихся, так как данная методика является доступной для понимания.
  2. Дифференцированный подход к студентам позволил повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов.
  3. Таким образом, в результате внедрения элективных курсов в учебный процесс среднего профессионального учебного заведения повышается эффективность учебного процесса, мотивация и интерес студентов к знаниям в области биологии.

Литература:

  1. Загвязинский, В. И., Поташник, М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: метод, пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144 с.
  2. Ольховский Д. В., Лоскутов А. А. Педагогический эксперимент: методика проведения и внедрения в образовательную деятельность // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6.
  3. https://amgpgu.ru/upload/iblock/d9c/shuman_a_yu_pedagogicheskiy_eksperiment_po_vvedeniyu_elektivnogo_kursa_zadachi_s_parametrami_kak_sre.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический эксперимент, курс, экспериментальная группа, элективный курс, поставленная задача, студент, анализ результатов, интенсивность деятельности студентов, курс биологии, формирующий эксперимент.


Похожие статьи

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)

Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

История вокруг: методические рекомендации по созданию видеороликов в рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История»

В статье рассматриваются разработанные методические рекомендации для создания видеороликов как инновационный метод аттестации студентов и повышения интереса к изучению истории. Описан опыт изготовления видеороликов на заданную тему по предмету «Истор...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Похожие статьи

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)

Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Современные педагогические технологии как эффективное средство подготовки выпускников общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию

В статье автор раскрывает роль современных образовательных технологий в подготовке обучающихся общеобразовательных школ к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

История вокруг: методические рекомендации по созданию видеороликов в рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История»

В статье рассматриваются разработанные методические рекомендации для создания видеороликов как инновационный метод аттестации студентов и повышения интереса к изучению истории. Описан опыт изготовления видеороликов на заданную тему по предмету «Истор...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Задать вопрос