В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механизмов аудирования, а также на трех этапах работы с аудиотекстом.
Ключевые слова: восприятие, понимание, речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование, речевой образец.
Восприятие и понимание речи на слух (аудирование) — это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.
Существуют объективные трудности, которые препятствуют пониманию речи с первого раза. К ним относят следующие:
- Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, плохая акустика, качество звукозаписи, помехи.
- Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: особенности дикции, тембра, темпа, пауз, возможные нарушения артикуляции, различные диалекты иностранного языка, непонимание речи людей противоположного пола, разного возраста.
- Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала: использование большого количества незнакомой лексики, аббревиатур, специальных терминов.
Для достижения необходимого уровня восприятия речи на слух у учащихся должны быть сформированы следующие базовые умения:
- определять тему сообщения;
- отделять главное от второстепенного, выделять смысловые вехи;
- принимать сообщение до конца без пропусков;
- членить текст на смысловые куски, определять факты;
- устанавливать логические связи между элементами текста;
- воспринимать речь в ее естественном темпе;
- принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз [1, С. 78].
Выделяют четыре основных механизма аудирования:
- Речевой слух. Благодаря ему происходит восприятие устной речи и узнавание знакомых образов в потоке речи.
- Память. Для процесса понимания речи со слуха важны кратковременная и долговременная память. Помимо удержания поступающей информации слушающий должен связывать воспринятое в данный момент с тем, что слышал ранее.
- Вероятностное прогнозирование (предвосхищение событий).
- Артикулирование. Это внутреннее проговаривание речи (Е. Н. Соловова).
Рассмотрим упражнения, которые могут быть использованы для формирования механизмов аудирования.
- Упражнения для обучения речевому слуху:
– прослушайте и повторите несколько пар слов;
– определите на слух рифмующиеся слова;
– определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах;
– отметьте паузы в звучащем речевом потоке;
– прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов;
– прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали;
– прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения.
- Упражнения для развития памяти:
– прослушайте две логически связанные между собой фразы и повторите их;
– прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации;
– прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
– прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу;
– прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.
- Упражнения для развития механизма вероятностного прогнозирования:
– прослушайте начало текста и составьте план его продолжения;
– прослушайте фрагмент текста и продолжите его;
– прослушайте предложения из текста и определите его идею [2, С. 181; 3, С. 58–65].
Работа с аудиотекстом включает три этапа:
- Предтекстовый этап (до прослушивания).
- Текстовый этап (прослушивание).
- Послетекстовый этап (после прослушивания).
Цель предтекстового этапа — снятие языковых и содержательных трудностей, связанных с пониманием аудиотекста, прогнозирование темы текста по заголовку, рисункам. На текстовом этапе предъявляется текст для прослушивания. Текст, как правило, прослушивается один или два раза, в зависимости от целей аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, нахождение интересующей информации и т. д.). Цель послетекстового этапа — контроль понимания прослушанного текста.
Рассмотрим упражнения, которые могут быть использованы на трех этапах работы с аудиотекстом.
Предтекстовый этап:
– как вы думаете, о чем пойдет речь в данном тексте?
– какие вопросы будут обсуждаться в тексте?
– сформулируйте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить;
– прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме.
Текстовый этап:
– закончите следующие предложения;
– соотнесите фрагменты текста с заголовками;
– соотнесите описания с персонажами;
– найдите различия;
– прослушайте текст и скажите, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без изменений;
– заполните таблицу недостающей информацией.
Послетекстовый этап:
– ответьте на поставленные вопросы;
– составьте резюме текста;
– составьте диалог по теме текста;
– подготовьте монологическое высказывание по проблеме текста;
– перескажите текст;
– предложите свое продолжение текста;
– обсудите идею текста, замысел автора [4, С. 85].
Работа с аудиотекстом на трех этапах (предтекстовый, текстовый, послетекстовый) позволяет управлять процессом понимания речи и в целом формированием навыков и развитием умений аудирования.
Литература:
- Методика преподавания иностранных языков. Английский язык. Профессиональная лексика: учеб.-метод. пособие / А. С. Герасимук. — Мн., 2014. — 179 с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
- Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.