В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова : педагогический эксперимент, элективный курс, среднее профессиональное образование.
Наиболее продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от лат. experimentum — проба, опыт, испытание. Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент», данных учеными в области педагогики.
Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт (Ю. В. Василькова).
Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез (Э. А. Соснин).
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях (И. П. Подласый).
Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики (А. В. Коржунов) [2].
Педагогический эксперимент всегда должен быть направлен не только на исследование теоретических, но и на разрешение реальных педагогических проблем и задач.
Программа курса обучения биологии в непрофильных учреждениях СПО не позволяет полностью раскрыть данный аспект знаний для обучающихся. У них возникают различные трудности, обусловленные необходимостью понимания предмета, наличия навыков анализа, систематичности и последовательности в решении поставленных задач, умения объединять рассмотренные частные случаи в единый результат. Возможность решения данной проблемы мы видим через введение элективного курса «Биология вокруг нас». Курс формирует такие умения и навыки как самостоятельность мышления, умение обобщить и систематизировать полученные знания. Он, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса биологии, а с другой — служит для построения индивидуального образовательного пути. Данный курс предусматривает использование лекционно-практической системы, а также личностно-ориентированных педагогических технологи. На всех практических занятиях должна проводится самостоятельная работа обучающихся: индивидуально, в парах, в группах — в зависимости от уровня обучаемости студентов. Такая организация способствует реализации развивающих целей курса, так как развитие способностей обучающихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих студентов.
Критериями эффективности используемой методики обучения биологии обучающихся является: качество овладения ими предметным содержанием элективного курса, повышение интереса к творческой деятельности. Качество определяется по результату контрольных работ, промежуточной аттестации [1].
Педагогический эксперимент проводился в 2021 году для студентов первого курса Красноярского института водного транспорта г. Красноярска и состоял из следующих этапов:
Первый этап — получение данных, с помощью тестирования, которые позволили выявить уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для усвоения содержания элективных курсов.
На втором этапе осуществлялась разработка экспериментальных материалов. Этот этап был связан с уточнением тематики элективных курсов, разработкой их содержания и соответствующих методических материалов.
Третий, завершающий этап работы, состоял в проверке гипотезы исследования. Выяснить, действительно ли разработанные нами элективные курсы и методика их реализации способствуют повышению качества знаний и интенсивности деятельности студентов.
Для проведения эксперимента были отобраны 2 группы — 11 СВ и 13 СВ. 11 СВ — экспериментальная группа, в ней проводились элективные курсы, а в группе 13 СВ не проводились элективные курсы. В экспериментальной группе элективные курсы были организованы на базе наших разработок в объеме 2 часа в неделю. Общее количество обучающихся в экспериментальной группе составило 23 человека и во второй группе 24 человека.
Студентам предлагалось придумать проекты по курсу биологии. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Реализация метода проектов у студентов
Описание |
11СВ (23 чел.) |
13СВ (24 чел.) |
Справились с поставленной задачей |
17 (74 %) |
20 (83 %) |
Не справились с поставленной задачей |
6 (26 %) |
4 (17 %) |
Как видно из данных таблицы, во второй группе результативность несколько выше, чем в первой. Это объясняется тем, что на элективных курсах студенты уже имели возможность познакомиться с методом проектной деятельности.
С целью сравнения первоначального уровня знаний студентов и сформированности у них умений решать поставленные задачи осуществлялась проверка интенсивности деятельности и выявление индивидуальных особенностей обучающихся.
Интенсивность деятельности студентов проверялась в ходе наблюдения за их временными затратами при решении определенных задач.
Для этого были выделены следующие этапы деятельности:
- Планирование работы;
- Составление алгоритма решения поставленной задачи;
- Реализация алгоритма решения;
- Анализ результатов.
Как выяснялось, больше всего времени у обучающихся затрачивается на планирование деятельности.
Этот факт отмечен в обеих группах. В экспериментальной группе у студентов вызвали некоторые затруднения с анализом результатов, в другой группе затруднения возникли с составлением алгоритма и его анализом.
На этапе формирующего эксперимента осуществлялись внедрение и проверка эффективности предлагаемых курсов.
Во время проведения занятий было выявлено, что студенты усвоили тему из изучаемого ими курса биологии. Но при выполнении дополнительных заданий у обучающихся возникали затруднения, так как задачи требовали исследовательских навыков, логического мышления, что, как оказалось, у них развито слабо. Это говорит о том, что курс обучения биологии в СПО ограничен и не позволяет рассматривать задачи, требующие не только действий по алгоритму.
Самостоятельный поиск решения оказался для студентов сложным, но все же позволил им проявить свои способности.
На основе полученных данных формирующего эксперимента можно сделать выводы:
- Предлагаемые элективные курсы могут быть использованы в подготовке обучающихся, так как данная методика является доступной для понимания.
- Дифференцированный подход к студентам позволил повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов.
- Таким образом, в результате внедрения элективных курсов в учебный процесс среднего профессионального учебного заведения повышается эффективность учебного процесса, мотивация и интерес студентов к знаниям в области биологии.
Литература:
- Загвязинский, В. И., Поташник, М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: метод, пособие / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144 с.
- Ольховский Д. В., Лоскутов А. А. Педагогический эксперимент: методика проведения и внедрения в образовательную деятельность // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6.
- https://amgpgu.ru/upload/iblock/d9c/shuman_a_yu_pedagogicheskiy_eksperiment_po_vvedeniyu_elektivnogo_kursa_zadachi_s_parametrami_kak_sre.pdf