Использование автоматизированных систем при проектировании и выполнении работ по подготовке земельного участка в процессе строительства дороги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.11.2022

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Рахимов, Е. С. Использование автоматизированных систем при проектировании и выполнении работ по подготовке земельного участка в процессе строительства дороги / Е. С. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96013/ (дата обращения: 01.05.2024).



Дороги играют важную роль в развитии региона. Основная функция дорог заключается в поддержке развития производства и сферы услуг, а также регионального развития города или региона. Транспорт и землепользование — два разных, но тесно связанных между собой аспекта. Важно отметить, что транспорт и землепользование связаны друг с другом [3, с. 10]. Ранее строительство транспортной инфраструктуры, в частности дорог, основывалось на расположении жилых массивов и центров активности. Однако в настоящее время дорожная инфраструктура все больше развивается и создает центры активности вблизи дорожной инфраструктуры.

При этом поддержание требуемого уровня надежности технических объектов в процессе эксплуатации осуществляется путем проведения комплекса организационно-технических мероприятий. Сюда входят периодическое техническое обслуживание, профилактические и восстановительные ремонты. Периодическое техническое обслуживание направлено на своевременные регулировки, устранение причин отказов, раннее выявление отказов [1, с. 80].

Автоматизация проектных работ рационализирует и ускоряет работы на всех этапах — от геодезических изысканий до детального проектирования и расчетов. Специализированные функции автоматизируют трудоемкие задачи и позволяют спрогнозировать издержки на этапе подготовки проекта [2, с. 38].

Весь процесс автоматизированного проектирования подготовки земельного участка можно разделить на несколько основных частей:

– проектирование плана трассы автомобильной дороги;

– проектирование продольного профиля;

– конструирование поперечных профилей земляного полотна;

– расчет и конструирование искусственных сооружений;

– проектирование дорожных одежд;

– оценка проектных решений.

При подготовке цифровой модели местности (ЦММ) установления границ зоны варьирования вариантов трассы из рассмотрения сразу же исключают участки местности, через которые проход трассы автомобильной дороги либо нецелесообразен (ценные сельскохозяйственные земли, болота, оползни, осыпи и т. д.), либо вовсе невозможен (населенные пункты, промышленные предприятия, заповедные зоны и т. д.), а также устанавливают фиксированные точки и направления, проход трассы через которые обязателен [2, с. 41].

Цифровая модель рельефа (Digital Elevation Model) (DEM) — это трехмерное отображение земной поверхности, представленное в виде массива точек с определяемой высотой. Цифровая модель рельефа (ЦМР) содержит информацию о высоте только истинного рельефа, без учета растительности, зданий и других антропогенных объектов.

Цифровая модель рельефа необходима для получения максимально детальной информации о рельефе местности на любой территории, в т. ч. при создании цифровых топографических карт и планов различного масштаба, проведении маркшейдерских работ, инженерных изысканий, исследований геологов, биологов, географов, и др.

Благодаря современным технологическим разработкам цифровая модель местности (ЦММ) может быть создана с использованием фотограмметрии (аэрофото- и космических снимков), наземного лазерного сканирования и наземных геодезических измерений. Качество данных, собираемых для создания ЦМР, и, прежде всего, качество получения высоты точек, зависит от используемой технологии. ЦМР представляет собой числовое представление, в котором топографическую поверхность всей местности или ее части пытаются представить в виде математической поверхности с определенным количеством точек. Модель состоит из ячеек сетки, каждая из которых имеет значение высоты и равноудалена друг от друга [3, с. 12]. Кроме того, эту поверхность пытаются математически представить на топографической поверхности на основе контрольных точек, трехмерные координаты которых определяются. Реалистичность построенной модели рельефа зависит от количества контрольных точек и их правильного распределения. Так, точки резкого изменения рельефа (например, бровку и подошву склона), точки линии водораздела следует принимать за ориентиры, учитывать отдельно или корректировать в дальнейшем при построении ЦМР.

Цифровые модели местности, построенные таким образом, будут более совместимы с реальными топографическими поверхностями, которые они представляют. Построение цифровой модели местности на основе метода пространственной интерполяции стало возможным благодаря развитию и совершенствованию компьютерных технологий, а также программных продуктов. Существуют различные алгоритмы интерполяции, которые зависят от назначения и объема построенной модели, от способа цифрового представления. В инженерно-геодезическом производстве наиболее распространенными способами представления цифровой модели местности являются регулярная сетка высот точек (матрица) на поверхности местности, нерегулярная сетка (модель TIN), векторные линии.

Рассмотрим эффективность применения цифровых моделей на примере программного обеспечения «Robur». Программный продукт Robur представляет собой многофункциональную систему, поддерживающую весь технологический процесс — от съемки до разбивки [5]. Отметим удобство совместной работы с проектировщиками и одним проектом по сети, а также возможность формирования необходимых выходных документов (топографический план, уравнивающие списки, перечень пересекающихся коммуникаций, перечень линий и кривых и т. д.) Одной из основных возможностей программы является создание цифровой модели местности и работа с поверхностями. Цифровая модель местности строится методом построения нерегулярной сетки высот (TIN-модель).

Для работы с поверхностями Robur поддерживает широкий набор функций: импорт и редактирование результатов разведочных и пуско-наладочных изысканий, построение структурных линий и поверхностей. Кроме того, поверхности могут быть построены с использованием функционала Robur или импортированы из пакетов обработки съемки. Определение положения проектной линии продольного профиля является одним из наиболее ответственных, сложных и трудоемких этапов проектирования земельного участка. При этом особенно важно применение автоматизированных систем при проектировании и выполнении работ по подготовке земельного участка, так как от качества проектирования земляного полотна во многом зависит стоимость строительства автомобильных дорог, надежность в эксплуатации, эксплуатационные расходы, эстетические достоинства дорог и безопасность движения. Конструкцию земляного полотна назначают в соответствии с положением проектной линии продольного профиля, рельефом местности, почвенно-грунтовыми, геологическими, гидрогеологическими, климатическими условиями региона строительства, а также в соответствии с принятой организацией строительства земляного полотна.

На основании анализа можно сделать вывод, что с каждым годом происходит увеличение доли освоенного землепользования. Этот рост ускорится, когда будет построена дорожная инфраструктура. Анализ показывает разницу в темпах прироста жилой площади до и после ввода в эксплуатацию новых дорог [3, с. 15]. Основываясь на вышеуказанных результатах исследования, предлагается развивать автоматизированное эффективное проектирование и оптимизация производительности механизмов при строительстве дорог, которое визуализирует процесс проектирования путем составления кода расчета, а также считывания и сохранения соответствующих данных в сочетании с Excel.

Литература:

  1. Богданов Д. А., Полетаев В. П. Применение автоматизированного комплекса для оценки состояния технических систем со скрытыми отказами // Надежность и качество сложных систем. — 2016. — С. 80–84.
  2. Волкова Е. В., Козлова М. Н., Волков Н. С. Проектирование автомобильных дорог с использованием современных автоматизированных средств // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2017. — № 1. — С. 37–42.
  3. Havlicek J J J M, Dostal I, Huzlik J and Skokanova H. Assessing relationships between land use changes and the development of a road network in the Hodonin region // Quaestiones Geographiceae. — 2019. — p. 10–24. [англ. Гавличек Дж. Дж. М., Досталь И., Гузлик Дж. и Скоканова Х. 2019 Оценка взаимосвязи между изменениями в землепользовании и развитием дорожной сети в Годонинском районе // Вопросы географических исследований. — 2019. — С. 10–24].
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая модель местности, земляное полотно, дорожная инфраструктура, земельный участок, продольный профиль, цифровая модель рельефа, DEM, периодическое техническое обслуживание, проектная линия, топографическая поверхность.


Похожие статьи

Необходимость создания единой структуры цифровой модели...

Основой для представления данных для ГИС являются цифровые модели.

Топографическая ЦММ характеризует ситуацию и рельеф местности.

Рис. 1. Единая структура цифровой модели местности.

объединяются в полилинии, плановая геометрия которых дополняется профилем, что позволяет построить трехмерную модель местности.

Цифровое моделирование рельефа для инженерно-проектных...

Ключевые слова: рельеф, проектная поверхность, степень сложности рельефа.

В трудах [1] даётся описание определению степени сложности геометрической модели ТП, где «суммарные абсолютные

Степень сложности нерегулярной (топографической) поверхности можно определить также

Следовательно, степень сложности всего участка поверхности будет: (1.6).

Моделирование и дополненная реальность в геодезии

Для примера составим 3D модель участка, проектируемой канализационной трубы, как показано на рисунке 1.

Цифровое моделирование рельефа для инженерно-проектных...

Она состоит из цифровой модели рельефа местности (ЦМРМ) и цифровой модели.

Полученная цифровая модель местности — основа для построения актуальной ЦММ, на...

Подходы к цифровой реконструкции пространственной среды...

В статье приведены примеры и рассмотрены методы цифровой виртуальной реконструкции

их в полигональную модель используют алгоритмы восстановления поверхности.

Исходными данными для создания цифровых моделей местности является совокупность метрической (геодезические пространственные координаты характерных точек рельефа и ситуации)...

Использование САПР для решения геодезических задач при...

...трассы ЛЭП, составление цифровой модели местности, построение 3D-модели рельефа местности.

Рис. 1. Профиль линии электропередач, созданный в программе AutoCAD Civil 3D с

- генерализацию и структурированность отображения топографической информации на ЦММ

3. Пигин А. П. Цифровые модели местности — основа САПР и ГИС проектов.

Изображение рельефа горизонталями и построение профиля по...

Построение профиля рельефа по топографической карте формирует навыки быстрого ориентирования по характеру

Такими линиями являются: водораздел — линия или полоса местности, разделяющая

Профиль является вертикальным разрезом рельефа местности по заданному направлению. Построение профиля по направлению АВ показано на рисунке 2.

Современное геодезическое обеспечение внедрения трехмерного...

Определение продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных.

Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин.

Рис. 2. Пример цифровой модели рельефа. При использовании материалов трёхмерного

Исходными данными для создания цифровых моделей местности является совокупность...

Опыт автоматизированного проектирования линейного сооружения...

...с космической станции Sentinel-2, для построения цифровой модели рельефа использовался метод Triangular

Построениая ЦММ является основой для создания цифровой модели местности.

Одним из основных требований к программному обеспечению для проектирования линий.

Топографическая основа получена в виде ортофотоплана местности с точностью.

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Брынь Михаил Ярославович, доктор технических наук, профессор

железнодорожному пути необходимых параметров плана и профиля линии, выравнивая в пределах трассы земную поверхность.

периодические измерения, выявляющие величину деформации земляного полотна.

На выбранном участке земляного полотна были размещены осадочные марки.

Похожие статьи

Необходимость создания единой структуры цифровой модели...

Основой для представления данных для ГИС являются цифровые модели.

Топографическая ЦММ характеризует ситуацию и рельеф местности.

Рис. 1. Единая структура цифровой модели местности.

объединяются в полилинии, плановая геометрия которых дополняется профилем, что позволяет построить трехмерную модель местности.

Цифровое моделирование рельефа для инженерно-проектных...

Ключевые слова: рельеф, проектная поверхность, степень сложности рельефа.

В трудах [1] даётся описание определению степени сложности геометрической модели ТП, где «суммарные абсолютные

Степень сложности нерегулярной (топографической) поверхности можно определить также

Следовательно, степень сложности всего участка поверхности будет: (1.6).

Моделирование и дополненная реальность в геодезии

Для примера составим 3D модель участка, проектируемой канализационной трубы, как показано на рисунке 1.

Цифровое моделирование рельефа для инженерно-проектных...

Она состоит из цифровой модели рельефа местности (ЦМРМ) и цифровой модели.

Полученная цифровая модель местности — основа для построения актуальной ЦММ, на...

Подходы к цифровой реконструкции пространственной среды...

В статье приведены примеры и рассмотрены методы цифровой виртуальной реконструкции

их в полигональную модель используют алгоритмы восстановления поверхности.

Исходными данными для создания цифровых моделей местности является совокупность метрической (геодезические пространственные координаты характерных точек рельефа и ситуации)...

Использование САПР для решения геодезических задач при...

...трассы ЛЭП, составление цифровой модели местности, построение 3D-модели рельефа местности.

Рис. 1. Профиль линии электропередач, созданный в программе AutoCAD Civil 3D с

- генерализацию и структурированность отображения топографической информации на ЦММ

3. Пигин А. П. Цифровые модели местности — основа САПР и ГИС проектов.

Изображение рельефа горизонталями и построение профиля по...

Построение профиля рельефа по топографической карте формирует навыки быстрого ориентирования по характеру

Такими линиями являются: водораздел — линия или полоса местности, разделяющая

Профиль является вертикальным разрезом рельефа местности по заданному направлению. Построение профиля по направлению АВ показано на рисунке 2.

Современное геодезическое обеспечение внедрения трехмерного...

Определение продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных.

Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин.

Рис. 2. Пример цифровой модели рельефа. При использовании материалов трёхмерного

Исходными данными для создания цифровых моделей местности является совокупность...

Опыт автоматизированного проектирования линейного сооружения...

...с космической станции Sentinel-2, для построения цифровой модели рельефа использовался метод Triangular

Построениая ЦММ является основой для создания цифровой модели местности.

Одним из основных требований к программному обеспечению для проектирования линий.

Топографическая основа получена в виде ортофотоплана местности с точностью.

Геодезический мониторинг земляного полотна железнодорожных...

Брынь Михаил Ярославович, доктор технических наук, профессор

железнодорожному пути необходимых параметров плана и профиля линии, выравнивая в пределах трассы земную поверхность.

периодические измерения, выявляющие величину деформации земляного полотна.

На выбранном участке земляного полотна были размещены осадочные марки.

Задать вопрос