Актуальность темы исследования обуславливается, в первую очередь, произошедшими за последние годы принципиальными изменениями в экономике. Так, страна перешла к рыночной системе хозяйствования. В сегодняшних реалиях образовалось и продолжает образовываться большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. Сложившееся положение вещей диктует необходимость обеспечения надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, а также равного подхода к такой защите со стороны правоохранительных и контрольных органов.
Цель научной статьи — исследовать особенности административно-правового статуса юридических лиц в деликтных отношениях в Российской Федерации.
Ключевые слова: юридические лица, деликтные отношения, административно-правовой статус, Кодекс об административных правонарушениях.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации уделяет юридическим лицам особое внимание. Законодателем признаются юридические лица субъектами значительного количества административных правонарушений, в числе которых, например:
– нарушение земельного законодательства;
– экологические правонарушения;
– нарушения в сфере строительства и производства строительных материалов;
– нарушения таможенного законодательства;
– нарушение налогового законодательства;
– незаконное осуществление банковской деятельности;
– нарушение антимонопольного законодательства;
– нарушения пожарной безопасности;
– нарушения санитарных и природоохранных правил;
– нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин;
– нарушение валютного законодательства [3, C. 35].
Само собой разумеется, что каждый выделенный вид административного правонарушения обладает своими характерными особенностями. Но их безоговорочно объединяет отнесение именно к административным правонарушениям, так как административная ответственность юридических лиц распространяется на любого рода нарушения правовых норм, для которых свойственен административно-правовой метод регулирования [6, C. 42].
Так, можно сказать, что административная ответственность юридических лиц представляет собой применение к организациям, которые обладают административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных государством норм и правил для государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанностей [5, C. 67].
Наличие состава правонарушения — это важнейшее основание, необходимое для наступление всех видов юридической ответственности. В это же время, признаки состава правонарушения, в первую очередь, в публично-правовой сфере, равно как и содержание конкретных составов правонарушения, должны быть согласованы с конституционными принципами демократического правового государства. Очень важным является требование справедливости, применимое в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами в качестве субъектов юридической ответственности [3, C. 36].
Как и любое другое правонарушение и преступление, административное правонарушение имеет свой состав, который представлен совокупностью объекта, субъекта, объективной и субъективной стороной правонарушения. При этом, речь идет об объекте противоправного посягательства, юридическом лице, содержании деликта и психоэмоциональном статусе участников, соответственно.
Важно помнить, что отсутствие любого элемента состава административного правонарушения исключает наличие состава в целом и, как результат, применение мер государственного принуждения.
Как уже было отмечено, объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами административного права в сферах исполнительной власти, которые предусматривают применение определенных видов административного наказания. В качестве объектов административных правонарушений могут выступать защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, общественного порядка и безопасности, охрана собственности, а также защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства [6, C. 43].
Объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, представлена системой законодательных норм и правил, которые регулируются административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых выступает деяние. Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, которые повлекли за собой наступление вреда общественным отношениям, а также способом, местом, временем, орудием и средством совершения правонарушения, и иными важными обстоятельствами. К объективной стороне правонарушения можно отнести также и такие важнейшие признаки, как повторность, систематичность и злостность совершенного деяния.
Субъектом правонарушения выступает лицо, совершившее административное правонарушение, которым в данном случае выступает юридическое лицо. При этом, под юридическим лицом понимаются коммерческие и некоммерческие организации, которые были созданы в организационно-правовой форме согласно Гражданского кодекса Российской Федерации и обладают статусом юридического лица.
Важно обозначить, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации субъектом одного и того же правонарушения одновременно могут выступать физические и юридические лица. В это же время, назначение наказания юридическому лицу не влечет за собой освобождения от административной ответственности за данное правонарушение виновного физического лица [2, C. 6].
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, в первую очередь, нужно принимать во внимание статус юридического лица, поскольку административная и гражданская его правосубъектность не совпадают. Чтобы организация была отнесена к категории юридических лиц, она должна быть зарегистрирована как юридическое лицо или приобрести статус юридического лица по другому, предусмотренному законом, основанию. Из этого следует невозможность привлечения к административной ответственности такого рода образований, как религиозные группы, международные организации, филиалы и представительства российских юридических лиц.
Можно предположить, что единственной мерой ответственности указанных образований за нарушение, установленных административным законодательством, правил может быть только административный запрет на осуществление деятельности, то есть их ликвидация.
Необходимо также отметить, что производство по делу об административном правонарушении, которое было совершено организацией или индивидуальным предпринимателей, берет свое начало после обнаружения должностным лицом, проводящим контрольные мероприятия и уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных сведений, указывающих на наличие события административного правонарушения, в следствие чего составляется протокол о соответствующем правонарушении.
В отношении юридических лиц в качестве меры административной ответственности могут быть применены следующие наказания: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения, а также административное приостановление деятельности. Эти наказания формируют единую систему, целью которой является защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные правонарушения, а также предупреждение новых нарушений.
В завершении проведенного исследования отметим, что особенностями административно-правового статуса юридического лица при привлечении его к административной ответственности являются следующие:
– несовпадение административной и гражданской правосубъектности;
– применение лишь четырех видов административных наказаний из, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [1], десяти;
– более тяжелый характер санкций и более высокий уровень штрафов;
– исключение возможности освобождения виновного физического лица от административной ответственности в случае привлечения за это же правонарушения к ответственности юридического лица, равно как и возможности привлечения такого физического лица к уголовной ответственности (также и наоборот);
– особенности реорганизации юридического лица;
– наличие проблематики концепции вины;
– наличие проблематики привлечения государственных органов власти к административной ответственности [4, C. 32].
Проведенное исследование доказывает, что вопрос о привлечении юридических лиц к административной ответственности в современных реалиях представляется очень важным, обширным, требующим повышенного внимания.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Артёмова, С. Б. Юридические лица как субъекты административной ответственности / С. Б. Артёмова // Интернаука. — 2022. — № 23–5 (246). — С. 5–7.
- Бондарь, Е. О. Административная ответственность юридических лиц в Российском и зарубежном законодательстве / Е. О. Бондарь, Д. Н. Шурухнова // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. — 2019. — № 1 (3). — С. 34–38.
- Девятайкина, А. С. Административная ответственность юридических лиц / А. С. Девятайкина // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности. Материалы международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 30–35.
- Ковалёва, А. С. Особенности административной ответственности юридических лиц. Формы вины / А. С. Ковалёва // NovaUm.Ru. — 2022. — № 36. — С. 66–68.
- Ковалёва, Д. Ю. К вопросу об административной ответственности юридических лиц / Д. Ю. Ковалёва // Студенческий вестник. — 2022. — № 25–2 (217). — С. 42–43.