В данной статье рассматриваются вопросы создания военно-промышленных комитетов в Российской империи. Широкий спектр их деятельности распространялся не только на обеспечение военных заказов для армии, но и на участие в политической, социальной жизни Российской империи.
Ключевые слова: военно-промышленные комитеты, промышленные и торговые представители, военные нужды.
Важнейшими проблемами современного мира являются вопросы обеспечения безопасности, предполагающие в том числе постоянную готовность государства к возможным военным конфликтам. Следствием этого является постоянный интерес исследователей к механизмам государственного управления в кризисные периоды, экономической стороне войны, материальному обеспечению. В этой связи интересен опыт мобилизации экономики в России в период Первой мировой войны. И в первую очередь деятельность таких организаций, как военно-промышленные комитеты (далее — ВПК).
Первую мировую войну (1914–1918 г.г.) можно по праву назвать ключевым событием в истории как нашей страны, так и всего мира. В ней участвовало 38 государств. Война оказала большое влияние на развитие революционной ситуации в Российской империи, способствовала падению монархической власти, развитию гражданской войны и формированию социалистической системы в России.
Создание новых национально ориентированных государств предшествовало началу этой великой войны, вследствие обострения чувства национальной гордости и патриотизма, переходящего в прямое обожествление отдельных черт своего государства или прямого вознесения своих государственных и политических лидеров в «культ святых» или «божественный пантеон». Развитие такой идеологии было возможно путем прямого унижения своих соседей, с которыми были территориальные споры или память о недавних обидах, попытки низвержения представителей другой страны, расы, культуры в средствах массовой информации (газетах, журналах, карикатурных листовках) до уровня насекомых, недостойных для жизни рядом с «богоподобной» нацией.
Показательно, что многие восприняли войну с энтузиазмом, как повод для выражения накопившейся ненависти, например, в черносотенной газете под названием «Голос русского» от 24 июля 1914 года вышла заметка главного редактора с громким заголовком «Жаждем Немецкой крови!»; в № 14025 от 27 февраля 1914 г. газеты «Биржевые ведомости» была опубликована статья «Россия хочет мира, но готова к войне», авторство приписывается военному министру В. А. Сухомлинову.
Россия, выполняя свои союзнические обязательства перед Сербским государством, 31 июля 1914 г. объявила о всеобщей мобилизации. В этот же день Германия в ультимативной форме потребовала от России прекратить мобилизацию, и, не получив ответа, 1 августа 1914 г. Германия объявила войну Российской империи.
В ходе первой военной компании 1914 г. на Юго-Западном фронте русская армия сражалась с австро-венгерскими войсками, которым было нанесено серьезное поражение: Россия захватила часть Восточной Пруссии и Галиции. В августе 1914 года был взят город Львов, в марте 1915 года — крупнейшая неприятельская крепость Перемышль. Наши солдаты дошли до Карпат, в Закавказье отбросили до Эрзерума воевавших на стороне Германии турок. Однако первоначальный энтузиазм относительно предполагаемой быстрой и решительной победы, присущий всем сторонам, затухал по мере безрезультатного «выгрызания зубами» клочков земли у противника с кровопролитными битвами и позиционными боевыми действиями.
В связи с неудачами на фронтах, в 1915 году стало очевидно, что война принимает затяжной характер, выявилась слабая подготовленность армии, неготовность экономики страны к ведению длительной войны. Ощущалась острая нехватка средств ведения войны, вызванная недостаточным производством боеприпасов и вооружения. Военная промышленность, фундамент которой составляли казенные заводы, не могла выдержать увеличение военного производства, так как необходимо было осуществить полное изменение производственной и организационной деятельности российских предприятий, организовать привлечение к оборонной промышленности частных производственных мощностей.
По инициативе российских промышленников в стране стали появляться общественные организации, которые оказывали весомую помощь государству в части снабжения армии и мирного населения. Чуть ли не впервые вопросами мобилизации средств на военные нужды занимались не только Государственная Дума и Совет министров, но и промышленные и предпринимательские круги.
В конце мая 1915 года состоялся IX съезд промышленных и торговых представителей, где по инициативе московских предпринимателей в число первоочередных задач были включены вопросы мобилизации частной промышленности для обеспечения нужд фронта. После яркой речи московского промышленника, банкира П. П. Рябушинского, вернувшегося с фронта и потрясенного увиденным, был поддержан проект о создании военно-промышленных комитетов. После речи П. П. Рябушинского съезд прервал свои заседания и выбрал комиссию из 40 человек в целях выработки резолюции. «Организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства является первостепенной задачей», — говорилось в принятой съездом резолюции. Для выполнения поставленной задачи были созданы:
1) Центральный ВПК, основной функцией которого было особое внимание состоянию перевозок и обеспечению промышленности необходимыми ресурсами и инструментами, а также управление областными, районными ВПК.
2) Областные ВПК осуществляли пристальный контроль за районными ВПК и модернизацию действующих предприятий в зоне обслуживания.
3) Районные ВПК — непосредственные организаторы практического дела.
Подобные организации в это время уже существовали в Германии, Англии и Франции. Постановления съезда об учреждении ВПК встретили живой отклик со стороны представителей промышленных, технических и иных социальных групп.
С 1915 года довольно скоро во всех крупных городах и промышленных центрах членами земских союзов были созданы ВПК. По данным А. И. Гучкова, к концу 1915 г. были организованы 32 областных и 221 местный комитет. В качестве их организаторов выступали биржевые комитеты, местные земские управы, отделения Всероссийского Земского Союза и Всероссийского Союза городов.
Комитеты имели достаточно широкий социальный состав, хотя руководство ими было сосредоточено в руках крупнейших представителей торгово-промышленных и купеческих династий. Московский ВПК возглавлял П. П. Рябушинский, во главе Петербургского областного ВПК стоял известный нефтепромышленник и изобретатель Э. Л. Нобель. Бакинским ВПК руководил российский нефтепромышленник и меценат А. О. Гукасов, Киевским ВПК — крупный землевладелец и банкир М. И. Терещенко. В Ростове-на-Дону местный комитет возглавлялся братьями Николаем и Петром Парамоновыми, владельцами нескольких крупных шахт, известными как «Крезы Ростова».
Уникальным опытом являлось открытие ВПК в Николо-Уссурийске, организаторами которого были местные рабочие. В Оренбурге инициатива образования ВПК исходила от группы инженеров заводов под руководством П. А. Кобозева. На юге страны, на территориях станиц, комитеты формировались усилиями казачества. Например, во главе Хопёрского ВПК стоял войсковой старшина П. М. Груднев. При активном содействии местного отделения Императорского Русского Технического общества был создан Новочеркасский ВПК.
Создание комитетов оказалось востребованной идеей, которая привлекла к сотрудничеству широчайшие слои населения. Социальный портрет организаций был довольно многоликим. Треть членов ВПК приходилась на предпринимателей и финансистов, примерно 20 % составляла научно-техническая интеллигенция. Среди них стоит выделить таких крупных ученых-профессоров, как А. И. Чичибабин, Н. Е. Жуковский, В. С. Гриневецкий, А. М. Настюков, И. А. Каблуков, Е. О. Патон, а также известных инженеров П. И. Пальчинского, Л. Б. Красина и других.
Процесс образования комитетов протекал с невероятной скоростью. Вскоре был создан военно-промышленный комитет, который объединил частную промышленность Курской, Харьковской, Екатеринославской, Воронежской и Орловской губерний. К началу июня 1915 комитеты учреждены в Москве, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Симбирске. В августе они были образованы в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке.
Окончательно система комитетов, охватывающая всю территорию Российской империи, складывается к середине 1916 года.
Основной деятельностью комитетов было снабжение фронта всем необходимым: военным снаряжением, амуницией, продовольствием, а также создание и оснащение госпиталей. Земские общественные организации оказывали весомую помощь также семьям и вдовам, потерявшим на фронте кормильцев.
Экономическая деятельность ВПК предопределялась их географическим и хозяйственным профилем. Так, Приграничный Витебский ВПК специализировался преимущественно на эвакуации. Закавказский ВПК занимался исследованием полезных ископаемых на горных территориях, Финский ВПК — поставками в Россию продукции деревообрабатывающей промышленности. Более крупные комитеты занимались многопрофильной деятельностью. Киевским ВПК наряду с ключевой работой по обеспечению военных заказов велась большая научно-исследовательская работа в области производства химических материалов.
Несмотря на то что в состав комитетов на местах входили крупные фабриканты и заводчики, а руководство Центральным и областными комитетами находилось в руках известных всей Российской империи лиц, все же в области своей экономической деятельности и распределения заказов местные комитеты имели дело преимущественно с мелкими и средними предприятиями. Крупные промышленные предприятия действовали самостоятельно, входя в прямые взаимоотношения с военными органами, получая заказы и авансы помимо комитетов или же непосредственно от Центрального ВПК.
Деятельность столичных ВПК Центрального и Московского располагала еще большим разнообразием, что отразилось на их структуре. Центральный ВПК состоял из 21 отделов: механического, юридического, вещевого, продовольственного, военно-санитарного, химического, автомобильно-авиационного, электротехнического и других. В каждом из отделов имелись еще секции и подотделы. Например, в составе химического отдела были коксовальная, нефтяная и кислотная секции. Московский ВПК имел 25 отделов и секций: снарядный, льняной, хлопчатобумажный, шелковый, шерстяной, справочный, юридический и другие. Почти при каждом комитете функционировал отдел изобретений.
В действительности Центральный ВПК старался усилить свою роль путем расширения спектра своих функций, увеличения значимости своей деятельности путем преодоления узких рамок полномочий, которое утвердило правительство. Таким образом, «содействие» правительственным учреждениям в снабжении армии и флота воспринималось А. И. Гучковым довольно широко: как представительство интересов буржуазии перед правительством, то есть осуществление Центральным ВПК не только экономических, но и политических функций.
Финансовой базой деятельности комитетов являлись правительственные авансы по заказам и отчисления до 1 % от сумм заказов, размещенных при посредничестве комитетов . На эти средства комитеты должны были содержать весь свой аппарат и нести все остальные расходы.
Печать ВПК приводит многочисленные высказывания видных руководителей комитетов, которые заявляли, что комитеты объединяли непосредственно мелкую и среднюю промышленность, чем способствовали улучшению производительности. Однако работа по налаживанию таких связей могла быть выполнена и без ВПК, а из общей суммы комитетских заказов значительная часть перепадала нескольким десяткам крупных предприятий. Что же касается привлечения мелкой промышленности и части средней к работе на войну — нужен был какой-то «помощник» и посредник, поскольку эту работу правительство сделать не сумело бы. Таким «уполномоченным» по организации общей деятельности рассеянных мелких и средних предприятий и попытались стать ВПК.
Участие общественных организаций в мобилизации промышленности вскоре отразилось на общем состоянии армии в вопросах снабжения. Если в 1914 году российская промышленность выпускала лишь около 150 тысяч снарядов, то в 1916 году — 1 миллион 850 тысяч. Частные заводы производили снаряды легкой артиллерии. Значительно увеличилось количество военно-промышленных предприятий, занимающихся изготовлением основных средств обороны. По сравнению с начальным периодом войны их производство увеличилось в 5,5 раза.
В результате создания системы ВПК в стране создается довольно специфическая структура организации производства предметов вооружения и обеспечения действующей армии. Одновременно и параллельно друг другу функционируют сразу две организации общеимперского масштаба — «Особое совещание по государственной обороне, перевозкам, топливу и продовольствию» с региональными отделениями (Заводскими совещаниями) и ВПК. Причем последние, хотя и полностью финансировались за счет казны, по сути являлись общественными структурами, оставляли себе право на критику и определенную оппозиционность. Такое противостояние определило структурные противоречия в организации мобилизации Российской экономики в период Первой мировой войны
В целом, в течение 1915–1917 гг. была проведена большая работа по усилению военной мощи России. Но, несмотря на впечатляющий экономический подъем, уровень производства, необходимый для полноценного снабжения армии, при сохранении достаточного уровня снабжения гражданского населения достигнут не был. С самого начала войны и до ее конца не был выработан план «экономического» обеспечения российской армии. В итоге практически все действия правительства по регулированию экономикой были неорганизованными. ВПК не оправдали возложенные на них надежды в области снабжения действующей армии вооружением и предметами снаряжения. Так как желанной целью крупного капитала было не только упрочить свое экономическое положение, но и увеличить свой политический вес, приобрести реальные рычаги власти.
Архангельский ВПК в своем отчете на 10 февраля 1916 г. откровенно признавал, что деятельность по организации производства на оборону равнялась нулю. Тифлисский ВПК с 17 июля по 1 октября 1915 г. выполнил заказ лишь на 33 тысячи рублей и сумел организовать только справочную-информационную работу. Столь «успешная» деятельность ВПК не могла остаться без внимания, а правительственная политика, действия местных властей, их злоупотребление взяточничеством обостряли социальную обстановку в стране.
Таким образом, неэффективность мероприятий правительства по мобилизации промышленности и созданию военной экономики в начальный период войны во многом дали возможность либеральной буржуазии выйти на первый план политической жизни страны.
Укрепившись в политической структуре страны, ВПК стали активно критиковать решения властей Российской империи по вопросам регулирования военной экономики, а в 1916 году открыто выступали против правительственных мероприятий. Власти не понравились оппозиционные выступления ВПК, кроме того, часто выполнение принятых заказов срывалось их исполнителями, так до Февральской революции ВПК получили от казны заказы на общую сумму около 400 млн. рублей, но выполненными оказались менее половины заказов. Февральская революция помогла лидерам ВПК войти в состав многих учреждений Временного правительства. Из этого можно сделать следующий вывод: Февральская революция была выгодна лидерам ВПК; а если брать в расчет, что сами ВПК ответственны за недостаток продовольствия и затруднение его поставок в 1916–1918 гг., то можно предположить, что действия ВПК и их лидеров способствовали нарастанию возмущения народных масс в стране и появлению революционных настроений, которые в дальнейшем привели к трагичным событиям Февральской революции 1917 г.
Литература:
- Айрапетов О. Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914–1917). М.: Кучково поле, 2014. — 640 с.
- Белозеров В. К., Даниленко И. С., Емельянов А. И., Касюк А. Я., Соловьев А. В. Социум. Государственная стратегия. Политико-стратегические уроки Первой мировой войны. М.: Неолит, 2019. — 192 с.
- Булдаков В. П., Леонтьева Т. Г. Война, породившая революцию. М.: Новый хронограф, 2015. — 720 с.
- Оськин М. В. История Первой мировой войны. М.: Вече, 2014. — 492 с.
- Поликарпов В. В. Русская военно-промышленная политика 1914–1917 годов. Государственные задачи и частные интересы. М.: Центрополиграф, 2015. — 281 с.
- Уткин А. И. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне. Смоленск: Русич, 2000. — 640 с.
- Кряжев Ю. Н. Военно-промышленные комитеты и экономическое положение Российской империи (1915–1917 гг.) М.: Омский научный вестник № 1 (61), 2007. — 13 с.
- Сафонов А. А. История государства и права России в период Первой мировой войны (1900–1914 гг.). М.: 2006.
- Чистяков О. И. История отечественного государства и права. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова — 2005.
- Хромовых А. В., Басирова Д. Р., Коренков Н. С., Матвеева К. А. Реакция российского общества на начало Первой мировой войны. М.: журнал «Молодой учёный» № 3 (107), 2016. — 659 с.
- Щербакова О. М. Военная промышленность Российской империи в годы Первой мировой войны: Современная отечественная историография. Тамбов: журнал «Грамота» № 11 (97), 2018. — 69 с.
- Кюнг П. А. Военно-промышленные комплексы в России в годы Первой мировой войны: Историко-архивоведческое исследование. М.: 2007. — 256 с.
- Поликарпов В. В. Русская военно-промышленная политика. 1914–1917. Государственные задачи и частные интересы. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. — 383 с.
- Белов С. И. Мобилизация Российской промышленности в период Первой мировой войны (1914–1917 гг.). М.: «Вестник» МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — 59 с.
- Акишин М. О. Управление Сибирью и Дальним Востоком (XIX — начало XX в.). Иркутск: «Историческая энциклопедия Сибири», 2009.
- Синиченко В. В. Особое совещание как институт чрезвычайного управления Российской империи в годы первой мировой войны. М.: Академия управления МВД России, 2021.
- Батюк Л. И. Внешняя политика Российской империи накануне I Мировой войны. М.: сборник научных трудов, 2014. — 8–11 с.
- Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой Мировой войны. М.: «Наука», 1973. — 654 с.