Актуальные проблемы контролируемой поставки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 838 раз

Библиографическое описание:

Чернышев, Н. А. Актуальные проблемы контролируемой поставки / Н. А. Чернышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95767/ (дата обращения: 05.05.2024).



Ключевые слова: контролируемая поставка, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативное внедрение.

Контролируемая поставка как самостоятельный термин в науке уголовного права представляет собой способ получения информации через установление контроля за поставкой, продажей, перемещением товаров и продуктов, свободная реализация которых запрещена на территории нашей страны.

Рассматриваемое мероприятие является эффективным правовым инструментом, использование которого позволяет самым эффективным способом бороться с незаконным оборотом. На территории нашей страны к вещам, изъятым из оборота, принято относить сырье и различные материалы, используемые при создании вооружения, поддельные денежные средства и ценные бумаги, ордена и медали, поддельные документы, оружие и боевые припасы, а также сильнодействующие и ядовитые вещества.

Проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия представляет собой целенаправленное перемещение гражданином или организацией предметов или документов под контролем конкретного должностного лица для получения сведений, необходимых для выполнения поставленных задач. Для этого требуется комплексное задействование сил и всех средств, имеющихся у государственных органов, организаций и граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе тем органам, посредством участия которых в мероприятии оказывается прямое содействие в его проведении.

При практическом применении контролируемой поставки осуществляется установление каналов поступления товаров, оборот которых на территории нашей страны запрещен. Одновременно с этим происходит установление отправителя и получателя подобных товаров, а также лиц, совершивших преступления с использованием контролируемой поставки. Особенностью рассматриваемого мероприятия выступает то, что для его выявления и закрепления доказательства преступной деятельности создаются специальные условия, которые изучают следы, отраженные на носителях информации [1, с. 88].

Успешное выполнение поставленных задач перед лицами, осуществляющими контролируемую поставку, а также реализация поставленной цели находится в прямой зависимости от созданных условий для надлежащей координации действий между заинтересованными государственными органами и гражданами, а также нужно поддерживать достаточный уровень взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран.

Данное взаимодействие следует детально регламентировать в законодательных положениях страны, в котором должно быть прописано наделение заинтересованных и привлекаемых лиц к осуществлению рассматриваемого мероприятия. Однако, на настоящий момент вопросы организации и проведения контролируемой поставки излагаются только в декларативно-рамочной форме и только в некоторых актах, которые, как правило, относятся к сфере деятельности таможенных органов.

Отличительной чертой использования контролируемой поставки таможенными органами выступает тот факт, что в абсолютном большинстве случаев она применяется как метод выявления лиц, участвующих в совершении преступления и получения доказательств и обеспечения уголовного преследования.

Использование контролируемой поставки позволяет ликвидировать контрабандный канал, а также привлечь к ответственности организатора преступления. Такие действия направлены на сокращение рынков сбыта и придание оперативно-розыскной деятельности, носящий предупреждающий или наступательный характер.

Контролируемая поставка может быть применена только при наличии следующих условий:

— официально оформленное решение о проведении контролируемой поставки, принятое уполномоченным на это органом;

— отсутствие препятствий как со стороны законодательства, так и со стороны правоохранительных органов внутри страны и на международном уровне;

— незнание лицами, совершающими преступление о том, что в отношении них принято решение о проведении контролируемой поставки, а также недопущение распространения подобной информации;

— наличие достаточного количества времени для проведения мероприятия, материально-технического обеспечения, позволившего осуществить все необходимые действия.

Однако некоторыми представителями научной деятельности высказывается противоположная точка зрения относительно условий проведения контролируемой поставки. Для них представляется достаточным наличие информации о маршруте, способе и лицах, совершающих незаконное действие по перемещению через таможенную границу. С нашей точки зрения данный подход не является истинным, поскольку нет никакой уверенности в источнике получения информации, и в случае ошибки будут необоснованно затрачены существенные ресурсы, вернуть которые уже не представится возможным.

Условно контролируемую поставку можно разделить на несколько видов. Так, существует внутренняя контролируемая поставка, которая реализуются на территории одного государства, и внешняя контролируемая поставка, которая, как следует из названия, осуществляется на территории нескольких стран в соответствии с рядом международных документов [2, с. 450]. Гораздо реже встречаются транзитные контролируемые поставки, сущность которых состоит в перемещении запрещенных товаров через несколько государств с учетом получения соответствующих разрешений.

С нашей точки зрения необходимо перечислить на законодательном уровне и особенности проведения контролируемой поставки, как оперативно-розыскного мероприятия в таможенных органах, отличающие ее от других проводимых мероприятий. Прежде всего, требуется на законодательном уровне разграничить внутренние, внешние и транзитные контролируемые поставки. Это позволит избежать различного толкования, как среди обывателей, так и со стороны представителей уполномоченных органов, что впоследствии позволит сформировать единую судебную практику.

Внутренняя контролируемая поставка представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, проведение которого позволяет обеспечить перемещение товаров под контролем со стороны уполномоченного органа в пределах таможенной территории одной страны.

Внешняя контролируемая поставка представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, проведение которого позволяет обеспечить перемещение товаров под контролем со стороны уполномоченного органа с территории страны на территорию третьих стран, не являющихся членами ЕАЭС.

Транзитная контролируемая поставка представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, проведение которого позволяет обеспечить перемещение товаров под контролем со стороны уполномоченного органа через территорию государств-членов ЕАЭС на территорию иностранных государств, не входящих в ЕАЭС [3, с. 107].

Контролируемая поставка может быть обычная и подменная («чистая»). В качестве критерия разделения в таком случае используется критерий тактики проведения рассматриваемого мероприятия. Существенным плюсом, так называемой подменной поставки является то, что он сводит на минимум опасность утери запрещенных к перемещению товаров и позволяет предоставить большие возможности маневрирования при организации наблюдения за грузами. Более того, такие поставки существенно снижают эмоциональное напряжение курьеров, которые перемещают запрещенный товар, а это благоприятно сказывается на характере их поведения. Безусловно, такие плюсы объясняют тот факт, что им отдано большее предпочтение на практике. Однако, существенной трудностью в данном случае выступает тот факт, что при масштабных поставках не всегда представляется возможным осуществить подмену. В таких ситуациях всегда нужно объективно оценить возможность открытого изъятия груза в соотношении с опасностью утраты контроля за ним, что оправдывается даже очевидной преждевременностью подобных действий.

По критерию характера действий контролирующего лица выделяют сопровождаемые и не сопровождаемые контролируемые поставки. Наличие сопровождения, как правило, зависит от того, какая тактика проведения операции была выбрана. Здесь обязательно нужно учесть возможность контрнаблюдения со стороны преступника. Тактика проведения контролируемой поставки существенно изменяется в зависимости от способа незаконной транспортировки запрещенного груза [4, с. 317].

Однако, деление контролируемых поставок на сопровождаемые и несопровождаемые является дискуссионным и относится в большей степени к тактическим задачам контролируемой поставки. Кроме того, это относится и к понятию обычных контролируемых поставок, когда обнаруженные запрещенные товары не изымаются до завершения операции в отличии от к «чистых» контролируемых поставках, когда в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или осознавая возможное причинение вреда, осуществляется полное или частичное изъятие с подменой на муляж.

Интересно отметить, что при определенных обстоятельствах проведение контролируемой поставки сопровождается осуществлением и других оперативно-розыскных мероприятий, например, опроса или прослушивания телефонных разговоров.

Как было отмечено ранее, важным аспектом проведения контролируемой поставки выступает соблюдение конфиденциальности. В противном случае реализация контролируемой поставки не будет иметь никакого смысла, если преступники будут знать о скором задержании. Для недопущения нарушения указанного требования уполномоченные органы зачастую просят сотрудников подписать соответствующие документы, в которых говорится о возможном привлечении к ответственности при нарушении прописанных там требований.

Также одной из проблем представляется нехватка опыта, а в некоторых случаях и практических знаний сотрудникам, осуществляющим контролируемую поставку [5, с. 256]. Для разрешения этого пробела представляется необходимым повышать квалификацию сотрудников, например, путем обучения на курсах повышения квалификации или путем направления сотрудников из небольших городов в рабочие командировки в крупные таможенные организации с целью получения нового опыта. Это позволит быстрее ориентироваться в правовой области и применять необходимые оперативно-розыскные мероприятия с учетом их необходимости. Кроме того, требуется обеспечить четкую координацию между действиями сотрудников различных подведомственных органов, что будет реализовываться при помощи основной и резервной системы связи.

Не менее актуальной представляется необходимость разработки специальных мер, содержание которых говорит о нейтрализации возможного контрнаблюдения со стороны преступников. Это имеет особое значение по той причине, что во многих случаях у контрабандистов существует система контроля за прохождением груза. По сути, таможенное оформление лиц не должно отличаться ничем от обычной процедуры, не давая отличаться ни строгостью, ни мягкостью. Следует понимать, что при контролируемой поставке важно не просто задержать запрещенный груз, но и установить способы, маршруты и лиц, совершающих преступление. Зачастую во время движения грузов происходит документирование происходящего с использованием фото и видео фиксации. В качестве доказательственной базы могут впоследствии использоваться чеки, билеты, данные о телефонных переговорах и иная подобная информация, несущая в себе сведения о пути следования.

Не меньшее значение имеет установление фактических обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что получатель товаров был уверен в скором приезде и получении товаров, которые впоследствии он будет реализовывать. Например, об этом может свидетельствовать обеспечение беспрепятственного прохождения контрольных постов уполномоченных органов или иные аналогичные сведения.

Содержание контролируемой поставки состоит в том, что при обнаружении фактов контрабанды или получении сведений о скором совершении подобного преступления, представители уполномоченных органов допускают под своим негласным контролем ввоз, вывоз, перемещение запрещенных товаров, в конце которого совершается задержание и изъятие перевозимого имущества.

Время (сроки) и место (локальное) проведения контролируемой поставки действующим российским законодательством никак не ограничены.

Однако, несмотря на очевидную необходимость проведения контролируемой поставки, не всегда ее проведение представляется возможным. Например, это имеет место быть при отсутствии согласованного плана действий или отсутствие согласия на его подписание. Иногда в качестве причин, затрудняющих проведение контролируемой поставки выступает информация о наличии коррумпированных связей между представителями уполномоченных органов и контрабандистов, что очевидно говорит о безуспешности такого мероприятия.

Важным элементом при проведении контролируемой поставки выступает оперативное внедрение [6, с. 343]. Оно представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, сущность которого состоит в искусственном вводе и последующем продвижении сотрудниками оперативных подразделений в криминогенную среду с использованием объектов разведывательно-поискового сбора информации, нужной для расследования преступления.

Другими словами, оперативное внедрение представляет собой способ или метод получения информации для разрешения задач оперативно-розыскной деятельности. Безусловно, этот термин не позволяет в полной степени раскрыть всех особенностей и значимости проводимого мероприятия.

В зависимости от субъекта оперативного внедрения принято выделять оперативное внедрение штатных сотрудников органов, принадлежность к которым зашифрована, оперативное внедрение сотрудников лиц, исполняющих свой долг на гласной основе, оперативное внедрение лиц, оказывающих конфиденциальное содействие подразделениям органов внутренних дел и приобретение конфидента из числа лиц, принадлежащих к членам организованной преступной группы.

Контролируемая поставка как оперативно-розыскной мероприятие является одним из самых сложных, поскольку включает в себя элементы других мероприятий. Это обусловлено тем, что при проведении такого мероприятия требуется, чтобы лицо, внедряемое в криминальную сферу, обладало рядом качеств, а именно должно иметь определенную профессиональную подготовку, ответственность за совершаемые действия, направленность на результат, быть подготовленным как морально, так и физически, отличаться наличием аналитических качеств и некоторых других.

После завершения контролируемой поставки зачастую становится актуальным вопрос о том, куда распределить денежные средства или имущество, полученное в процессе реализации рассматриваемой меры. Согласно положениям законодательства, полученные денежные средства и имущество, конфискованное имущество в процессе раскрытия и пресечения через контролируемую поставку, равно как и все вырученные средства, полученные от реализации указанного имущества, должны распределяться поровну между странами, которые осуществляли такое мероприятие. Если же имело место определенная договоренность между центральными таможенными органами внутри страны и иными компетентными органами, то средства могут быть разделены между ними. Если же в осуществлении контролируемой поставки принимали участие органы других стран, то средства будут распределены и на них.

Совершенствуются способы и методы преступления, пути сокрытия следов и многие другие аспекты. В виду этого требуется детально проработать и урегулировать законодательство в данном вопросе, раскрыть все моменты детальным образом, чтобы избежать возможности двусмысленного толкования законодательных положений. Кроме того, решение данного вопроса представляется возможным и путем закрепления положения о введении в уголовные нормы положений об оперативно-розыскной деятельности и мероприятиях.

Кроме того, было бы логично предусмотреть в действующем законодательстве статьи, содержание которых прямо предусматривало бы механизм проведения контролируемой поставки товаров, запрещенных к обороту.

Не менее важным представляется официальное закрепление в действующем законодательстве статьи об основаниях проведения контролируемой поставки. Представляется необходимым закрепить в качестве таковых «фактические данные, содержание которых достаточно для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, осуществление которых в действительности нанесет угрозу государственной, экономической, социальной, военной, экологической безопасности страны».

Согласно положениям международных конвенций контролируемая поставка осуществляется на основе двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей. Если фактически они отсутствуют, то решение о необходимости ее проведения принимается с учетом отдельных особенностей каждой ситуации, где решающими факторами выступают финансовые аспекты и уровень взаимоотношений между странами и представителями уполномоченных органов.

В виду того, что на сегодняшний день существенной проблемой российского законодательства выступает наличие противоречий между нормами федерального законодательства и актами ведомственных организаций, в рассматриваемой области можно наблюдать аналогичную картину [7. с. 202]. Представляется необходимым совершенствовать правовое регулирование на основе компаративного подхода, с учетом положений и федерального, и локального характера.

Не менее актуальным направлением представляется адаптация применения контролируемой поставки к большему количеству ситуаций, возникающих на практике. Возможно, формирование методик и рекомендаций имело бы определенное положительное значение для реализации рассматриваемого мероприятия на практике.

Государства-участники Таможенного союза ЕАЭС в принимаемых ими национальных документах установили подход, согласно которому закреплены положения о проведении контролируемых поставок. С точки зрения профессора А. Ю. Козловского установлено, что «несмотря на единство таможенной территории ЕАЭС субъекты оперативно-розыскной деятельности вынуждены ограничиться проведением контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия каждый на своей территории, а все остальные проблемы борьбы с преступностью должны разрешаться в процессе международного взаимодействия» [8, с. 37].

Целесообразным стало бы создание единого закона, в котором регулировался бы порядок контролируемой поставки на всей территории ЕАЭС, что позволило бы наиболее эффективно выявлять и пресекать преступления в области таможенного дела, связанные с незаконным оборотом через таможенную границу ЕАЭС запрещенных товаров.

Таким образом, цель контролируемой поставки состоит в том, чтобы, прежде всего, выявить всех участников нелегального оборота запрещенной продукции и установить каналы, источники маршрута и средств их вывоза. Помимо этого, обязательным элементом совершения контролируемой поставки представляется получение документов, свидетельствующих о преступных действиях. В качестве ключевых оснований проведения контролируемой поставки рассматривается факт обнаружения товаров, ограниченных к обращению, а также информация от уполномоченных органов о перемещении запрещенных товаров.

Литература:

  1. Канафин Н. А. Особенности проведения контролируемой поставки. — М.: Вестник Московского университета МВД России № 2, 2008.
  2. Харевич Д. Л. О совершенствовании норм, регулирующих проведение международной контролируемой поставки. — Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований. Материалы международной научно-практической конференции, 2019.
  3. Евтеев С. П. О контролируемой поставке на территории таможенного союза евразийского экономического сообщества // Антинаркотическая безопасность № 2 (5), 2015.
  4. Пилякин М. И. Контролируемая поставка — нравственные и морально этические аспекты // Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов. 2017.
  5. Скоробогатый А. В. О некоторых проблемах законодательного регулирования контролируемой поставки // Правовая культура в современном обществе. Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. Могилев, 2021.
  6. Яковец Е. Н. К вопросу о проведении оперативно-розыскных мероприятий контролируемая поставка и оперативное внедрение // Эпомен. № 55, 2021.
  7. Харевич Д. Л. О совершенствовании правового регулирования контролируемой поставки // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов. 2016.
  8. Козловский А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации — новое научное направление теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). № 3 (32), 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): контролируемая поставка, оперативно-розыскное мероприятие, проведение, оперативно-розыскная деятельность, оперативное внедрение, орган, перемещение товаров, рассматриваемое мероприятие, мероприятие, представитель уполномоченных органов.


Похожие статьи

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, орган...

При изучении механизмов проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как контролируемая поставка запрещенных предметов и веществ, проверочная закупка, оперативного эксперимента, а также иных оперативно-розыскных мероприятий, логично...

Анализ типичных ошибок, допускаемых при проведении...

Шестая ошибка связана с тем, что под видом оперативного эксперимента проводится другое розыскное мероприятие, которое по-разному именуют. Например, в изученных уголовных делах нам встретилась формулировка «ОРМ по изобличению признаков вымогательства взятки».

Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их...

ОРМ могут проводиться как самостоятельно, так и в совокупности с другими ОРМ, могут проводиться гласно и негласно. При одновременном проведении нескольких оперативно-розыскных мероприятий может сочетаться их гласное и негласное проведение.

Использование результатов оперативно-розыскной...

Кроме вышеуказанных нарушений судами устанавливаются факты проведения оперативно-розыскных мероприятий без своевременного вынесения и утверждения уполномоченным руководителем постановления о проведении ОРМ.

Оперативно-розыскные мероприятия диктуются специальными...

...при проведении уже непосредственно мероприятий оперативно-розыскного характера.

нормами ФЗ «Об ОРД» особенностей отдельных мероприятий оперативно-розыскного

Кроме того, оперативно-розыскная деятельность отличается от иных функций уголовной

Зажицкий В. И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации / В. И...

Особенности организации подготовки и проведения...

оперативно-розыскное мероприятие непосредственно направлено на решение задач ОРД, что отличает его от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД (например, связанной с получением новой специальной техники)

Понятие оперативно-розыскной деятельности...

В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены

Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Изучается объект и предмет оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение».

Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности.

Тактика проведения проверочной закупки наркотических средств...

Наряду с «контрольной поставкой», при реализации этих оперативно-розыскных

Оперативно-розыскная деятельность – зачастую система тайных мероприятий, на то она и

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и

...оперативно-розыскной деятельности» в части проведения оперативно-розыскных...

Совершенствование контроля за оперативно-розыскной...

оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное... Деятельность должностных лиц оперативно-розыскных органов, которой открыто представляют их интересы в ходе проведения ОРМ, именуется гласным проведением ОРМ.

Похожие статьи

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, орган...

При изучении механизмов проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как контролируемая поставка запрещенных предметов и веществ, проверочная закупка, оперативного эксперимента, а также иных оперативно-розыскных мероприятий, логично...

Анализ типичных ошибок, допускаемых при проведении...

Шестая ошибка связана с тем, что под видом оперативного эксперимента проводится другое розыскное мероприятие, которое по-разному именуют. Например, в изученных уголовных делах нам встретилась формулировка «ОРМ по изобличению признаков вымогательства взятки».

Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их...

ОРМ могут проводиться как самостоятельно, так и в совокупности с другими ОРМ, могут проводиться гласно и негласно. При одновременном проведении нескольких оперативно-розыскных мероприятий может сочетаться их гласное и негласное проведение.

Использование результатов оперативно-розыскной...

Кроме вышеуказанных нарушений судами устанавливаются факты проведения оперативно-розыскных мероприятий без своевременного вынесения и утверждения уполномоченным руководителем постановления о проведении ОРМ.

Оперативно-розыскные мероприятия диктуются специальными...

...при проведении уже непосредственно мероприятий оперативно-розыскного характера.

нормами ФЗ «Об ОРД» особенностей отдельных мероприятий оперативно-розыскного

Кроме того, оперативно-розыскная деятельность отличается от иных функций уголовной

Зажицкий В. И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации / В. И...

Особенности организации подготовки и проведения...

оперативно-розыскное мероприятие непосредственно направлено на решение задач ОРД, что отличает его от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД (например, связанной с получением новой специальной техники)

Понятие оперативно-розыскной деятельности...

В данной статье рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности и выявлены

Также в статье проведен анализ основных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Изучается объект и предмет оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение».

Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности.

Тактика проведения проверочной закупки наркотических средств...

Наряду с «контрольной поставкой», при реализации этих оперативно-розыскных

Оперативно-розыскная деятельность – зачастую система тайных мероприятий, на то она и

Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и

...оперативно-розыскной деятельности» в части проведения оперативно-розыскных...

Совершенствование контроля за оперативно-розыскной...

оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное... Деятельность должностных лиц оперативно-розыскных органов, которой открыто представляют их интересы в ходе проведения ОРМ, именуется гласным проведением ОРМ.

Задать вопрос