Жизнь в современном мире требует от людей принятия быстрых и нестандартных решений, умения приспосабливаться к новым ситуациям. Обществу нужен человек с независимым и критическим мышлением, умеющий видеть проблему и творчески ее решать. Всего этого можно достичь, только привив учащемуся различные исследовательские навыки в начальной школе. В этот период происходит интеллектуальное развитие детей, происходят изменения в основной деятельности и возрастает потребность в самовыражении. Значимость исследовательской деятельности в школе была отмечена.
Ключевые слова: исследования, исследовательские умения, развитие, младшая школа.
Life in the modern world requires people to make quick and innovative decisions, the ability to adapt to new situations. Society needs a person with independent and critical thinking, who can see the problem and solve it creatively. All this can be achieved only by instilling in the student various research skills in elementary school. During this period, the intellectual development of children takes place, changes in the main activity occur and the need for self-expression increases. The importance of research activities at school was noted.
Keywords: research, research skills, development, elementary school.
Проблемы формирования и развития исследовательских умений школьников анализируются в работах Семеновой (2007). Современные социальные требования направлены на самобытность, познавательное и культурное развитие учащихся. Эти требования нашли отражение в государственных образовательных стандартах Российской Федерации второго поколения. Помимо традиционного формирования предметных знаний и умений, эти стандарты включают в себя программу развития универсальной учебной деятельности. Данная программа представляет собой совокупность способов, обеспечивающих самостоятельное получение новых знаний, формирование навыков, саморазвитие личности в форме волевого усвоения нового социального опыта.
Разработка универсальных учебных действий, осуществляемых на основе системно-деятельностного подхода, предполагает активное вовлечение обучающихся. Обучение превращается в сотрудничество — совместную работу учителя и учеников, направленную на получение знаний и решение задач. Ранее Давыдов (1999) писал, что учебная деятельность оказалась квазиисследовательской.
Учебно-исследовательская деятельность в информационно-образовательной среде по своей сути оказывается вариативной, поскольку каждый учащийся начальной школы при освоении различных информационных ресурсов учитывает собственные потребности, интересы и склонности к решению тех или иных задач. Кроме того, деятельность требует выбора инварианта — значимых исследовательских умений.
Обучающемуся, не имеющему этих навыков, было бы трудно добиться самоопределения и саморазвития, а в дальнейшей перспективе добиться самореализации в обществе и тем более эволюционировать общество. Основным педагогическим условием формирования исследовательских умений учащихся является педагогический потенциал информационно-образовательной среды начальной школы.
Повышение наглядности учебного процесса средствами мультимедиа; использование новых источников информации (справочные системы, электронная энциклопедия, интернет-сайты); расширение диапазона обучения и исследований за счет значительного увеличения поступающих данных при наблюдении за текущими процессами; внедрение новых методов информационных и компьютерных технологий в учебную и исследовательскую деятельность младших школьников, принятие компьютера как инструмента учебной и исследовательской деятельности; приобретение первичных навыков моделирования путем погружения в виртуальную среду.
Базовым навыком для всех школьников является способность анализировать контент на предмет актуальности и точности. Вот пять способов, которыми учителя могут помочь улучшить этот навык у детей младшего возраста.
Учителя должны поговорить с учениками о том, что они будут искать и как получить конкретные результаты. Чем более конкретными они будут, тем легче будет подобрать поисковые запросы.
Учащиеся начальной школы могут не до конца понимать концепцию ключевых слов, поэтому их необходимо проинструктировать по этому основополагающему аспекту технологии поиска. Поисковые системы работают хорошо, только если используются правильные ключевые слова, и учащимся нужно научиться подбирать эти слова, чтобы получать нужные им результаты.
Ключевые слова, как правило, основаны на наиболее распространенном подходе к обсуждению предмета. Часто требуется несколько проб и ошибок, чтобы определить, какая комбинация ключевых слов дает желаемые результаты. Учителя могут создать целый урок вокруг ключевых слов, включая то, что они собой представляют, как они работают и как их найти.
Учащиеся начальных классов могут понять уровни законности, связанные со сбором информации. Учителя могут рассказать о первоисточниках, оригинальных исследованиях и достоверности информации, найденной в Интернете. Дети могут узнать о том, как информация передается из исследовательских статей в новостные источники, блоги и так далее.
На примерах учителя могут продемонстрировать, как различные информационные источники находят нужную информацию и представляют ее общественности, а также как определить, какую информацию лучше всего использовать для своих проектов.
Детям, возможно, не нужно цитировать выдержки из научных исследований, но они могут научиться более разумно искать информацию.
Сложность навыков ведения заметок будет зависеть от уровня успеваемости учащихся, но даже дети младших классов могут научиться водить карандашом по бумаге и записывать наиболее важные фрагменты собранной ими информации. Чем лучше они научатся находить качественные источники, тем легче будет делать заметки.
Овладение исследовательскими навыками в юном возрасте даст студентам навык, который будет служить им всю жизнь. Этот навык будет полезен им не только в школе, но и в повседневной жизни, когда они пытаются усвоить все большее количество информации. Учителя окажут своим ученикам большую услугу в обучении этим навыкам.
Анализ исследований с точки зрения общей теоретической деятельности позволил выяснить следующие элементы исследований учащихся начального класса:
- Целями исследования учащихся может быть определение эмпирических особенностей изучаемого объекта; изучение истории его возникновения, развития; определенные данные об изучаемом объекте по широкому кругу информации; выявление возможностей изучаемого объекта, реальными и вымышленными детьми, и т. д.
- Потребностно-мотивационной основой исследований младшего школьного возраста является социальная и познавательная мотивация. Широкие социальные мотивы: стремление стать ответственным учеником, выполнять свою работу; узкие — похвала за достижения в исследованиях, утверждение коллектива, внедрение разнообразия в свои действия; мотивы взаимодействия — стремление взаимодействовать в процессе исследовательской работы с конкретной группой учащихся или учеников, сотрудничество с учителем или родителями и педагогом.
- Субъектами исследований начальной школы могут быть: младшие школьники, группы учеников, все классы, пары ученик — ученик, ученик — родитель, ученик — учитель.
- Объектами исследования учащихся младшего класса могут быть объекты живой и неживой природы, искусственные предметы, социальные предметы человека, групп людей, фантастические предметы сказочных героев.
- Средства для исследования школьников — это внутренние познавательные навыки и овладение знаниями и умениями в области исследования, а также внешние информационные источники и инструменты.
- Процесс исследования включает в себя следующие стадии: выбор темы, постановка целей и задач, планирование исследований и выбор методик, поиск информации, проведение опыта, опроса, создание диаграмм и графиков; формулировка выводов, представление результатов, анализа своей работы и самооценки.
- Результаты исследований младшего школьного возраста могут означать: сформировать познавательные мотивы, субъективно новые знания ученика, новые способы деятельности, исследовательские способности 40.
Поэтому исследовательская деятельность младшего школьного возраста может быть определена как специально организованная, познавательная творческая деятельность учеников, по структуре соответствующая научной деятельностью, характеризующая целенаправленность, активность, предметность, мотивацию и сознания. В процессе осуществления данной деятельности с различным уровнем самостоятельности проводится активная поисковая и открытая для учащихся субъективная новая информация, используя доступные методы исследования для детей.
Ее результат — формирование мотивов познавательного мышления и исследования, субъективные новые знания и способы деятельности учащегося, личностное совершенствование учащегося, а результатом этого станет реализация индивидуальной образовательной траектории младшего школьного возраста.
Литература:
- Андреев В. И. (1981) Эвристическое программирование учебной и исследовательской деятельности. Москва: Высшая школа.
- Беспалько В. П. (1996) Мониторинг качества образования — средство управления образованием, «Мир образования», (№ 2, с.32–36).
- Давыдов В. В. (1999) Что такое учебная деятельность? «Начальная школа», (№ 7, стр.12–18).
- Леонтович А. В. (2003) Проектирование исследовательской деятельности школьников, Москва, Институт педагогических инноваций РАН, дис. с. 142.
- Матюшкин А. М. (1972) Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва: Педагогика.
- Поддьяков А. Н. (2001) Развитие исследовательской инициативы в детском возрасте, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, дис. с. 140–160.
- Репкин В. В. (1999) Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа» (№ 7, стр.19–24).
- Савенков А. И. (2004) Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара, Учебная литература.
- Семенова Н. А. (2007) Формирование исследовательской деятельности младших школьников, Томск, Томский государственный педагогический университет, диссертация (с.100–115).
- Загвязинский В. И. (1982) Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика.
- Зимняя И. А. (2009) Педагогическая психология. Москва: Университетская книга, Логос