Чрезвычайные ситуации как природного, так и техногенного характера (в частности пожары), всегда были одной из самых значимых угроз, которые наносили как материальный, так и социальный ущерб Российской Федерации. Пожар — это никем неконтролируемое горение, которое причиняет вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.
Чтобы ликвидировать пожар, следует выполнить следующие действия:
— доставить личный состав, вещества, которыми будет осуществляться тушение, пожарно-техническое вооружение и оборудование к месту тушения пожара;
— подать в требуемом количестве огнетушащие вещества в очаг горения;
— обеспечить и выполнить ряд специальных работ во время тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ.
Для успешного выполнения боевой задачи по локализации и ликвидации пожара, и его последствий, используют разные технические средства государственной противопожарной службы МЧС России. Основным видом технических средств федеральной противопожарной службы является пожарная техника. Боеготовность и оперативные возможности ФПС зависят от технического состояния пожарной техники. ПА да и вся в принципе пожарная техника постоянно должны находиться в боевой готовности и соответствовать предъявляемой к ней требованиям по техническому состоянию и оснащенности.
В зависимости от ПА оборудования, которым укомплектованы ПА, их разделяют на 2 группы: основные и специальные.
Основные ПА — это мобильные средства тушения пожара, которые используют для доставки л/с ПО к месту пожара и проведения АСР, с использованием огне тушащих веществ, технического вооружения и оборудования, которое на нем переводится, и также для подачи воды от других водоисточников.
В свою очередь основные ПА делятся на две группы:
— ПА общего применения, которое используют ТП в сельских пунктах и городах;
— ПА целевого применения, которое используют для ТП в аэропортах, нефтеперерабатывающих и других спецобъектах.
Специальные ПА — мобильные средства ТП, которые применяют выполнения спецработ на П и проведения других АСР, (подъем — спуск с высоты) освещение, растаскивание, вскрытие завалов, обеспечение связи, проведение ремонта техники и другие функции.
Когда функции автолестницы совмещены с функциями автоцистерны, в этом случае повышается оперативность и функциональность АЦЛ. Емкость с водой на этом автомобиле плоская, поперечно расположенная, этим самым центр тяжести машины понижается. В собранном положении габариты лестницы не выходят за общие габариты автомобиля, т. е. компактность и маневренность хуже не становятся. Комбинированный насос, который устанавливается на АЦЛ увеличивает возможности ПА как мобильного средства тушения.
Пожарная лестница может иметь три-пять телескопических колен, которые изготавливают из стали повышенной прочности. Дополнительно на АЦЛ может быть установлена люлька, в которой размещается л/с или крепится спасательный рукав.
Управление осуществляется автоматическим способом с помощью электро-гидравлики. Кнопки и элементы управления необходимы для точного и быстрого управления установкой.
Водоводная система изготовлена из материалов стойких к коррозии, для того, чтобы продлить срок службы и увеличить надежность.
Кабина, в которой располагается боевой расчет — стандартная кабина для исходной модификации шасси салонного типа (бывает 3-х местная с двумя дверями или семиместная с четырьмя дверями).
Обычно пенобак и цистерны бывают изготовлены из армированного стеклопластика, но бывают полиэтиленовые, из нержавеющей или углеродистой стали. Крепления, какими цистерна закрепляется к кузову имеют эластичные демпфирующие элементы, которые снижают негативное влияние на цистерну от скручивания рамы. Для предотвращения замерзания воды в емкости обеспечивается их утепление или подогрев.
Конструкция кузова состоит из профилей, которые обтянуты алюминиевыми листами, склеены между собой. Для защиты и транспортировки пожрано-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента и оборудования кузов разбит на отсеки.
Кроме того, в одном из отсеков (в задней или средней части кузова), расположен насос.
Для предотвращения вредного воздействия на кузов из-за скручивания рамы, в креплении кузова к подрамнику установлены упругие демпфирующие элементы.
Для быстрого и безопасного открывания отсеков, двери изготавливают из алюминиевых сплавов. Механизм открывающихся дверей шторного типа.
Все дверцы отсеков монтируются стопорными механизмами, которые автоматически срабатывают при полном открывании и удерживают их отсек в открытом положении. Некоторые автомобили, комплектуются системой индикации положения отсеков в открытом положении, датчики этих индикаторов выводят на панель управления в кабину водителя.
Все выдвигающиеся элементы автомобиля, так же как и двери автомобиля в открытом положении (все что увеличивает габаритные размеры, по сравнению с походным состоянием автомобиля), должны быть оборудованы сигнальными устройствами (например световозращающие элементы) предупреждающими об увеличенных габаритах автомобиля.
Чтобы излишняя влага, грязь, пыль и атмосферные осадки не попадали в отсеки, дверные проемы, крышки люков и другие части кузова — стыки этих элементов обклеиваются специальным уплотнительным изоляционным материалом.
Размещая пожарно-техническое вооружение в отсеках необходимо принимать во внимание особенность оперативно-тактического применения всего вооружения и инструмента, обеспечивающее не только надежное крепление и фиксацию, но и безопасность, удобное извлечение и легкую доступность к нему, а также легкость при съеме и установке на исходное местоположение.
Размещая в отсеках пожарно-техническое вооружение и оборудование, следует учитывать, назначение этого вооружения. Его можно распределить по группам:
— индивидуальное и личное снаряжение пожарных;
— пожарно-техническое вооружение для забора воды и подачи ствола «первой помощи»;
— оборудование для вскрытия и разборки конструкций;
— отсек для пожарных рукавов;
— отсек для другого оборудования.
Подножки для подъема на верх автомобиля выполняют в виде маленьких лестниц на несколько ступеней, которые складываются при необходимости.
Насосная установка, которой оборудована АЦЛ, также как и насосная установка на АЦ состоит из:
— пожарного насоса (ПН-40; ПН-40У и др.) с вакуумной системой забора воды и установкой ручного дозирования пенообразователя (в некоторых модификациях имеется автоматическая система пеносмешения);
— водопенных устройств с установленных на них запорной системой и соединительными приспособлениями для управления в ручную (в некоторых модификациях есть дистанционное управление);
— системы управления.
В автомобилях применяются технологии на основе LED, которые позволяют экономить энергию.
К преимуществам современных АЦ следует отнести такие параметры как:
— новые технологии изготовления элементов на основе алюминиевых сплавов с использованием особых крепежей, повышающих устойчивость к нагрузкам.
— довольно высокая устойчивость к коррозии4
— цистерна для воды и резервуар для пенообразователя выполняется из стеклопластика, что в свою очередь, уменьшает массу и увеличивает стойкость к коррозии;
— использование современных шумоизоляций способствует улучшению комфорта для л/с;
— на некоторых АЦЛ имеются дополнительные приспособления для установки спасательной люльки, лафетного ствола, водоводных систем и т. д.
— улучшенные параметры для перевозки боевого расчета (тепло- и шумоизоляция);
— возможность использования в более суровых климатических условиях;
— повышенная надежность крепления ПТВ и АС оборудования;
— повышенная функциональность управления, как подъемной системой, так и всем автомобилем в целом;
— увеличение срока эксплуатации, за счет применения композитных и нержавеющих материалов;
— рациональное расположения ПТВ, выводимого на АЦЛ.
Из всего этого следует, что применяя АЦЛ при тушении пожаров и проведения АСР, повышается эффективность, по выполнению основных боевых задач, возложенных на пожарные подразделения.
Литература:
- Приказ МЧС России от 18.09.2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
- НПБ-163–97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. ВНИИПО МВД России. 1997г. — 105 с.
- НПБ-176–98 Техника пожарная. Насосы центробежные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. ВНИИПО МВД России.1998. -18 с.
- НПБ-181–99 Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний ВНИИПО МВД России. 1999г.-28 с.
- НПБ 180–99. Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство. — М.: ГУГПС, ФГУ ВНИИПО МВД России, 1999 -27 с.
- НПБ 307–2002. Автомобили пожарные. Номенклатура показателей. М.: ВНИИПО, 2003. — 45 с.
- ГОСТ Р 53328–2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. Дата введения 01.05.2009г.
- ГОСТ Р 53247–2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения