Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Кутепова, Е. Ю. Снимщикова, Е. А. Ломакина, А. А. Здоровец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96110/ (дата обращения: 30.04.2024).



Любознательность у детей безгранична. С момента рождения они начинают проявлять интерес ко всему, что их окружает. В этой статье мы поделимся с вами основными преимуществами этого качества.

Ключевые слова: дошкольник, любопытство, любознательность, интерес, ребенок

Children's curiosity is boundless. From the moment of birth, they begin to show interest in everything that surrounds them. In this article we will share with you the main advantages of this quality.

Keywords: preschooler, curiosity, curiosity, interest, child

Любопытство — это инструмент, который дети используют для обучения. Некоторые родители могут непреднамеренно рассматривать любопытство детей как нежелательное или отрицательное качество. Это может привести к тому, что они снизят естественную любознательность своего ребенка.3

Любознательность в отношении предмета значительно облегчает изучение, сохранение и усвоение информации о нем. Ожидание, порожденное любопытством, побуждает мозг лучше усваивать знания, потому что:

— Он активирует дофамин, который является химическим мессенджером или нейротрансмиттером для достижения целей. Это также способствует сохранению информации.

— Любопытство приносит пользу гиппокампу, одному из центров мозга. Гиппокамп играет основополагающую роль в формировании и укреплении как долговременной, так и кратковременной памяти.

— Система тандема или вознаграждения облегчает обучение и получение информации.

Очень важно стимулировать любознательность у детей, потому что это пробуждает интерес, необходимый им для обучения и развития своих мыслей. Нелюбознательные дети могут быть:

— Менее общительные.

— Читать меньше книг.

— Трудно вдохновляться, мотивироваться и воодушевляться.

— Проявлять мало интереса к изучению новых вещей.1

Согласно исследованиям, интеллектуальное любопытство — это скрытая сила, которая движет обучением, критическим мышлением и рассуждениями. Любознательность помогает детям искать и приобретать новые знания, умения и способы познания мира. Это лежит в основе того, что побуждает молодых людей учиться и заставляет их учиться на протяжении всей жизни.

Большинство из нас знает, что многие дети имеют большие успехи при чтении, не проявляя любопытства, — если понимают систему чтения по слогам и добросовестно тренируются.

С другой стороны, любознательные дети проводят много времени за чтением и приобретением знаний. Почему? Потому что они чувствуют разрыв между тем, что знают, и тем, что хотят знать, а не потому, что их мотивирует одобрение родителей или воспитателя.

Когда дети охвачены любопытством, они часто забывают о непосредственных целях, потому что заняты учебой.

Психологи рассматривают интеллектуальное любопытство, как жизненную силу, жизненно важную для счастья, интеллектуального роста и благополучия. Любопытность взаимосвязана с каждой из других способностей: общительностью, стойкостью, самосознанием, честностью, находчивостью, творчеством и эмпатией.

Любознательность воспитывается везде — дома, в детском саду, в школе и во внешкольных программах. Родители, которые намеренно стимулируют любознательность ребенка, влияют на его обучение и развитие на всю жизнь, способами, которые нельзя измерить только оценками и одобрением.

На самом деле, здоровое чувство любопытства даст ребенку больше, чем способность цитировать правильные ответы на академические вопросы.

Мы можем привести в пример некоторые методы развития любознательности у школьников, например сенсорная игра — удивительный стимул для детского любопытства. Сенсорная игра предназначена для того, чтобы дать детям свободу и побудить их прикоснуться к тому, что их окружает, и стать частью мирового опыта.2

Поскольку дети от природы любопытны, чтобы помочь им развить этот навык, не обязательно начинать с нуля. Его нужно поддерживать, поощрять и вдохновлять.

Поговорите с ребенком и задайте ему простой вопрос, который побудит его задуматься о том, что он переживает. Как трава ощущается под твоими ногами? Ты слышишь звук, который издает наш котенок? Даже младенцы, которые не могут составить предложение для ответа, улавливают слова-действия, такие как чувствовать и слышать. Задавая преднамеренные вопросы, вы развиваете ум и способность рассуждать ребенка, а также поощряете его творчество и независимость.4

Научные исследования ясно показывают, что дети, которые часто испытывают любопытство и удивление и действуют на эти чувства, чтобы исследовать свой мир, лучше учатся в школе, в отношениях, на работе и в конечном итоге становятся умными, творческими, удовлетворенными людьми.

— Помогите детям оценить компромиссы. В дополнение к поощрению исследования, также подумайте о том, чтобы оценивать деятельность ребенка, когда может быть лучше использовать то, что они уже знают. Это может быть полезно при постановке целей обучения.1

— Формируйте конкретные знания. Прямое обучение может быть эффективным способом помочь детям быстро узнать факты и ключевые идеи, необходимые для более глубокого развития знаний.

Таким образом, эффективное первоначальное распространение информации может способствовать более позднему самостоятельному обучению, вызванному любопытством.

Младенцы рождаются, с естественным любопытством, чтобы разобраться в вещах вокруг них. У них есть стремление исследовать, открывать и узнавать, как устроен мир. Любознательность не «делается» в ребенке кем-либо. Исследования показали, что именно их внутреннее желание учиться или любопытство, а не какое-либо внешнее давление, побуждает их учиться и искать новый опыт. Исследования также показали, что успехи в школе в течение длительного времени связаны с внутренним любопытством вашего ребенка к обучению.

Литература:

  1. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л. А. Венгер // Дошкол. воспитание. 1979. — № 5. — С.36–39.
  2. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№ 3. С.4–12.
  3. Лисина М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопр. психологии. 1982. — № 4. — С. 18–35.
  4. Шинкарёва Н. А., Рядовкина У. С. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31750 (дата обращения: 30.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, любопытство, интеллектуальное любопытство, любознательность, обучение, сенсорная игра.


Ключевые слова

интерес, ребёнок, дошкольник, любознательность, любопытство

Похожие статьи

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей в старшем

старший дошкольный возраст, познавательный интерес, интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты, методика.

Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию.

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Педагогические условия развития любознательности у детей...

 Ключевые слова: любознательность, экспериментирование, воспитание, обучение

отечественных учёных любознательность рассматривается как интеллектуальное чувство, как

Важное значение в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста

интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований...

К вопросу о теоретических основах развития любознательности...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей дошкольного

Авторы указывают, что в детских вопросах проявляется два пика любознательности: первый пик

-232 с. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и

Формирование познавательного интереса начинается еще в дошкольном возрасте и проявляется в игре, как...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность.

Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников.

и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети познают мир через игру.

О воспитании у детей познавательных интересов

Первые познавательные интересы ребенка связаны с игрой и практической деятельностью.

По утверждению С. Л. Рубинштейна, любознательность и познавательные интересы

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.

Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Одновременно с этим, отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных

влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на

активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

Л. А. Венгер связывал интеллектуальное развитие, и готовность к школьному обучению с

таких качеств интеллекта, как самостоятельность, гибкость мышления, любознательность.

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак...

Психологические особенности развития познавательных...

В основе обучения ребенка лежит метод дорисовывания, доделывания, опредмечивания

Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте

Однако, любознательность, зачатки познавательных интересов не развиваются сами собой.

Дети легко переключаются от игры к занятию лишь тогда, когда они интересны им, когда у...

Похожие статьи

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей в старшем

старший дошкольный возраст, познавательный интерес, интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты, методика.

Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию.

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Педагогические условия развития любознательности у детей...

 Ключевые слова: любознательность, экспериментирование, воспитание, обучение

отечественных учёных любознательность рассматривается как интеллектуальное чувство, как

Важное значение в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста

интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований...

К вопросу о теоретических основах развития любознательности...

В статье рассматривается проблема развития любознательности детей дошкольного

Авторы указывают, что в детских вопросах проявляется два пика любознательности: первый пик

-232 с. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и

Формирование познавательного интереса начинается еще в дошкольном возрасте и проявляется в игре, как...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность.

Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В данной статье раскрывается значение игры в интеллектуальном развитии дошкольников.

и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную познавательную

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети познают мир через игру.

О воспитании у детей познавательных интересов

Первые познавательные интересы ребенка связаны с игрой и практической деятельностью.

По утверждению С. Л. Рубинштейна, любознательность и познавательные интересы

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.

Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет...

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Одновременно с этим, отмечается выдвижение на первое место интеллектуальных

влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на

активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

Л. А. Венгер связывал интеллектуальное развитие, и готовность к школьному обучению с

таких качеств интеллекта, как самостоятельность, гибкость мышления, любознательность.

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак...

Психологические особенности развития познавательных...

В основе обучения ребенка лежит метод дорисовывания, доделывания, опредмечивания

Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте

Однако, любознательность, зачатки познавательных интересов не развиваются сами собой.

Дети легко переключаются от игры к занятию лишь тогда, когда они интересны им, когда у...

Задать вопрос