Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 1050 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96042/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается проблема контроля понимания при чтении текста на иностранном языке. Выделены основные принципы обучения чтению. Приведен комплекс упражнений для проверки понимания текста.

Ключевые слова: чтение, контроль, восприятие, уровень значения, уровень смысла, виды чтения.

Одна из главных задач обучения иностранному языку в средней школе — научить учащихся читать иностранные тексты . Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием печатного текста и его пониманием.

Обучение чтению должно строиться на следующих принципах:

  1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности, а не являться способом овладения языковым материалом.
  2. Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Исключительно важное значение приобретает содержание текстов. Тексты должны представлять для учащихся определенный интерес, быть значимыми благодаря новизне содержания, занимательности сюжета.
  3. Обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащегося. Чтение направлено на прием информации, но его процессуальная сторона включает операции, связанные и с репродукцией языкового материала. Репродуктивная деятельность учащихся в данном случае проявляется в воспроизведении языкового материала в звуковой форме.
  4. Обучение чтению должно опираться на овладение структурой языка (его структурными и строевыми элементами).
  5. Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на опыт учащихся в чтении на родном языке. Процессы чтения на разных языках протекают одинаково.
  6. Формирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления, т. е. развития скорости чтения. Технические навыки рассматриваются как средство ускорения смысловой обработки информации читаемого [1, с. 33–43].

Различают два уровня понимания: уровень значения и уровень смысла. Уровень значения связан с получением фактической информации, понимание на уровне смысла предполагает понимание замысла автора и его оценку.

Качественные характеристики понимания текста:

– полнота понимания — степень осмысления извлеченной из текста информации;

– точность понимания — степень адекватности понимания основной информации текста;

– глубина понимания — интерпретация извлеченной информации [2, с. 107].

Рассмотрим основные умения, владение которыми рассматривается как основная черта зрелого чтеца.

  1. Умения, связанные с пониманием языкового материала при чтении:

– Умения понимать отдельные языковые единицы (узнавать известные слова, определять значение слов по контексту, словарю).

– Умения устанавливать связи между отдельными языковыми единицами (понимать служебные и строевые слова).

– Умения объединять языковые единицы в смысловое целое (выявлять смысловые отношения между элементами текста).

  1. Умения, связанные с пониманием содержания читаемого:

На уровне значения:

– Умение понимать отдельные факты текста.

– Умение понимать связи между отдельными фактами.

– Умение объединять факты в основные положения текста.

– Умение понять основную мысль текста.

На уровне смысла:

– Умение понимать подтекст.

– Умение критически осмыслить информацию текста.

– Умение оценить информацию текста с точки зрения своего опыта, ценности информации [1, с. 15].

Рассмотрим основные виды чтения, обучение которым является целью обучения в средней школе: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое. Под видами чтения понимают «набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [2, с. 107].

Ознакомительное чтение ориентировано на понимание основного содержания читаемого. Это беглое чтение с общим охватом содержания. Изучающее чтение предполагает полное и точное понимание всей информации, содержащейся в тексте, критическое ее осмысление. Просмотровое чтение имеет целью получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Ставится задача определить общее содержание, найти главную мысль. Поисковое чтение направлено на нахождение в тексте нужной информации: определений, фактов, дат и др.

Для проверки понимания текста используются упражнения для различных видов чтения. Рассмотрим упражнения для каждого вида чтения.

Для контроля сформированности умений ознакомительного чтения используются следующие задания:

– ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;

– делить текст на смысловые части и озаглавливать их;

– выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;

– выписывать главные положения текста;

– составлять план прочитанного текста.

Для контроля изучающего чтения могут быть использованы такие упражнения и задания:

– подготовить резюме (аннотацию) текста;

– выразить главную мысль текста, объяснить его заглавие;

– назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть;

– подготовить реферат текста, используя ответы на приведенные ниже вопросы;

– выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста;

– составить развернутый план текста.

Упражнения на контроль понимания текста для просмотрового чтения:

– поставить к тексту несколько вопросов;

– высказать мнение о прочитанном;

– привести примеры, факты, подобные описываемым в статье;

– назвать вопросы, которые рассматриваются в тексте;

– подтвердить точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

Для контроля умений поискового чтения используются следующие упражнения:

– перечислить основные события;

– выписать из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису …;

– подчеркнуть в тексте вывод, формулировку проблемы;

– составить аннотацию;

– сделать выборочный перевод;

– написать рецензию [3, с. 245; 4, с. 128].

Таким образом, обучение чтению и пониманию иноязычных текстов предполагает осмысление поступающей информации и ее интерпретацию. Чтение иноязычных текстов оказывает благотворное влияние на становление личности учащегося.

Литература:

  1. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — М., 1987. — 205 с.
  2. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение, текст, умение, уровень значения, уровень смысла, языковой материал, вид чтения, иностранный язык, обучение, речевая деятельность.


Ключевые слова

контроль, чтение, восприятие, виды чтения, уровень значения, уровень смысла

Похожие статьи

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.

Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка

В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Похожие статьи

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.

Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка

В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

К вопросу об адекватности упражнений развиваемым умениям изучающего чтения на иностранном языке

В статье рассматривается вопрос об упражнениях, которые создают оптимальные условия для эффективного развития умений изучающего чтения на иностранном языке у учащихся старшей школы.

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Задать вопрос