Перспективы применения технологий расширенной реальности в промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Краюшкин, Н. А. Перспективы применения технологий расширенной реальности в промышленности / Н. А. Краюшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 12-19. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97363/ (дата обращения: 16.11.2024).



Технологии виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальности можно считать следующим этапом эволюции интерфейса, которая началась с перфокарт, продолжилась клавиатурой и мышью, затем перешла к сенсорному экрану и голосовому управлению и сейчас переходит к жестам и естественным движениям [1]. В последние годы эти технологии, называемые в совокупности технологиями расширенной реальности (XR), набирают всё большую популярность в самых разных сферах жизни общества: от популярных видеоигр до медицины или изучения космоса. Не стали тому исключением и различные отрасли промышленности, где благодаря данным технологиям уже сегодня труд рабочих становится проще, издержки снижаются, а прибыли компаний растут.Россия в этом плане также не отстаёт от всего развитого мира. В нашей стране уже сегодня многие предприятия внедряют у себя на производствах XR-технологии, что позволяет получать более высокие результаты деятельности компании. Кстати, увеличению скорости внедрения XR-технологий в промышленный сектор, способствует и пандемия COVID-19, которая вынудила большое количество людей перейти на удалённый формат работы. А он как никакой другой предполагает взаимодействие между людьми с помощью современных технологий, в том числе онлайн.

Стоит также отметить, что согласно прогнозуHuaweiи ТМТ консалтинг, рост рынкаVR/AR-технологий к 2025 году составит 65.9 млрд. долларов, а в России при среднем прогнозируемом годовом росте 37 % порядка 7 млрд. руб. Данные показатели свидетельствуют, что со временем технология станет довольно массовой, а для многих отраслей экономики станет важной частью увеличения производительности труда. Это одна из причин, почему многие компании активно инвестируют в этусферу и стремятся как можно быстрее в ней закрепиться, заняв лидерские позиции [2].

Прогноз роста рынка виртуальной и дополненной реальности в мире

Рис. 1. Прогноз роста рынка виртуальной и дополненной реальности в мире

Основные направления применения XR -технологий

Различных способов и направлений применения современных иммерсивных технологий можно выделить огромное множество. Но мы разберём их применительно к промышленности.

Передача изображения удалённого объекта на компьютер. Это один из самых распространённых способов применения AR/MR очков сегодня. Он становится крайне актуальным, например, при необходимости проведения ремонта или настройки сложного оборудования. Для этого часто требуется присутствие на месте высококвалифицированных сотрудников, но в силу удалённости (например, из-за болезни или командировки) и других причин осуществить это физически не всегда возможно. В этом случае могут помочь устройства дополненной реальности, с помощью которых другой человек сможет передавать изображение с них на ваш удалённый компьютер/планшет. Вы будете в реальном времени видеть фактически тоже самое, что и человек в нескольких сотнях или даже тысячах километров от вас и одновременно помогать ему с настройкой оборудования. Более того, вы можете работать удалённо сразу с несколькими людьми в разных точках планеты, помогая им так, как будто бы вы рядом, увеличивая свою и их производительность и улучшая результаты общей работы.

Передача планов и схем сотруднику для упрощения его работы. Как бы дополняя предыдущий пункт необходимо упомянуть о том, что вы можете заранее загрузить на устройство дополненной реальности или выслать вашему коллеге путём удалённой связи любые необходимые файлы (например, чертежи, схемы, видеоинструкции и другие). Благодаря этому он сможет видеть требуемую информацию перед глазами и работать с ней, практически не задействуя рук и не отвлекаясь на посторонние предметы. Так, например, поступают инженеры Boeingпри сборке новых самолётов [3]. Они используют очки GoogleGlass, на которых выводится пошаговая инструкция по сборке сложных технологических узлов и прокладке необходимых кабелей. Это очень ответственные и важные этапы сборки самолётов. Благодаря очкам сотруднику не приходится постоянно отвлекаться на чертежи и схемы, что позволяет сохранить концентрацию на высоком уровне и избежать ненужных ошибок. Как показала практика, такой подход позволил сократить время на сборку самолётов примерно на 25 %, а также уменьшить количество ошибок сборки.

Обучение работе в сложных технологических условиях и на новом оборудовании. Ко многим современным технологическим агрегатам и сооружениям не всегда имеется прямой доступ на производстве, либо он затруднён в следствие удалённости. А обучать персонал работе на них необходимо. И здесь на помощь приходит виртуальная реальность. В ней вы можете спроектировать любое устройство в мельчайших деталях и обучать работе с ним где угодно. Благодаря высокой детализации объектов виртуального мира ваш сотрудник после обучения будет легко ориентироваться на реальных установках. Такой подход сильно экономит время и деньги на обучение, а также позволяет одновременно обучать большее количество любой. Например, вы можете детально смоделировать работу установки непрерывной разливки стали и тренировать людей в виртуальной реальности. При необходимости можно смоделировать разные ошибки и непредвиденные ситуации, а также выводить подсказки, если человек что-то забыл или делает неправильно. После такого опыта ему будет гораздо легче взаимодействовать с реальным оборудованием и, как следствие, сократится количество ошибок разливки на нём. Кроме того, в виртуальной реальности вы можете обучить ваших сотрудников действовать в опасных и аварийных ситуациях, смоделировав любую технологическую аварию. Это позволит в подобной ситуации в реальности действовать быстро и незамедлительно, максимально сокращая потери от аварийных ситуаций.

Работа в опасных средах. Сегодня для работы в опасной производственной среде (с повышенной температурой, кислотностью, взрывоопасностью и др.) необязательно заходить в помещение, где такая среда присутствует. Туда можно отправить робота, в том числе знаменитых роботов-собак. При этом изображение с камеры робота будет передаваться на очки дополненной или виртуальной реальности, и вы сможете в реальном времени видеть, что происходит внутри недоступного помещения, а также управлять роботом для совершения различных технологических операций. Это позволяют существенно снизить риски для людей и исключить влияние опасных факторов на их жизни.

Но стоит отметить, что некоторые производители AR-устройств делают их более прочными или даже взрывозащищёнными, так как на некоторых производствах необходимы соответствующие допуски, и существуют ситуации, при которых человеку необходимо лично присутствовать в опасной зоне. Например, немецкая компания Realware производит специальную взрывозащищённую и пожароустойчивую версию своих очков RealwareHMT-1Z1 [4], которую постепенно начинают применять при ликвидации пожаров и других техногенных катастроф. Очки позволяют лучше анализировать ситуацию на местности и получать больше необходимой и важной информации для спасения людей и материальных ценностей.

Промышленные очки дополненной реальности RealwareHMT-1и HMT-1Z1 Промышленные очки дополненной реальности RealwareHMT-1и HMT-1Z1

Рис. 2. Промышленные очки дополненной реальности RealwareHMT-1и HMT-1Z1

Благодаря компании СИБУР появился интересный кейс с данными устройствами. Совместно с системным интегратором КРОК они создали специальное ПО [5], которое позволяет удалённому сотруднику управлять действиями другого человека во время использования данных очков. Удалённый сотрудник может работать хоть из дома, при этом видя то, что происходит на любом производстве в любой точке мира, например, в другой стране. Как показала практика, такой подход позволяет существенно сэкономить на командировках сотрудника, не теряя при этом в качестве выполняемых работ. Кроме того, это позволяет как бы обойти закрытые границы в условиях пандемии.

В кейсе реализации проекта по расширению марочного ассортимента с пуско-наладкой оборудования для предприятия «ЗапСибНефтеХим», который входит в холдинг СИБУР, в условиях пандемии такой подход позволил (данные взяты из официальной презентации компании СИБУР на конференции Techweek 2021):

– сократить затраты на карантин экспертов на 100 %, так как его не пришлось проходить,

– на 30 % была снижена тарифная ставка эксперта,

– на 4 млн. руб были сокращены расходы на проведение ПНР (пуско-наладочные работы)

– срок ПНР был сокращён на 5 дней.

Отображение внутреннего интерфейса программного обеспечения удалённого доступа СИБУР и КРОК в AR-очках RealwareHMT-1

Рис. 3. Отображение внутреннего интерфейса программного обеспечения удалённого доступа СИБУР и КРОК в AR-очках RealwareHMT-1

Презентация новых технологических решений. Практически любая компания стремится к развитию и использованию современных технологических решений в своём бизнесе, особенно при высокой конкуренции. Это позволяет выделиться среди конкурентов и показать свои сильные стороны с лучшей стороны. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют произвести настоящий вау-эффект во время презентации компании или нового продукта на выставках и конференциях. Так как сами технологии пока что активно не применяются среди массового пользователя, то они по-настоящему удивляют. Этим уже сегодня пользуются многие крупные компании. И такая тенденция продлится ещё как минимум ближайшие несколько лет.

Для корпоративов и отдыха сотрудников. Это самый игровой и весёлый формат из всех представленных в данной статье, но он также находит активное применение. Значение качественного отдыха на результаты работы трудно переоценить, а когда отдых происходит в активной и увлекательной форме, то, как показывает практика, результативность людей только вырастает. Сегодня такой досуг позволяет организовать технология виртуальной реальности, так как в современных VR-устройствах есть много активных игр, которые стимулируют мозг и разгоняют нервную систему. Именно поэтому некоторые компании ставят в свои лаундж-зоны небольшие аттракционы виртуальной реальности.А для корпоративов данные решения уже давно применяются, особенно на праздники Новый год, 23 февраля 8 Марта и другие. Такое развлечение становится классным подарком для всего рабочего коллектива [6].

Пример оборудования виртуальной реальности для развлечения и корпоративов

Рис. 4. Пример оборудования виртуальной реальности для развлечения и корпоративов

Плюсы применения VR / AR -технологий

Как у любых технологий, виртуальная и дополненная реальность обладают своими преимуществами и недостатками, каждый из которых в той или иной степени помогает или мешает развитию данной индустрии. Рассмотрим сначала более подробно позитивные стороны применения иммерсивных технологий.

Современные очки дополненной реальности имеют малый вес. Производители AR-устройств сегодня делают свои гаджеты очень лёгкими, чтобы те практически не ощущались при многочасовом использовании. Добиться минимального веса позволяют используемые специальные материалы (пластик, поляризованное стекло, лёгкие сплавы) и габариты устройств. Например, вес очков дополненной реальности GoogleGlass 2.0 EnterpriseEdition составляет всего 46 грамм, благодаря чему они почти не ощущаются даже во время многочасовой эксплуатации.

GoogleGlass 2.0 EnterpriseEdition (слева)иEpsonMoverioBT-40 (справа) — одни из самых лёгких устройств дополненной реальности на сегодняшний вес. Масса каждого не превышает и 100 граммов GoogleGlass 2.0 EnterpriseEdition (слева)иEpsonMoverioBT-40 (справа) — одни из самых лёгких устройств дополненной реальности на сегодняшний вес. Масса каждого не превышает и 100 граммов

Рис. 5. GoogleGlass 2.0 EnterpriseEdition (слева)иEpsonMoverioBT-40 (справа) — одни из самых лёгких устройств дополненной реальности на сегодняшний вес. Масса каждого не превышает и 100 граммов

Свобода рук. Как было отмечено выше, благодаря очкам ваши руки будут полностью свободны, и вы сможете параллельно использовать другие технические средства. Это существенно экономит время на выполнение технологических операций, пуско-наладку оборудования и уменьшает вероятность ошибки при сборках сложных технических устройств.

Наглядность. Во многих очках виртуальной и дополненной реальности вы можете детально увидеть даже самые недоступные элементы технологических устройств без необходимости их разбирать или залезать внутрь. Например, благодаря программным решениям компании VRConcept [7] вы можете разобрать двигатель внутреннего сгорания или газовую горелку даже на самые мелкие детали и изучить во всех подробностях. Это позволяет узнавать принцип действия любого технологического оборудования и качественнее анализировать их неисправности.

Пример внутренней среды программного обеспечения VRConcept

Рис. 6. Пример внутренней среды программного обеспечения VRConcept

Возможность адаптации решений под собственные нужды. ВсёVR/ARоборудование имеет собственный контент, который можно приобретать в специализированных магазинах. Но также у всех устройств есть доступ к программам разработки и SDK, благодаря чему вы можете создать собственные приложения, которые будут решать именно ваши задачи, либо адаптировать под них уже существующее ПО.

Относительная простота применения. Современное VR/ARоборудование уже не настолько сложно, как было 20–30 лет назад. Конечно, для работы с ним требуется обучение и настройка, а для наиболее сложных устройств и разработка соответствующего ПО, но в сравнении, например, с доменными или промышленными нагревательными печами, оно гораздо проще. Ас устройствами для дома сможет справиться даже ребёнок.

Цены на устройства виртуальной и дополненной реальности падают . Устройства виртуальной реальности становятся дешевле с каждым годом и во многом благодаря усилиям крупнейших технологических компаний мира. Некоторые передовые решения стоят в России менее 40000 руб. и при этом являются полностью автономными устройствами. Такая цена уже сейчас является доступной не только для предприятий промышленного сектора, но и даже для обычного пользователя, который покупает устройство себе домой. На сегодняшний день аналогичная ситуация наблюдается и с дополненной реальностью. Сейчас существуют решения в этой области с ценами менее 100000 рублей, что также выглядит намного привлекательнее того, что было 10 лет назад. Конечно, есть решения и за 200, и даже за 500–600 тыс. рублей, например, MicrosoftHololens 2, но каждое из них решает свои задачи и имеет свою специфику [8]. Отсюда формируется и цена устройства.

Прогнозируемое количество VR/AR-устройств, проданных по всему миру к 2025 году

Рис. 7. Прогнозируемое количество VR/AR-устройств, проданных по всему миру к 2025 году

Минусы VR / AR -устройств

Говоря о плюсах, нельзя забывать и о недостатках, которые имеются у современных решений виртуальной и дополненной реальности.

Необходимость привыкания. Несмотря на то, что сами очки дополненной и виртуальной реальности довольно просты в освоении, нашим глазам всё же требуется некоторое время, чтобы полностью адаптироваться к ним. При первых попытках использования очков у некоторых людей могут довольно быстро уставать глаза. Связано это с тем, что сама картинка, которая выводится в очках, находится довольно близко к глазам, и нам приходится подолгу на ней фокусироваться. Дискомфорт от данного эффекта исчезает довольно быстро, но время на привыкание всё-таки требуется.

Малый угол обзора. Это касается в первую очередь AR-устройств. Картинка, которую они выводят, небольшая по размерам. Это выглядит непривычно и требуется время. Из-за этого иногда приходится

Сложность написания программного обеспечения. На сегодняшний день не так много специалистов, которые умеют создавать программное обеспечение для устройств виртуальной и дополненной реальности. В данной области есть своя специфика, связанная с SDK-файлами. Кроме того, не все платформы стандартизированы и иногда требуется время для изучения нового устройства.1

Малая мощность устройств дополненной реальности. Так как большинство современных AR-решений обладает маленькими габаритами, то в них интегрируют далеко не самые производительные процессоры и модули видеопамяти. Это накладывает технические ограничения на устройства и сужает варианты их применения. Постепенно с увеличением мощности мобильных процессоров, мы сможем делать всё более компактные и при этом производительные очки дополненной и виртуальной реальности.

Цены. Несмотря на то, что AR/VRтовары становятся более массовыми и, как следствие, более дешёвыми, на сегодняшний день не существует по-настоящему доступных для массового покупателя устройств дополненной реальности. Возможно, эта проблема будет решена через некоторое время, когда свои решения в этой сфере выпустят такие корпорации, как Appleи NVidia.

Метавселенные

Одним из ключевых направлений технологии виртуальной реальности сегодня является создание и совершенствование метавселенных. В метавселенных вы можете жить в виртуальной реальности, как в реальном мире, то есть фактически вы можете ходить на работу, участвовать в совещаниях, проводить встречи, проводить весело время с друзьями и заниматься другими делами. Сами метавселенные существуют довольно давно, но в последний год им уделяется особое внимание, так как на их развитие делают большую ставку многие крупные корпорации. В них они открывают свои представительства и офисы, делают возможность покупки различных товаров с доставкой их к вам на дом в реальном мире, позволяют взаимодействовать друг с другом посредством различных контроллеров и технологий. Некоторые компании уже сегодня проводят удалённые совещания в виртуальной реальности. Это удобно, так как для такого совещания вам достаточно очков виртуальной реальности, подключённых к интернету, и всё. Хотя, иногда даже этого не требуется. Достаточно вашего телефона или компьютера и вы сможете оказаться в виртуальном мире вместе с вашими коллегами. Благодаря такой простоте вы можете погрузиться в метавселенные, где бы вы ни находились, и участвовать в любом собрании или встрече.

Вариант проведения совещания в метавселенной

Рис. 8. Вариант проведения совещания в метавселенной

Интересной особенностью метавселенных является и то, что вы можете создать своего виртуального двойника, так называемого аватара, который будет выглядеть так, как вам нравится. Конечно, вряд ли на совещание с начальником вы придёте в костюме динозавра, но на неформальную встречу с друзьями в виртуальном Макдональдсе почему бы и нет. В этом выборе вас никто не ограничивает. Фактически, что-то подобное мы видели в фильме «Первому игроку приготовиться», но там неигровое направление использования метавселенных раскрыто слабо. А между тем оно имеет огромный потенциал развития в будущем. Не исключено, что со временем всё больше корпоративных совещаний будет проводиться именно в таком формате, особенно для сотрудников, работающих удалённо. Этому способствует и развитие технологий, и различные ограничения, которые вводятся в наше время.

Отметим ещё один интересный факт — метавселенными интересуются не только крупные корпорации, но и целые города и страны. Например, правительство Сеула представило план по превращению его в первый город-метавселенную [9]. Согласно плану за несколько лет поэтапно планируется перенести столицу Южной Кореи в виртуальный мир, доступ к которому будет у людей со всей планеты: вы сможете попасть в него, находясь в любой точке Земли. Планируется, что благодаря реализации такого проекта, жители города смогут пользоваться различными его сервисами и услугами, участвовать в мероприятиях, проводить встречи, не выходя из дома, а для остальных — это станет прекрасной возможностью посетить Сеул в удалённом формате, что также в перспективе может смотивировать многих приехать в страну в качестве туристов.

Несколько кейсов и примеров использования XR -технологий в различных производствах

Про опыт компании Boeing в области AR-технологий было описано выше, но другая американская производственная компания LockheedMartin также использует очки дополненной реальности для сборки истребителей F-35. Для них были задействованы очки дополненной реальности EpsonMoverioBT-200 (уже сняты с производства, сейчас используются MoverioBT-40 и BT-40S). Принцип использования аналогичен тому, который применяется в Boeing — инженерам становится гораздо проще собирать сложные технологические узлы самолёта благодаря тому, что прямо в очках выводится вся необходимая информация для сборки: чертежи, схемы, технологические инструкции. Например, когда инженер смотрит на шасси, очки выделяют крепёж, кабели и другие необходимые в определённый момент детали с номерами и показывают инструкции по их установке, включающие 3D-модели и анимацию, будто вы собираете конструктор Lego с помощью голограмм. Как показала практика, такие решения помогли сократить время на 30 %, а точность сборки — на 96 % [10].

Стоить отметить и позитивный опыт компании Volkswagen в сфере применения технологий дополненной реальности в своих сервисных центрах в Великобритании. Согласно отчёту компании, внедрив технологию дополненной реальности в процесс диагностики и ремонта, им удалось за 1 год снизить уровень выбросов CO2 на 2.5 тонны при повышении эффективности на 93 % и сократить расходы на 250000 фунтов стерлингов. Инновационная система позволяет удалённо отправлять точные визуальные инструкции инженерам из стационарных и мобильных сервисных центров, благодаря чему увеличивается скорость ремонта и диагностики, а время простоя уменьшается. Также это помогает сэкономить ресурсы на выездах специалистов сервисных центров [11].

Крайне перспективным направлением развития технологий виртуальной реальности может стать их использование для управления роботами, в том числе промышленными. Идея заключается в том, чтобы передавать изображение с удалённого робота, который может находиться за несколько сотен или тысяч километров, на очки виртуальной реальности, а оператор в этих очках управлял всеми движениями робота. Такие технологии уже активно разрабатываются, например, в Массачусетском технологическом университете [12]. Данные решения помогут упростить работу людей в сложных или опасных технологических условиях, например, в загазованных, радиоактивных средах, в зонах повышенной опасности травмирования, где необходимо работать с открытыми областями раскалённого металла, например, на металлургических заводах.

Прекрасным примером симбиоза виртуальной реальности и робототехники может служить разработанный компанией ToyotaроботT-HR3, который управляется человеком при помощи очков виртуальной реальности. Робот повторяет все действия, которые совершает оператор, что делает его отличным помощником для выполнения самых разнообразных задач [13]. Конечно, в данном направлении ещё очень много работы и именно в этой сфере можно совершит множество научных открытий, что позволит вывести данную технологию на новый уровень.

Человек, который управляет в виртуальной реальности роботом Toyota

Рис. 9. Человек, который управляет в виртуальной реальности роботом Toyota

Выводы

Предлагая совершенно новый канал восприятия мира и взаимодействия с ним, технологии расширенной реальности становятся одной из самых мощных преобразующих мир технологий Четвертой промышленной революции. Мы начинаем использовать их для обучения, работы, бизнеса и развлечений. Пока это не носит массовый характер. Но судя по динамике развития индустрии, тенденциям перехода в метавселенные и её пользе для общества — это просто вопрос времени. Постепенно интегрируясь в наш мир, XR-технологии смогут сделать жизнь людей удобнее, проще и эффективнее. Однако из-за эффекта присутствия они больше, чем другие цифровые каналы, будут размывать границу между искусственными технологиями, внешним миром и ролью человеческой интуиции и субъектности [1].

Литература:

  1. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. — М.: Эксмо, 2018. — 320 с.
  2. Официальное исследование Huawei: https://www.huawei.ru/news/issledovanie-huawei-rynok-ar-vr-v-rossii-dostignet-7-mlrd-rub-k-2025-godu/
  3. Интернет-ресурс https://arvar.org/ru/cases/boeing/
  4. Официальный сайт компании Realwearhttps://www.realwear.com/
  5. По материалам с весенней конференцииTechweek 2021
  6. Арена виртуальной реальности https://nsk.thedeepvr.ru/
  7. Официальный сайт компании VRConcept: https://vrconcept.net/
  8. Интернет-магазин https://virtualnyeochki.ru/
  9. Интернет-ресурс https://holographica.space/news/metaverse-seoul/
  10. Интернет-ресурс https://arnext.ru/news/lockheed-martin-ngrain-18400
  11. Интернет-ресурс https://www.realwear.com/blog/volkswagen-commercial-vehicles-rolls-out-realwear-augmented-reality-headsets-across-uk/?utm_content=158044194&utm_medium=social&utm_source=twitter&hss_channel=tw-774647737186779136
  12. Интернет-ресурс http://bevirtual.ru/s-pomoshhyu-vr-mozhno-upravlyat-promyshlennymi-robotami-na-rasstoyanii/
  13. Интернет-ресурс https://holographica.space/news/toyota-t-hr3–13620/
Основные термины (генерируются автоматически): дополненная реальность, виртуальная реальность, очки, время, устройство, программное обеспечение, работа, виртуальный мир, компания, Россия.


Задать вопрос