В статье авторы исследуют состояние опьянения как отягчающее обстоятельство в уголовном праве. Уделяется внимание проблемам введения в Уголовный кодекс Российской Федерации части 1.1 статьи 63, а также предлагается возможный способ их преодоления.
Ключевые слова: уголовное наказание, отягчающие обстоятельства в уголовном праве, состояние опьянения, судебная практика, наркотическое опьянение, алкогольное опьянение.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». [1]. Данное конституционно-правовое начало находит свое отражение во всех нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе и в Уголовном кодексе России. Так, принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации [2].
Тем не менее, преступления среди других правонарушений отличает высокая степень общественной опасности, которая подразумевает особую необходимость реализации целей уголовного наказания. Это в первую очередь означает, что назначенное уголовное наказание должно способствовать перевоспитанию субъекта, ограничивая таким образом общество от дальнейших посягательств злоумышленника. Кроме того, применение к субъекту уголовного наказания должно способствовать предупреждению совершения преступлений другими субъектами общественных отношений. Для достижения данных целей необходимо учитывать личность преступника и обстоятельства совершения преступления, то есть стремиться к дифференциации наказания, которая позволит применить к субъекту преступления наиболее действенное в конкретном случае наказание или комплекс наказаний [3].
Так, перечень отягчающих обстоятельств совершения преступлений перечислен в части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, при этом состояние опьянения не входит в данный перечень. Однако часть 1.1. статьи 63 Уголовного кодекса России гласит: «Судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ» [2].
Таким образом, как в теории уголовного права, так и в уголовной практике состояние опьянения имеет двойственную природу: с одной стороны, оно может быть отнесено к отягчающим обстоятельствам, с другой — это не является императивным. Именно диспозитивный характер данного отягчающего обстоятельства отличает его от всех иных, перечисленных в части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С момента дополнения статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации частью 1.1, а именно с 2013 года, в научном сообществе не затихают споры. Некоторые ученые-правоведы считают, что существующий баланс, при котором суд с учетом обстоятельств дела может признать состояние отягчающим обстоятельство, равно как и не признавать его таковым является оптимальным [4]. В то же время другие ученые отмечают, что состояние опьянения не может выступать отягчающим обстоятельством ни при каких обстоятельствах и часть 1.1 должна быть полностью исключена из текста статьи 63 Уголовного кодекса России [5].
В поддержку существующего на сегодняшний день баланса и диспозитивным характером состояния опьянения как отягчающего обстоятельства свидетельствует факт осознания лицом собственных действий во время совершения преступлений или же его отсутствие. В то же время сторонники такого подхода не отрицают аргументы его противников, заявляющих о необходимости полной отмены причисления состояния опьянения к отягчающим обстоятельствам ввиду того, что оно «в значительной мере снижает рассудочность и обдуманность поступков, уменьшает концентрацию внимания, понижает критическое отношение к своему поведению, существенно ослабляет чувство осторожности» [6].
На наш взгляд, тезис о том, что состояние опьянения необходимо включить в перечень отягчающих обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, является излишне радикальным, т. к. далеко не всегда состояние опьянения непосредственно влияет на решение субъекта совершить преступлений, а также не характер совершенного преступления. При этом заключение судебного эксперта в таких случаях будет требовать более жесткого наказания, ввиду чего под сомнение будет ставиться достижение целей уголовного наказания, а именно воспитательная цель.
При этом и полностью устранять состояние опьянения из перечня отягчающих обстоятельств представляется на сегодняшний день преждевременным. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения, проведенным в 2016–2018 гг., Россия занимает 23 место в мире по среднему потреблению алкоголя в год (в литрах чистого этилового спирта) на душу населения в возрасте 15 лет и старше [7]. Несмотря на то, что по данным аналогичного исследования за 2010 год Россия существенно опустилась в данном списке (занимая в 2010 году четвертое место), при детальном исследовании статистических данных можно сделать вывод о том, что это скорее было связано с увеличением потребления алкоголя в других странах, т. к. наблюдается несущественное уменьшение с 15 до 11 литров [8]. Эти данные свидетельствуют об интенсивном употреблении алкоголя населением России. При этом следует отметить, что алкогольным опьянением само состояние опьянения не ограничивается, в него необходимо также включать наркотическое опьянение и опьянение, вызванное приемом психотропных веществ.
В 2016 году количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, достигло своего исторического максимума в России и составляло почти четверть от всех совершенных преступлений, после чего их число начало падать и в 2021 году достигло почти 10 % от общего числа преступлений [9]. Пик преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, пришелся на 2014 и 2015 года, когда составлял почти 20 % от числа совершенных преступлений. В 2021 году количество подобных преступлений снизилось более, чем в 7 раз [10].
Тем не менее, несмотря на устойчивое снижение, на наш взгляд, говорить о том, что состояние алкогольного опьянения в ряде случае не должно порицаться правом, на сегодняшний день является преждевременным.
Однако как верно отмечают противники части 1.1. статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, далеко не всегда в приговорах суда можно наблюдать системность и аргументированность в данном вопросе, что обусловлено отсутствием законодательно закрепленных критериев относительно влияния состояния алкогольного опьянения на совершение преступления, на характер данного преступления [11].
Мы полностью разделяем позицию о необходимости законодательно выработки критериев, которые позволили бы суду более объективно принимать решение о признании состояния опьянения отягчающим обстоятельством. Дело в том, что функционирование человеческого сознание, умственные процессы, реакции, степень агрессии человека в состоянии опьянения исследуется компетентными в данном вопросе специалистами, часто имеющими медицинское образование. В свою очередь суду могут быть неизвестны последние достижения нейробиологии, подтверждающие или опровергающие рост агрессии лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, ввиду того что основной компетенцией суда является знание закона и права.
При этом хочется подчеркнуть, что подобные критерии должны формироваться при взаимодействии с исследователями данного вопроса в области психиатрии, нейробиологии, психологии, социологии и т. д., а не исключительно юристами, т. к. основной задачей в данном вопросе является выработка таких критериев, которые отвечали бы основным принципам научности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 04.07.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 04.07.2020 г. — № 14.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 293-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17.06.1996 г. — № 25. — Ст. 2954.
- Смирнов А. Н. Дифференциация и индивидуализация наказания: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). — С. 58–64.
- Яшин А. В. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений в состоянии опьянения // Закон и право. 2022. № 5. — С. 246–248.
- Буданова Е. А. Уголовно-правовое значение состояния опьянения в современном российском законодательстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 3. С. 129.
- Ремизов М. В. Актуальные вопросы учета в качестве отягчающего обстоятельства совершения преступления в состоянии опьянения в свете исследований профессора Л. Л. Кругликова // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе. 2020. № 9. С. 143–145.
- Global Health Observatory data repository // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: https://apps.who.int/gho/data/node.main.A1375 (дата обращения — 16.09.2022 г.).
- APPENDIX I Alcohol consumption [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20201228023556/https://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/msb_gsr_2014_3.pdf (дата обращения — 16.09.2022 г.).
- Выявлено лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения // Портал правовой статистики [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения — 16.09.2022 г.).
- Выявлено лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения // Портал правовой статистики [Электронный ресурс] URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения — 16.09.2022 г.).
- Леонова А. Д. Состояние опьянения как обстоятельство, отягчающее наказание // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4–4. — C. 50–53.