Экология общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омеленчук, Э. Ф. Экология общения / Э. Ф. Омеленчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96211/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Ключевые слова: экология общения, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученики.

Обозримое окружение ребенка определяет становление психологических характеристик человека. За пределами общественной среды человек не имеет возможность изменяться и не станет развитой полноценной личностью: ребенок со своей удивительной возможностью впитывать все новое, усваивает все, что дается ему людьми, с которыми он общается, и если, в силу каких-то обстоятельств, он лишен этого общения, то он не станет полноценным, развитым человеком. От особенностей общественных и культурных норм общества зависит общественная система воспитания и обучения детей. С моей точки зрения, всякая внутренняя психологическая функция одного человека зависит от внешней социальной функции нескольких людей. Подобный психологический механизм перехода из внешнего во внутреннее воздействие получил даже специальное название интериоризации. В случае, если общественная среда обуславливает абсолютно конкретную систему обучения и воспитания, то вышеназванная система обязана быть организована тоже на основе правил и традиций, образуя тем наиболее своеобразную окружающую среду, именуемую образовательной.

Когда мы говорим об экологии общения, мы подразумеваем общение, построенное на уважении к людям и себе. В нашем конкретном случае это взаимоотношения между учителем и учениками и между детьми. Подобное общение помогает раскрыть наилучшие стороны личности и развить умение правильного общения между членами коллектива.

Важными являются эмоции, которыми мы делимся, вклад в дружбу. Очень важно разделять совместные радости и поддерживать друг друга в трудные дни. В наших традициях делить радости и трудности пополам с близкими людьми, важно довести до детей, что близкие люди не только члены их семей, но и все люди нашего государства. Это особенно важно в наше неспокойное время, когда все люди нашей страны должны объединиться. Поэтому, так важно сейчас говорить об экологии общения в школе, создавать правильную «атмосферу» отношений, общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей. Мы должны, открыто с уважением и даже почтением относиться друг к другу. Для процесса формирования доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу является внедрение таких часов внеурочной деятельности как «Разговоры о важном». На уроках английского языка мы продолжаем развивать не только коммуникативные умения, но, и говорим об общих делах, помогаем правильно общаться, вступать в диалог, отстаивать свое мнение и принимать правильное решение с учетом интересов других участников общения.

Вследствие этого, задача учителя — научить учеников с уважением относиться к себе, своему здоровью, всегда принимать во внимание и считаться с мнением других людей. Очень важно, довести до ученика осознание того факта, что он является членом огромного сообщества, гражданином огромной страны и от его умения общаться зависит жизнь нашего сообщества и отношение к нашей стране граждан других стран.

Без взаимоотношений человек не может функционировать. Общение помогает организовать совместную работу. На уроках мы обсуждаем планы и пути их реализации, обсуждаем традиции нашей страны, сравниваем их с устоями стран изучаемого языка. Важно понять, что знание и уважительное отношение к чужому языку и культуре дало возможность человеку достичь высот цивилизации. И именно общение формирует личность человека, его воспитание, образование и развитие интеллекта. Общение — важнейшая потребность человека.

Принципиально так построить обучение иностранному языку, чтобы научить детей взаимодействовать, повышая их культуру общения. Мы обсуждаем характерные для английского языка моменты общения, этикет и стараемся привить и внести лучшее из традиций изучаемого языка в правила общения на уроке.

Благодаря культурным ценностям страны изучаемого языка ученики обогащают свое культурное развитие. Процесс межкультурного общения очень важен и мы, учителя иностранных языков всегда стараемся воспроизводить определенные модели общения. На уроках часто отсутствует ролевое общение. Учителю необходимо разбить барьер официального статуса «учитель-ученик». Мы выстраиваем взаимодействие, на основе различных видов деятельности включая учебную деятельность. От пересказа заученных текстов мы переходим к их обсуждению, затрагивая личностные интересы детей. Необходимо не превращать урок в навязанный и скучный процесс. Включаем в урок личностное общение, даже взяв готовые темы, помогаем ученику на основе изученной лексики подготовить личное сообщение.

Ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают более действенной коммуникативную методику, т. к. именно она позволяет давать задания коммуникативного характера и подразумевает индивидуализацию обучения. Для выстраивания экологичного общения необходимо использовать различные методы. Один из моих любимых — метод проектов. Этот метод активно помогает развивать самостоятельность ученика и дает возможность настраивать правильные коммуникативные связи с окружающими и на практике применять полученные знания и умения [3].

Проектная методика позволяет внедрять групповую работу при выполнении заданий, что важно для улучшения навыков экологичного общения. Для выполнения проекта необходимо осознание индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания проекта. Проектная методика позволяет выстроить близкие, дружественные отношения, что так необходимо для построения экологичной атмосферы в коллективе, готовит ребенка применять эти умения в жизни.

Учителю при выборе темы проекта необходимо опираться на интересы и потребности учеников, подчеркнуть значимость хороших, экологичных отношений между наставником и учеником и между ребятами вместе выполняющих проект. Это позволяет, нам учителям лучше узнать детей. Роль учителя-наставника при подготовке учащихся к работе над проектом включает в себя не только помощь в выборе темы, помощи учащимся при планировании работы, но и выстроить отношения так, чтобы сформировать устойчивые экологичные отношения [2]. Хотелось бы подчеркнуть, что главное в методе проектов заключается в том, чтобы различного виды упражнений являлись базой для активного общения учащихся при выполнении совместной творческой работы, равноценными партнерами которой выступают я и мои ученики. Это и предполагает равноценное, уважительное общение, т. е. экологичное общение людей с разным жизненным опытом.

Преподавание иностранных языков на сегодняшний момент испытывает острую потребность в пересмотре основных своих положений. Новое время, новые условия требуют не только пересмотра, как общей методологии, конкретных методов и приемов преподавания иностранных языков, но и экологическому общению. Я практикую метод рефрейминга для исправления поведенческих проблем, в том числе речевых и предполагает открытое выражение мнений и идей учащихся. На все можно посмотреть под другим углом и найти позитивное. Юмор, уместен во всех ситуациях, поскольку он облегчает запоминание, создает позитивную социальную и эмоциональную атмосферу в группе и общую психологическую связь между учениками и учителями. Но важно помнить, что юмор должен быть привязан к предметной области передаваемых знаний, быть понятным для всех, то есть не задевать индивидуальные особенности детей. Нормальное общение между учителем и учеником базируется на уважении к желаниям и потребностям близких, прислушиванию к их мнению без ущерба себе. Равенство и отсутствие оценки, если не спрашивают, тоже важно. Для всего этого нужна эмпатия, умение чувствовать человека, не прибегая к словам или читая между строк.

Подводя итоги, постараемся коротко ответить на вопрос, в чем актуальность экологичного общения. Неэкологичностью пропитаны буквально все сферы современной российской жизни и мы, учителя можем повлиять на эту ситуацию и сделать окружающий мир лучше. Для решения глобальных проблем современности необходимо воздействовать на сферу социокультурных коммуникаций, воспитывая новый тип ценностных ориентаций, так как именно в школе сегодня происходит формирование культуры, индивидуального и общественного сознания. Для этого требуется общее «очищение», оздоровление общения с позиций социальной ответственности и долга перед будущими поколениями, а также формирование, эколого-ориентированного мировоззрения и возникающего на его основе уважения к ценностям народов и культур изучаемого языка, пространства доверия, позволяющего мыслить. На решение на этих проблем и направлена экология общения в школе.

Литература:

  1. Личностное общение на уроке английского языка. Как сделать каждый урок интересным и значимым для ученика? [Электронный ресурс] // Режим доступа: pedsovet.su
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ — 1991 — № 2 С.3–10.
  3. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 41–46.
Основные термины (генерируются автоматически): экология общения, английский язык, ученик, учитель, экологичное общение, метод проектов, общение, отношение, проектная методика, ребенок.


Ключевые слова

экология общения, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученики

Похожие статьи

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Современные методы преподавания английского языка

Важность проектной методики при изучении английского языка... английский язык, метод проектов, Краснодарский край, работа. Использование кейс-метода на уроках английского языка. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект...

Важность проектной методики при изучении английского языка...

Метод проектов используется при обучении английскому языку в рамках программного материала для школьника.

Этот проект развивает и совершенствует совместную культуру общения и социального поведения в целом, а также приводит учеников к практическому...

Использование современных педагогических методов...

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской

Библиографическое описание: Колерова, Ю. М. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение

Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других, учатся

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык...

Инновационные технологии обучения иностранным языкам

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при...

Совместная ответственность учеников и учителей при планировании и проведении проектов. Учитель — помощник, консультант по языку, он

 за активное общение с людьми, вещами, проблемами и идеями. Метод проектов как форма организации учебной деятельности имеет...

Похожие статьи

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Современные методы преподавания английского языка

Важность проектной методики при изучении английского языка... английский язык, метод проектов, Краснодарский край, работа. Использование кейс-метода на уроках английского языка. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект...

Важность проектной методики при изучении английского языка...

Метод проектов используется при обучении английскому языку в рамках программного материала для школьника.

Этот проект развивает и совершенствует совместную культуру общения и социального поведения в целом, а также приводит учеников к практическому...

Использование современных педагогических методов...

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской

Библиографическое описание: Колерова, Ю. М. Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение

Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других, учатся

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык...

Инновационные технологии обучения иностранным языкам

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение...

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при...

Совместная ответственность учеников и учителей при планировании и проведении проектов. Учитель — помощник, консультант по языку, он

 за активное общение с людьми, вещами, проблемами и идеями. Метод проектов как форма организации учебной деятельности имеет...

Задать вопрос