Инструментарий руководителя для повышения эффективности работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Березин, Е. В. Инструментарий руководителя для повышения эффективности работников / Е. В. Березин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 236-239. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95951/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы регулярного применения руководителем стандартных инструментов для повышения эффективности работников.

Ключевые слова: персонал, эффективность персонала, мотивация персонала, диалог о целях, делегирование, развитие подчиненных, обратная связь, диалог о результатах.

В основе развития любого бизнеса лежит использование не только технологических, но и управленческих инноваций [1, с. 35]. Каждый руководитель в своей работе для повышения результативности и безопасности производственных процессов регулярно использует определенный набор методов и практик [2, с. 18]. Данные методы и практики задают определенные нормы поведения управленцев, работают на формирование единых подходов к развитию культуры эффективности и повышение уровня мотивации работников.

В настоящее время у работников, в особенности молодых специалистов, сформирован запрос на предоставление большего количества обратной связи [3, с. 342–344], формирование индивидуального подхода к профессиональному развитию, понимание карьерных перспектив, делегирование руководителем новых задач для развития компетенций [4, с. 81]. Грамотное применения мотивационного инструментария руководителя призвано создать особую вовлекающую атмосферу, направленную на более эффективную деятельность, и раскрытие имеющегося потенциала каждого работника [5, с. 115].

Инструменты для повышения эффективности:

  1. Диалог о целях

Ежегодное обсуждение с работниками их целей и задач на предстоящий год, формирование единого понимания по целям, согласия с ними и готовности их достигать.

Какова цель инструмента:

— Вовлечь работников в процесс постановки целей. Сформировать единое понимание целей команды;

— Распределить бюджет и определить необходимые ресурсы;

— Эффективно спланировать время, правильно распределить задачи;

— Осознать ценность своей деятельности, мотивировать работников на достижение целей.

Какой результат мы получаем:

— Совместно сформулированы итоговые цели на год (работник разделяет поставленные цели);

— Обсуждены необходимые ресурсы и полномочия для их достижения, возможные риски и факторы, которые могут оказать влияние на их достижение;

— Согласованы и утверждены цели на будущий год.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежегодно при постановке целей на год.
  2. Формулировки целей должны соответствовать методологии SMART.
  3. При формировании целей подразделения необходимо базироваться на ценностях, миссии и стратегии Организации.
  4. Руководитель вовлекает работников в постановку целей, проводит установочное совещание с работниками, на котором доводит основные целевые ориентиры на предстоящий год с учетом планов работ организации/подразделения.
  5. Не менее 50 % целей должны предложить сами работники, в рамках проведения диалога.
  6. Руководитель мотивирует работника на постановку амбициозных целей (исходя из возможного потенциала), оказывающих прямое влияние как на развитие самого работника, так и на успешность подразделения и развитие организации в целом.
  7. Наличие амбициозных целей и их эффективное достижение свидетельствует о высокой квалификации и результативности работника и должно учитываться руководителем при ежегодной оценке.

Типичные ошибки:

a) Диалог о целях не проводится или проводится, но не с каждым работником;

b) Некачественное планирование встречи (в том числе ограничение по времени);

c) Вызывающий тон и проявление нервозности руководителем в процессе диалога;

d) Безразличие к инициативам и мнению работника;

e) Постановка целей не по SMART.

  1. Делегирование

Закрепление за подчиненным ответственность за выполнение задачи с передачей ему требуемых полномочий и обеспечением контроля ее выполнения.

Какова цель инструмента:

— Повысить объем, скорость и качество решаемых командой задач;

— Увеличить долю рабочего времени руководителя, посвященного стратегическим вопросам, без ущерба для текущих задач;

— Повысить уровень компетентности и мотивации работников расширив их полномочия.

Какой результат мы получаем:

— Работники развиваются в процессе выполнения новых задач;

— Время и силы руководителя освобождаются для более сложных и ответственных задач.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежедневно при выполнении рабочих задач.
  2. Делегируется не только рутинная работа, но и задачи, интересные для подчиненных. Не рекомендуется делегировать: конфиденциальные задачи; постановку целей подразделения; принятие стратегически значимых решений; контроль результатов; вопросы мотивации работников; срочные и важные задачи.
  3. Сложность делегируемых задач определяется квалификацией работника.
  4. Руководитель определяет цели, ожидаемый результат и меру успеха. Обсуждает с подчиненным барьеры/риски, которые могут повлиять на выполнение задачи, а также способы их минимизации и требуемые ресурсы.
  5. Всегда с задачей передавайте работнику свои полномочия и права управления ресурсами.
  6. Ответственность за контроль выполнения делегированной задачи остается за руководителем.
  7. Руководитель доверяет и поддерживает работника, используя практику регулярной обратной связи.

Типичные ошибки:

a) Боязнь делегирования (проще самому все сделать, чем объяснять и проверять);

b) Делегирование чужих задач — прежде чем делегировать, нужно понимать действительно ли это ваша задача или задача вашего подразделения;

c) Преждевременное делегирование — прежде чем делегировать вновь полученную задачу, её нужно проанализировать;

d) Оставлять интересные и сложные задачи себе (профессиональная жадность).

  1. Развитие подчиненных

Выполнение роли наставника, помощь подчиненным работникам в формировании и реализации индивидуальных планов развития.

Какова цель инструмента:

— Повысить эффективность решения бизнес-задач за счёт развития работников;

— Обсудить и учесть предложения работника по формированию индивидуального плана развития на год;

— Повысить уровень мотивации работников через индивидуальный подход к развитию.

Какой результат мы получаем:

— Определены траектория развития и перечень развиваемых компетенций;

— Совместно определён перечень мероприятий по развитию работника;

— Согласован и утвержден индивидуальный план развития на год.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежегодно при формировании индивидуальных планов развития.
  2. Профессиональное развитие работника должно соответствовать бизнес-задачам организации/подразделения.
  3. Руководитель помогает определить траекторию карьерного развития и сформировать индивидуальный план развития. Руководитель может предлагать цели и действия по развитию, выступает в роли наставника. Но лучше, если большинство предложений исходит от работника.
  4. При формировании индивидуального плана развития рекомендуется применять модель 70/20/10: в процессе работы (выполнение целей и новых задач) 70 %; сотрудничество и самообучение 20 %; внешнее обучение 10 %.
  5. Ответственность за своевременное выполнение мероприятий в соответствии с индивидуальным планом развития принадлежит работнику, руководитель обеспечивает ресурсами и предоставляет возможность развиваться под конкретные цели и задачи.
  6. Своевременное прохождение обязательного обучения контролируется руководителем.

Типичные ошибки:

a) Руководитель не проявляет интереса к развитию подчинённых (задача по составлению индивидуального плана развития делегирована самому работнику);

b) Составление формального плана развития без проведения индивидуального диалога с работником;

c) Для коррекции неправильного поведения работника используется методика «Обратная связь», а не «Диалог о развитии».

4 . Обратная связь

Ежедневная коммуникация, помогающая влиять на поведение работников для подкрепления правильных действий или коррекции неэффективных действий.

Какова цель инструмента:

— Закрепить успешное поведение работника, мотивировать на повторение успеха в будущем;

— Помочь работнику скорректировать неуспешное поведение или действия, противоречащие действующим правилам и стандартам;

— Укрепить открытые и доверительные отношения в команде.

Какой результат мы получаем:

— Достижения работника оценены по достоинству, работник мотивирован на дальнейшие достижения;

— Работник проинформирован о необходимости изменения поведения и о необходимых шагах для этого изменения;

— Работник знает свои сильные и слабые стороны, учитывает их при формировании индивидуального плана развития.

Основные подходы:

  1. Регулярно и своевременно давайте обратную связь вскоре после события, которое послужило ее причиной.
  2. Говорите о конкретном событии, которое вы наблюдали или используйте подтвержденную информацию: цифры и факты.
  3. Говорите как о сильных сторонах, так и о сторонах, нуждающихся в развитии. Отмечайте успехи (достижения) чаще, чем ошибки. Не считайте успехи очевидными.
  4. Обсуждайте действия, события и их влияние на вас и окружающих, а не личность и личностные качества.
  5. Вовлекайте работника в обсуждение, давайте ему высказаться и поделиться собственным мнением. Говорите о том, что можно изменить, каким образом исправить поведение или ситуацию.
  6. Давайте корректирующую обратную связь наедине. Поддерживающую обратную связь можно давать публично. Разделяйте во времени поддерживающую и корректирующую обратную связь.

Типичные ошибки:

a) Обратная связь со слов третьих лиц, без проверки и подтверждения информации;

b) Отсутствие подготовки к предоставлению обратной связи;

c) Критика и запугивание не являются эффективной обратной связью — они порождают недоверие и сокрытие проблем;

d) Общие фразы будут восприняты как формальность и не приняты всерьез работником;

e) Прежде чем выразить несогласие с корректирующей обратной связью в ваш адрес, задайте уточняющие вопросы, постарайтесь понять собеседника.

5. Диалог о результатах

Обсуждение с подчиненными результатов работы (достижений и нарушений) за отчетный период и мер по повышению индивидуальной результативности.

Какова цель инструмента:

— Честно и объективно обсудить и оценить результаты деятельности работника за период;

— Похвалить за достижения, обсудить способы повышения результативности;

— Мотивировать работников на новые достижения.

Какой результат мы получаем:

— Сформировано единое понимание ценности вклада каждого работника в общий результат;

— Работник замотивирован на новые достижения.

Основные подходы:

  1. Применение методики — ежегодно при подведении итогов за период.
  2. Диалог о результатах может включать промежуточный анализ результатов и корректировку целей (при необходимости), а также итоговый анализ за период.
  3. Промежуточное достижение целей и выполнение задач анализируется самим работником по одному показателю — процент выполнения.
  4. Качество достижения целей и выполнение задач анализируется непосредственным руководителем с учётом выявленных рисков и принятых мер по повышению результативности.
  5. Вовлекайте работника в обсуждение, давайте ему высказаться и поделиться собственным мнением — формируйте единое понимание ценности вклада работника в общий результат. Обсудите с работником меры и предложения по повышению результативности.
  6. Решение об итоговой оценке работника за период принимается руководителем на основании диалога и с учётом всех достижений, а также предоставленной обратной связи за анализируемый период.

Типичные ошибки:

a) Решение об итоговой оценке работника принимается без диалога с подчинённым;

b) Отсутствие подготовки к диалогу о результатах, анализ достижений и нарушений за период не проводится;

c) Решение принимается на уровне эмоций «нравится» или «не нравится», без учёта обратной связи и зафиксированных достижений работника за период;

d) Учитываются прошлые заслуги или ошибки, относящиеся к другому периоду.

Регулярное применение данных методик позволит повысить личную эффективность руководителя, интенсифицирует всестороннее развитие персонала и повышение уровня доверия внутри команды, а также запустит процесс формирования сознания сотрудников, основанного на ценностях Организации. Что приведет в итоге к повышению управляемости и эффективности процессов в Организации.

Литература:

  1. Тарасова, А. Н. Оценка эффективности развития бизнес-процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли / А. Н. Тарасова, Е. П. Карлина, Э. В. Полянская. — Текст: непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 45–49.
  2. Огарков, А. А. Основы современного менеджмента: учебное пособие / А. А. Огарков. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 94 c. — Текст: непосредственный.
  3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. — 14-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 1039 c. — Текст: непосредственный.
  4. Одинцова, О. В. Стратегическое управление персоналом: подходы и тенденции / О. В. Одинцова. — 1-е изд. — Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. — 166 c. — Текст: непосредственный.
  5. Трудовой потенциал предприятия: формирование, развитие, реализация / Л. Т. Снитко, Т. Ф. Тарасова, А. Н. Доценко, В. С. Тарасов. — 1-е изд. — Белгород: Эпицентр, 2021. — 226 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): работник, индивидуальный план развития, обратная связь, задача, какой результат, руководитель, SMART, корректирующая обратная связь, повышение результативности, Постановка целей.


Ключевые слова

персонал, мотивация персонала, обратная связь, эффективность персонала, диалог о целях, делегирование, развитие подчиненных, диалог о результатах

Похожие статьи

Эффективность коммуникаций на рабочем месте

В статье рассмотрено построение коммуникационного процесса в коллективе его сущность и значение. Авторы на примерах раскрывают основные аспекты эффективных коммуникаций, так как умение сотрудников коммуницировать, влияет на качество развития компании...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Методология оценки результативности персонала

В статье рассмотрены вопросы управления эффективностью персонала посредством оценки его результативности и компетенций.

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Использование подготовки и повышения квалификации персонала организации как метода мотивации

В статье содержатся предложения по разработке системы обучения с целью повышения квалификации персонала. Приводятся преимущества тренингового способа обучения персонала.

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Повышение эффективности работы предприятия

В статье большое внимание уделено созданию эффективной команды внутри организации. Рассмотрены методы создания эффективной управленческой команды.

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Мотивация персонала в организациях

В статье мотивация персонала рассмотрена как функция в системе управления персоналом, которая играет особую роль в активизации профессионального, интеллектуального и инновационного потенциала работников организации.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Похожие статьи

Эффективность коммуникаций на рабочем месте

В статье рассмотрено построение коммуникационного процесса в коллективе его сущность и значение. Авторы на примерах раскрывают основные аспекты эффективных коммуникаций, так как умение сотрудников коммуницировать, влияет на качество развития компании...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Методология оценки результативности персонала

В статье рассмотрены вопросы управления эффективностью персонала посредством оценки его результативности и компетенций.

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Использование подготовки и повышения квалификации персонала организации как метода мотивации

В статье содержатся предложения по разработке системы обучения с целью повышения квалификации персонала. Приводятся преимущества тренингового способа обучения персонала.

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Повышение эффективности работы предприятия

В статье большое внимание уделено созданию эффективной команды внутри организации. Рассмотрены методы создания эффективной управленческой команды.

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Мотивация персонала в организациях

В статье мотивация персонала рассмотрена как функция в системе управления персоналом, которая играет особую роль в активизации профессионального, интеллектуального и инновационного потенциала работников организации.

Разработка системы обучения и развития персонала

Обучение и развитие персонала: важнейший инструмент для повышения организационной эффективности. Подготовка и повышение квалификации персонала основаны на посылке о том, что для роста организаций необходимо повысить квалификацию персонала.

Задать вопрос