Данная статья посвящена правовому контуру деятельности самозанятых граждан Российской Федерации и за рубежом. В качестве примера рассмотрены несколько стран США, Германия и Белоруссия. Рассмотрен процесс налогообложения в каждой из этих стран, а затем сравнено с процессом налогообложения в России.
Точное количество людей в РФ, занятых самостоятельно, назвать крайне сложно. Разные источники расходятся в оценке, а данная цифра доходит до 27 млн человек [5]. Государство должно смотреть на самозанятых как на механизм будущего роста экономики, а не как на источник пополнения бюджета. В том случае если государство окажет поддержку самозанятым, поможет им дойти до статуса индивидуального предпринимателя, а также обзавестись доходом, который будет стабилен, то рост экономики будет обеспечен, а налоговый вопрос не будет стоять так остро [1].
Данная проблема характерна и для других стран [3]. Связано это с тем, что большое число населения являются фрилансерами или оказывают другие услуги, не облагаемые налогами. В связи с этим правительства многих стран разрабатывают законопроекты, регулирующие деятельность самозанятых. По опыту разных стран можно отметить, что самозанятость наряду с экономическими задачами решает и задачи социального характера. Положение этой категории граждан, их роль в экономике, социальная защищенность и отношения с государством различаются от государства к государству.
В некоторых странах уровень жизни самозанятых выше, чем у работающих граждан по трудовому договору, а в других, наоборот, они в основном имеют невысокий доход
В качестве примеров несколько стран, США, Германия, Белоруссия. Для начала хотелось бы разобраться, как происходит процесс налогообложения в каждой из этих стран, а затем сравнить его с процессом налогообложения в России, а именно найти общие и отличительные черты.
Белоруссия. В этой стране самозанятость регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» [6]. Согласно данному закону самозанятыми считаются граждане, осуществляющие свою деятельность в виде индивидуального предпринимательства без регистрации. Перечень направлений этой деятельности строго ограничен и облагается единым налогом. Список видов такой деятельности закреплен в подпункте 1 пункта 1.
К разрешенным видам деятельности относятся:
1) реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
2) предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
3) выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
4) ремонт часов, обуви;
5) ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика; сборка мебели;
6) настройка музыкальных инструментов; распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
7) производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
8) штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
9) оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
10) парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;
Физические лица имеют право осуществлять перечисленные выше виды деятельности при соблюдении следующих условий одновременно:
— Отсутствие наемных работников, т. е. используя только свой собственный труд;
— Осуществление деятельности должно быть в интересах потребителей и направлено на их удовлетворение;
— Обязательная уплата единого налога, в порядке, установленном главой 35 Налоговым Кодексом.
Следует отметить, что налоговая ставка определяется муниципальным образованием.
Посмотреть актуальные ставки можно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Например, в Минске совет депутатов установил ставки единого налога равные — 20 руб. на хлебобулочные изделия, 116 руб. за то, что ты сдаешь квартиру в аренду и она не более 2 комнат, 145 руб. будет стоить сдать в аренду многокомнатные помещения.
В соответствии с законодательством Германии самозанятыми могут быть представители таких профессий, как программисты, журналисты, специалисты по электронике, автомеханики, педагоги, переводчики, аналитики и врачи. Самозанятому необходимо обратиться в местный орган власти за разрешением в течение 4 недель после начала профессиональной деятельности. К механизму содействия самозанятости граждан относится прежде всего финансовая поддержка: немецкие граждане, потерявшие работу, могут получить безвозмездные государственные дотации для начала профессиональной деятельности и открытия бизнеса. Кроме того, государственными органами власти создана необходимая инфраструктура: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства. Именно благодаря такой поддержке, на протяжении последних 10 лет в Германии наблюдается высокий̆ рост количества самозанятых лиц.
При этом, условия налогообложения для неформально занятых физических лиц не имеют специфических особенностей: доход от профессиональной деятельности учитывается в общей совокупности доходов физического лица и облагается подоходным налогом.
Сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшается на величину профессиональных расходов.
Взносы социального назначения оплачиваются в равных долях работодателем и работником и включают в себя:
— обязательное медицинское страхование — 14,6 %;
— обязательное пенсионное страхование — 18,7 %;
— страхование от безработицы — 2,4 %;
— страхование на случай необходимости в уходе — 3,05 %.
В Германии если ты являешься членом религиозных общин, то ты платишь еще и церковный налог — это 2–3 % от дохода. Соответственно для того, чтобы не платить данный налог, самозанятый берет специальную справку в органе загса, в которой сказано, состоит он или не состоит в церкви и отправляет ее в налоговую.
Дополнительно самозанятый в Германии платит медицинскую страховку , которая является обязательной и составляет 7,7 % от дохода. Она покрывает те случаи, которые связаны с угрозой жизни — приезд скорой, срочная операция в больнице.
Итог: кто ходит в церковь платит от 9,7 до 10,7 и плюс подоходный налог от 0 до 45 %, кто в религиозных общинах не состоит, платит 7,7 % за страховку и также плюс подоходный налог. Немецкий налоговый отчет выглядит громоздко и сложно. Для его составления необходимо зайти на специальный сайт. В приложениях З-Н представлено, как все это происходит.
1 этап. Указать размер дохода в месяц, год рождения, разряд налогообложения, указать состоишь ли ты в церкви, есть ли дети и форму мед страховки.
2 этап. Выбрать семейное положении и с чего получили доход.
3 этап. Необходимо заполнить каждый раздел: реквизиты счета, к какой налоговой относишься, указать паспортные данные с номером IdNr. Кто не хочет этого делать сам, нанимает налогового агента за 50 евро в месяц. Заполнить данные о банковском счете (IBA№ и BIC). Чтобы узнать свои IBAN и BIC, придется сходить в банк: банковские реквизиты выдают только лично по паспорту.
4 этап. Необходимо указать размеры взносов на медицинское и дополнительное страхование. Обязательно только базовое — если есть угроза жизни. За него нужно платить 7,7 % от дохода.
Данный отчет должен подаваться налогоплательщиком до 31 июля. Если отчитываетесь за 2018 год, то документы присылают до 31 июля 2019 года. Если пропустить срок, хотя бы на месяц, будет штраф до 10 % от суммы налога, но не более 25 000 евро.
При отсутствии работодателя обязанность внесения 50 % страховых взносов возлагается на самозанятое лицо. Помимо различных программ государственной поддержки самозанятости, в Германии применяются специальные процедуры, позволяющие гарантировать качество услуг самозанятых для их потребителей : для профессиональной деятельности самозанятому необходимо подтвердить профессиональную пригодность, которая оценивается на основании документа о соответствующем профессиональном образовании, либо о прохождении курсов, либо о результатах экзамена, проводимого специальной̆ комиссией [4].
Самый большой рост самозанятых наблюдается в Соединенных Штатах Америки.
Количество налогоплательщиков-самозанятых в США постоянно увеличивается. Самые высокие оценки показывают, что около 30 % работающих в США относятся к этой̆ категории. Наиболее высокая доля неформально занятых наблюдается в аграрной отрасли, строительстве, сфере услуг (здесь наиболее востребованными профессиями являются артисты, музыканты, бухгалтеры, врачи, агенты по недвижимости, юристы, разработчики программного обеспечения и др.).
Согласно исследованию MBO Partners, проведенному в 2017 году, самозанятые приносят экономике США доход в размере 1,2 трлн долларов, что составляет около 6 % национального ВВП. Представители самозанятого населения США уплачивают так называемый̆ Self-employment tax (налог на самозанятость), включающий̆ в себя платежи в систему социального страхования и в систему здравоохранения. Его размер составляет 15,3 % от чистого дохода, из которых:
— 12,4 % приходится на платежи в социальные фонды, если чистый доход не превышает 137 700 долл. США, и дополнительно 0,9 % — если чистый доход выше этой суммы;
— 2,9 % − на платежи в систему медицинского страхования [4].
Налог на самозанятость можно не уплачивать, если чистый доход за год не превысят 400 дол. США.
Половина от суммы, уплаченное по Self-employment tax, позволяет уменьшить выплаты по второму крупному налогу на самозанятых − федеральному подоходному налогу. При определении размера облагаемого дохода самозанятые имеют право на те же вычеты, что и наемные работники, при этом дополнительно могут быть учтены и расходы, связанные с ведением бизнеса. Ставки подоходного налога для самозанятого населения в США прогрессивные и зависят от размера дохода.
Самозанятые лица ежеквартально отчитываются о полученных доходах и произведенных расходах, на основании произведенных расчетов выплачиваются авансовые платежи, если предполагаемое налоговое обязательство превышает 1000 долларов США. Основная информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика программ поддержки самозанятых в разных странах
Государство |
Россия |
США |
Германия |
Белоруссия |
Процесс регистрации |
Через приложение «Мой налог». Минимальная время затратность |
Получение ИНН факсу или через сайт, заполнение информации о себе на сайте |
Аналога российских Госуслуг в Германии нет. Запись на прием — за месяц и только по телефону |
Необходимо помещение налоговой службы с целью постановки на учет, затем подача заявление форме о выбранном виде деятельности, месте и периоде ее ведения |
Наем персонала |
Запрещен |
Запрещен |
Запрещен |
Запрещен |
Представление налоговой декларации |
Не требуется |
Предоставляется с 1 января по 15 апреля за предыдущий год |
Обширная отчетность, предоставляется ежегодно до 31 июля. |
- |
Режим налогообложения |
Оплата НПД |
Оплата налога Self — employment tax и федерального подоходного налога |
Оплата прогрессивного подоходного налога, церковный налог |
Оплата единого налога |
Налоговая ставка |
4 и 6 % |
5,3 Self-employment tax и от 10 до 43,6 % подоходный налог |
0–45 % подоходный налог и 2–3 % церковный налог |
От 5 до 145 белорусских рублей в зависимости от вида деятельности и региона |
Обязательные страховые взносы |
Отсутствуют |
12,4 % на соц. страхование и 2,9 на мед. страхование |
7,7 % взнос за мед. страховку |
Отсутствуют |
Льготы и вычеты |
Разовый налоговый вычет на 10 000 рублей |
Обязанности платить подоходный налог — нет, если доход составил менее 10 тыс. долларов |
При условии того, что не состоишь в религиозной общине — не платишь церковный налог |
Ставка единого налога будет снижена на 20 % для: — Пенсионеров; — Инвалидов; — Родителей в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет; — Родителей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет |
Как видно, в зарубежных странах сложились собственные взгляды на регулирование труда самозанятых и их налогообложение. Несмотря на различную юридическую терминологию, общим является отсутствие у самозанятых работодателя, самостоятельность в принятии решений, связанных с профессиональной деятельностью, а общей идеей регулирования — фискальная нацеленность норм, предусматривающая выведение самозанятых или независимых работников «из тени». Нужно отметить, что налоговые ставки для самозанятых заметно выше (в несколько раз), чем применяемые в ходе эксперимента в Российской Федерации, при том, что на самозанятых обычно возлагается обязанность участия в пенсионном или ином социальном страховании. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что по завершении эксперимента, объявленного введением в действие Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима налог на профессиональный доход» [7] Правительством России будут установлены условия налогообложения и участия в социальных фондах на уровнях, сложившихся в развитых странах, что при существующей в России покупательной способности населения и экономическом положении предприятий — заказчиков может лишить легальную самостоятельную занятость экономического смысла.
Нет сомнений, что количество самозанятых граждан будет только увеличиваться в последующих периодах, так как выбор самозанятости как способа самообеспечения остается актуальным в настоящее время, и нет достаточных оснований, чтобы актуальность данной категории была утрачена в будущем.
Для усовершенствования законодательной базы касающейся самозанятых в России можно использовать практику Германии в части требований профессиональных стандартов на самозанятых и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих (или предполагающих осуществлять) виды профессиональной деятельности, предполагающие определенный уровень квалификации. Осуществляя самостоятельную профессиональную деятельность, самозанятые должны иметь на нее право (как и наемные работники, которые должны отвечать требованиям профстандартов), а также нести профессиональную ответственность. Такие меры направлены на защиту интересов лиц, которые являются покупателями или заказчиками услуг самозанятых.
Литература:
- Воловская Н. М., Плюснина, Л. К., Русина А. В., Иноземцева А. В. Безработица и самозанятость: ожидания и реалии (по материалам социологических исследований)// Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 11(129). — С. 22–31. — DOI 10.24158 (дата обращения: 01.12.2022).
- Воронина Л. И., Касьянова Т. И. Механизмы содействия и развития самозанятости безработных граждан: сравнительный анализ зарубежного опыта и России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44. С. 264–282
- Гренадерова М. В., Прокофьева А. К. Налоги для самозанятых лиц: российский и зарубежный опыт// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 4. С. 300.С. 300.
- Климова М. О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и зарубежных странах// Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 5. С. 6.
- Кривопашко Ю. В. РАНХиГС назвали число самозанятых в России// Российская газета. 2019.
- Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь Минск, 2022. // URL: http://president.gov.by/uploads/documents/Ukaz-337.pdf (дата обращения: 30.05.2022).
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7494.