Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.10.2022

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Беспалова, О. Л. Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью / О. Л. Беспалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95562/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, умственная отсталость, самостоятельная жизнь, социальная активность.

Проблема социального взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одной из актуальных современных проблем, которые стоят перед обществом и государством. С каждым годом растёт число детей, имеющих психические и интеллектуальные отклонения. А так как общественная жизнь имеет сложную систему социальных взаимодействий, пронизывающих все сферы и отрасли деятельности человека, то возникает необходимость в их адекватной социализации для гармонизации отношений в обществе между социумом и умственно отсталыми людьми.

Согласно МКБ-11 (Международной классификации болезней), которая действует в России с 90-х годов, «умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей» [3].

Среди умственно отсталых доля детей с лёгкой степенью составляет 70–80 %. Сегодняшний умственно отсталый подросток — завтрашний полноправный гражданин нашей страны, который нуждается в социальной поддержке. Психолого-педагогические исследования умственно отсталых детей свидетельствуют о бедном, фрагментарном опыте социальных отношений, ограниченном запасе сведений нравственного содержания, о пониженной мотивации к общению, несамостоятельности и отсутствии чувства меры. Такие дети не могут в полной мере осознать своё место и социальную роль во взаимодействии с окружающими и поэтому не понимают, как к ним относятся сверстники и взрослые.

«Социальное взаимодействие — процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов» [1, с.12].

Выделяют два основных типа социального взаимодействия:

– сотрудничество;

– соперничество.

Социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах). Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, (социальных действий), и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Особенности психического развития, нарушение эмоционально-волевой сферы, центральной нервной системы умственно отсталого подростка оказывают влияние не только на его мировоззрение, связи, интересы, сферу его деятельности, но и на развитие личности в целом.

Для умственно отсталых подростков характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества волевых процессов подростков с нарушением интеллекта. Они предпочитают в работе легкий путь, который не требует волевых усилий. Поэтому в их деятельности можно наблюдать подражание и непредсказуемые поступки. Из-за трудности выполнения требований у некоторых учащихся с нарушением интеллекта развиваются негативизм, упрямство и протест. Все эти характерные особенности психических процессов умственно отсталых подростков влияют на характер протекания их деятельности.

В ходе исследований учёные установили, что подростки с лёгкой умственной отсталостью обладают значительным потенциалом, который может проявиться в благоприятных условиях и являться основой формирования социальных умений и их социализации. «Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым» [3, с.132].

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены цели в виде достижения жизненной компетенции, характеризующейся адекватными представлениями о своих возможностях, овладением социально бытовыми, коммуникативными навыками, осмыслением картины мира, своего социального окружения и своей социальной роли. Также выделены личностные и предметные компетенции, которыми должен овладеть умственно отсталый ребёнок. Среди личностных компетенций можно выделить: «осознание себя как гражданина России; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей».

Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

В условиях образовательного учреждения необходимо создать оптимальные благоприятные условия для развития у умственно отсталых детей умений, необходимых для включения в социальную среду.

В образовательных учреждениях для умственно отсталых детей введён коррекционный курс СБО — социально-бытовая ориентировка. «Это специальное коррекционное занятие, направленные на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих их социальной адаптации» [5, с.2].

«Первоочередная цель СБО — формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности» [5, с.4].

«Уроки направлены на развитие и совершенствование навыков самообслуживания и личной гигиены, обучению самостоятельной жизни в обществе и способствующие социальной адаптации детей» [5, с.15].

В уроки социально-бытовой ориентировки заложен огромный потенциал развития умственно отсталых детей. Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, осуществляется связь обучения и жизни, учебная программа «строится по концентрическому кругу» [5 c.44], организовываются экскурсии на объекты социальной инфраструктуры.

Для снижения уровня тревожности и повышения уровня самопринятия умственно отсталых подростков важно использовать на уроках сюжетно-ролевые игры, моделирование различных ситуаций, элементы игротерапии, арттерапии, музыкальное сопровождение, психокоррекционные упражнения.

Все эти методы и приёмы будут способствовать эффективному усвоению программного материала, преодолению дезадаптированности подростков и оптимизировать их отношения с педагогами и сверстниками.

Литература:

  1. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике/ А. С. Воронин. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.–135 с.2.
  2. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ А. Н. Граборов, В. Г. Петрова, Т. В. Швырева. — М.: КЛАССИК СТИЛЬ,2005.– 108 с.
  3. МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра. — Текст: электронный // МКБ-11: [сайт].— URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 10.02.2022).
  4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] // С. Я. Рубинштейн — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  5. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной(коррекционной) образовательной школе VIII вида [Текст]: пособие для учителя// В. В. Воронкова, С. А. Казакова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.-247с.:ил.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное взаимодействие, умственная отсталость, самостоятельная жизнь, нарушение интеллекта, отсталый подросток, подросток, социальная роль, социально-бытовая ориентировка, формирование знаний.


Похожие статьи

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

ребенок, тяжелая умственная отсталость, умственная отсталость, социальная среда, необходимость формирования, процесс социализации, Российская Федерация, социум детей, тренировочная квартира, умение.

Формирование норм правильного поведения как основы...

 Социальная адаптация умственно отсталых детей возможна при формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в длительном, систематическом процессе нравственного воспитания личности.

Формирование жизненной компетентности у детей...

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с

В практике существует различные программы по формированию у детей социально-бытовых навыков.

Воронкова В. В Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в...

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

На каждом занятии социально-бытовой ориентировки необходимо использовать

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера...

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями

Коррекционно-педагогическая работа по социальнобытовой ориентировке направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего...

Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях...

Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательного сопровождения и его

2. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта.

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта...

Важным этапом социального развития ребенка с нарушением интеллекта является его поступление в

Значимость социального воспитания и развития детей дошкольного возраста с

Мартынова, И. И. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении у...

Социальная адаптация детей с интеллектуальными...

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной

У детей с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов и

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом...

Похожие статьи

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих...

ребенок, тяжелая умственная отсталость, умственная отсталость, социальная среда, необходимость формирования, процесс социализации, Российская Федерация, социум детей, тренировочная квартира, умение.

Формирование норм правильного поведения как основы...

 Социальная адаптация умственно отсталых детей возможна при формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в длительном, систематическом процессе нравственного воспитания личности.

Формирование жизненной компетентности у детей...

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с

В практике существует различные программы по формированию у детей социально-бытовых навыков.

Воронкова В. В Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в...

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

На каждом занятии социально-бытовой ориентировки необходимо использовать

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера...

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его родителями

Коррекционно-педагогическая работа по социальнобытовой ориентировке направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего...

Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях...

Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательного сопровождения и его

2. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта.

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта...

Важным этапом социального развития ребенка с нарушением интеллекта является его поступление в

Значимость социального воспитания и развития детей дошкольного возраста с

Мартынова, И. И. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении у...

Социальная адаптация детей с интеллектуальными...

Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной

У детей с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется...

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми...

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок

Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов и

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом...

Задать вопрос