Применение высокоманевренного пожарного автомобиля для спасения людей и тушения пожаров в тоннелях пожарно-спасательного гарнизона Москвы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рахматулаев, И. Ж. Применение высокоманевренного пожарного автомобиля для спасения людей и тушения пожаров в тоннелях пожарно-спасательного гарнизона Москвы / И. Ж. Рахматулаев, Д. Э. Ятов, В. В. Панарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95814/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: Москва, тоннелестроение, пожарная опасность, СПЗ, ПСА-Тоннель.

Москва является одним из крупнейших и развитых городов мира. Исторические особенности развития привели к радиально-кольцевому характеру развития города. В совокупности с этим, масштабная автомобилизация населения сказалась на дорожных заторах (пробках) города. Один из пунктов по социально-экономическому развитию г. Москвы генерального плана до 2035 г. представляет идеи развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Для устранения заторов на дорогах в условиях плотной застройки города, архитекторы прибегли к тоннелестроению.

В административных границах города проектируют городские автотранспортные тоннели (АТТ). Они оправдывают свою эффективность в качестве решения для развития дорожно-транспортной инфраструктуры и тесной связи с вопросом улучшения экологической обстановки города. Но АТТ также относятся к объектам повышенной опасности, где могут произойти такие чрезвычайные ситуации как авария, дорожно-транспортное происшествие и пожар.

«Для обеспечения безопасности людей, находящихся в транспортной зоне тоннеля», — говорил Девлишев, — «при проектировании предусматривается система противопожарной защиты (СППЗ) тоннеля, в которую входят активные (пожаротушение, противодымная вентиляция) и пассивные (эвакуационные сбойки, секционирование, применение конструктивной противопожарной защиты) средства защиты» [1]. Нормативная база по современным СППЗ АТТ России основана на СНиП 32–04–97 [II] и Своду правил по требованиям пожарной безопасности, разработанному ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Однако СППЗ не всегда действенны в предупреждении ЧС в тоннелях. Пожарные и аварийно-спасательные автомобили территориального пожарно-спасательного гарнизона (ТПСГ) г. Москвы применяются для ликвидации ЧС и спасения людей в тоннелях. За последние 10 лет учёными Академии ГПС МЧС России совместно с производителями пожарной и аварийно-спасательной техники было выполнено 12 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке и созданию новых образцов пожарной техники. Среди них выделяют мобильный комплекс тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в транспортных тоннелях, состоящий из:

а) пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением ПСА-Т-3,0–40/ 100–4/400 (ПСА-Тоннель);

б) высокоманевренного пожарно-спасательного автомобиля для эвакуации пострадавших при чрезвычайной ситуации (ЧС) в ААТ ПСА-Ч (IVECO AMT 6339)-57ВР (ПСА-Челнок) [2].

Первой особенностью автомобиля ПСА-Т-3,0–40/ 100–4/400 (ПСА-Тоннель) является наличие двух кабин, что делает крайне удобным выезд из тоннеля при необходимости, пересев при этом в заднюю кабину. Чтобы не тянуть из обеих кабин приводы переключения передач, машину снабдили автоматической коробкой передач ZF. Дополнительным плюсом такого решения является избавление от риска случайной блокировки управления из другой кабины. Для обеспечения одинаковой скорости движения автомобиля в обе стороны, между немецкими коробкой и раздаткой установлен реверс-редуктор отечественного производства. [3]

На передней части машины имеется клин-таран для расчистки дорог для других АСА. Также с помощью клина-тарана можно разъединить сцепившихся в следствии аварии автомобили. ПСА-Тоннель оснащен четырех кубовой емкостью для пены или воды. Способность машины развивать скорость до 85 км/ч дает возможность оперативного выезда за дозагрузкой воды или пены. Насос заполняет емкость за 40 секунд. [3]

Для работы в сильно задымленных участках, ПСА-Тоннель оснащен системой искусственного дыхания — баллонами со сжатым воздухом. Это обеспечивает бесперебойную работу двигателя машины. Благодаря фильтровентиляционным установкам экипаж также может находиться в обеих кабинах без противогазов. Кроме того, для работы в условиях сильного задымления, автомобиль оснащен специальным навигатором — роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора и лафетного ствола с дистанционным управлением. [3]

ПСА-Тоннель считается высокоманевренным благодаря специальным шасси. Автомобиль полноприводный, причем обе оси управляемые (вдоль рамы проходят тяги и рычаги) — так улучшается маневренность, уменьшается радиус разворота. Полная масса огнеборца 18 000 кг, при этом вес распределяется равномерно — 50:50. Мотор из гаммы IVECO выбран с запасом — F3B Cursor 13 объемом 12,88 л, но не в 560-сильном варианте, а с минимальной настройкой мощности — 380 л.с. Данные характеристики делают автомобиль надежным и эффективным. [3]

Пожарно-спасательный автомобиль ПСА-Челнок предназначен для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях в транспортных тоннелях на полноприводном шасси с системой управления передних и задних колес. А также для обеспечения эвакуации людей в случае аварии и/или пожара в дорожном тоннеле, доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчета, осуществления безопасной транспортировки людей, обеспечивая им доступ к воздуху в условиях задымленности и отравления атмосферы в тоннеле токсичными газами, оснащенного устройством гарантирующим постоянную бесперебойную работу двигателя при недостаточном для его работы содержании кислорода в воздухе и запаса огнетушащих веществ для обеспечения работы системы орошения, средств связи, освещения и защиты личного состава МЧС, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в тоннелях. [4]

Система жизнеобеспечения боевого расчета устроена таким образом, чтобы экипаж мог работать в кабине без противогазов на случай задымления. В качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства, тепловизора. Автомобиль способен вместить в салон, оборудованный дыхательными масками, до 25 человек. ПСА может использоваться как самостоятельная боевая единица так и совместно с другими пожарными или иными автомобилями. [4]

Так, высокоманевренные пожарные автомобили ПСА-Тоннель и ПСА-Челнок отвечают наиболее сложным проблемам при ликвидации ЧС в тоннелях: доставка к месту пожара или ЧС расчета подразделений, запаса огнетушащих веществ, специального оборудования и инструмента [2]. Самое главное, ограниченное пространство тоннелей не является преградой для маневра пожарных автомобилей.

Литература:

  1. Обеспечение пожарной безопасности в тоннелях. // Некоммерческое партнерство инженеров. https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3998
  2. Алешков М. В. Высокотехнологичные пожарно-спасательные автомобили, разработанные в Академии ГПС МЧС России. // Пожарное автомобилестроение. — С. 9–13. DOI 10.25257/FE.2017.3.9–14
  3. ПСА-Тоннель. Академия ГПС МЧС России. 14 марта 2017. https://academygps.ru/nauka-5/razrabotki-i-nauchnye-dostizheniya-granty-49/pozharnaya-i-avariyno-spasatelnaya-tekhnika-1370/psa-tonnel-1384/
  4. ПСА-Челнок. Академия ГПС МЧС России. 14 марта 2017. https://academygps.ru/nauka-5/razrabotki-i-nauchnye-dostizheniya-granty-49/pozharnaya-i-avariyno-spasatelnaya-tekhnika-1370/psa-chelnok-1385/
Основные термины (генерируются автоматически): IVECO, москва, автомобиль, пожарно-спасательный автомобиль, тоннель, AMT, дорожно-транспортная инфраструктура, МЧС России, ультразвуковой сканер пространства, эвакуация пострадавших.


Ключевые слова

Москва, пожарная опасность, тоннелестроение, СПЗ, ПСА-Тоннель

Похожие статьи

Обзор высотной пожарной техники для тушения и спасения людей

На сегодняшний день на повестке дня стоит проблема обеспечения высотной техники при тушении пожара, в которых возникает необходимость при эвакуации людей из высотных зданий. Данная проблема технологического характера существует для многих передовых с...

Обеспечение противопожарной защиты многоэтажных жилых домов

В статье анализируются статистика пожаров в России. Обоснованы факторы обеспечения условий для самостоятельной эвакуации жильцов. Охарактеризован ряд способов спасения жильцов пожарными подразделениями и непосредственное тушение пожара на высоте.

Анализ системы экстренной эвакуации «Самоспас» из многоэтажного здания при чрезвычайных ситуациях

Обеспечение безопасности людей в помещениях на верхних этажах высотных зданий

В статье рассмотрен вопрос обеспечения безопасности людей в высотных зданиях который является важнейшей задачей для МЧС России. Пожары являются особой опасностью для высотного здания. В связи с особенностями их конструктивных и плановых решений, их н...

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.

Лесоохранная пожарная сигнализация: проблема сохранения лесов Дальнего Востока

Работа обращена к проблеме сохранения лесных угодий Сибири и Дальнего Востока, а в частности проблеме лесных пожаров. Авторы рассматривают возможность разработки автономной наземной лесоохранной пожарной сигнализации (ЛОПС), предлагается концептуальн...

Профессиональная подготовка личного состава пожарно-спасательного гарнизона как фактор минимизации последствий пожара на ТЭЦ

Оптимальный метод тушения пожара в цехе сборки авиазавода

В статье автором проведена оценка целесообразности применения способа объемного тушения пожара, проведено обоснование целесообразности применения пеногенераторов высокой кратности, а также проведено расчетное обоснование минимально необходимого колич...

К проблемам обеспечения пожарной безопасности зданий

В статье рассматриваются основные аспекты пожарной безопасности. Приводятся конкретные примеры наиболее громких пожаров последнего времени и перечисляются причины, вызвавшие их. Особое внимание уделено проблеме приспособления зданий под современные н...

Современные проблемы противопожарной безопасности в локомотивном комплексе

Похожие статьи

Обзор высотной пожарной техники для тушения и спасения людей

На сегодняшний день на повестке дня стоит проблема обеспечения высотной техники при тушении пожара, в которых возникает необходимость при эвакуации людей из высотных зданий. Данная проблема технологического характера существует для многих передовых с...

Обеспечение противопожарной защиты многоэтажных жилых домов

В статье анализируются статистика пожаров в России. Обоснованы факторы обеспечения условий для самостоятельной эвакуации жильцов. Охарактеризован ряд способов спасения жильцов пожарными подразделениями и непосредственное тушение пожара на высоте.

Анализ системы экстренной эвакуации «Самоспас» из многоэтажного здания при чрезвычайных ситуациях

Обеспечение безопасности людей в помещениях на верхних этажах высотных зданий

В статье рассмотрен вопрос обеспечения безопасности людей в высотных зданиях который является важнейшей задачей для МЧС России. Пожары являются особой опасностью для высотного здания. В связи с особенностями их конструктивных и плановых решений, их н...

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.

Лесоохранная пожарная сигнализация: проблема сохранения лесов Дальнего Востока

Работа обращена к проблеме сохранения лесных угодий Сибири и Дальнего Востока, а в частности проблеме лесных пожаров. Авторы рассматривают возможность разработки автономной наземной лесоохранной пожарной сигнализации (ЛОПС), предлагается концептуальн...

Профессиональная подготовка личного состава пожарно-спасательного гарнизона как фактор минимизации последствий пожара на ТЭЦ

Оптимальный метод тушения пожара в цехе сборки авиазавода

В статье автором проведена оценка целесообразности применения способа объемного тушения пожара, проведено обоснование целесообразности применения пеногенераторов высокой кратности, а также проведено расчетное обоснование минимально необходимого колич...

К проблемам обеспечения пожарной безопасности зданий

В статье рассматриваются основные аспекты пожарной безопасности. Приводятся конкретные примеры наиболее громких пожаров последнего времени и перечисляются причины, вызвавшие их. Особое внимание уделено проблеме приспособления зданий под современные н...

Современные проблемы противопожарной безопасности в локомотивном комплексе

Задать вопрос