О начальной истории музыкальных инструментов с голосовыми планками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.09.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Мальцев, С. Н. О начальной истории музыкальных инструментов с голосовыми планками / С. Н. Мальцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95015/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье описывается продвижение музыкальных инструментов с голосовыми планками в первые годы после их изобретения. А также аргументировано определяются пункты изготовления самих голосовых планок.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, история, гармоника, голосовая планка.

The article describes the promotion of musical instruments with the free reed vibrator in the first years after their invention. And the points of manufacture of the free reed vibrator are determined reasonably.

Keywords: musical instruments, history, harmonica, free reed vibrator.

Данная статья описывает и анализирует процесс создания и начального распространения музыкальных инструментов типа гармоника с голосовыми планками Киршника. Рассматриваемый период данной работы с изобретения Киршником первой настольной гармоники с проскальзывающими язычками в 1783 году и до примерно начала 1820-х годов, когда производились громоздкие напольные модели.

Новизна работы в том, что вводятся новые аргументированные исторические гипотезы о развитии голосовых планок и муз. инструментов типа гармоник, что улучшает понимание их истории.

До сих пор не только в популярной, но и в исторической литературе встречаются не совсем обоснованные мнения о происхождении некоторых технических решений в конструкции музыкальных инструментов, в том числе таких, как гармоники разных видов.

Также новизна работы и в том, что аргументированы новые интерпретации известных событий о применении и изготовлении голосовых планок. Новые интерпретации в истории имеют значение, даже если они не имеют преимуществ, перед существующими, но и не могут быть опровергнуты.

Актуальность работы в том, что, эти знания нужны для начального музыкального обучения, как необходимый исторический экскурс.

В Британской энциклопедии [11] утверждается, что голосовые планки Киршника были взяты у Кратценштайна (Christian Kratzenstein). Однако Кратценштайн занимался не музыкальными инструментами, а синтезатором речи. Так же язычок колебался в не замкнутом пространстве, точнее резонатор, в котором он колебался, имел переменные размеры и форму, согласно которой менялся тон звука. У голосовой планки Киршника стабильный размер и форма у язычка и у проема, который дает один тон, как и нужно клавишному музыкальному инструменту. Что и определяет их как разные устройства звукоизвлечения.

Голосовая планка [9, с. 6]

Рис. 1. Голосовая планка [9, с. 6]

Аналогичное устройству планки язычка Кратценштайна был Варган (harp). Исследователь А. Мирек [8] считал голосувую планку аналогичной планке китайского Шена, однако исследователь Вороненко Н. [3] [4] Считает голосовую планку Киршника отдельным оригинальным изобретением. Естественно, ведь планка Киршника имеет технические признаки и варгана, и планки Шена, однако является самостоятельным изобретением.

Можно считать, что голосовая планка Киршника основана на публикации профессора Кристиана Готтлиба Кратценштейна из Копенгагена в 1780 году в Петербурге, однако является самостоятельным устройством.

В 1783 году Киршник представил музыкальному обществу Петербуга переносное клавишное музыкальное устройство, в котором он установил голосовые планки с упругими проскальзывающими металлическими язычками. Это новшество встретило большой интерес.

В том же 1783 году, Киршник стал членом совета директоров императорского придворного театра, где он также стал музыкальным мастером по ремонту музыкальных инструментов, а также он стал членом музыкального общества. [5]. Органа в театре не было, следовательно, ремонтным мастером он был для своего инструмента гармоники.

Обоснованно можно предположить, что музыкальные инструменты с планками Киршника, через некоторое время, были не только в императорском театре и его мастерской, но и в кирхе святой Анны, где он был органистом и мастером по ремонту.

В 1788 году он показал мастеру музыкальных инструментов Георгу Иосифу Фоглеру ( Georg Joseph Vogler ) свое новшество на концерте последнего в Санкт-Петербурге. В 1890 году аббат Фоглер решил их использовать для своего инструмента, позднее заинтересовать и других Европейских органостроителей.

Начиная с 1790 года Фоглер изменил многие органы, на которых он играл, добавив новые регистры со свободными язычками. Первый орган, который был изменен, был в Роттердаме в 1790 году, и за этим последовало до 30 известных доработок органов. [11] Вот некоторые из них [10].

в 1790 году Фоглер и Раквиц (С. Rackwitz), ученик и помастерье Киршника, отправились в Варшаву, чтобы встроить такой регистр в мобильный инструмент, оркестрион(Orchestrion).

В 1790 Фоглер давал концерты в Лондоне , в театре Пантеон , имел огромный успех. Ракквиц там же создал орган с голосовыми планками для концертного зала Пантеон, который включает в себя все инновации, которые он принес.

Затем они отправились в Роттердам, где он установили доработку органа, а затем во Франкфурт-на-Майне в монастырь кармелитов. В 1791 году они поехали в Копенгаген, затем Стокгольм(1794).

В 1804 в Праге Леопольд Зауэр (Leopold Sauer) включил в свой орган (Orchestrion) голосовые планки Киршника.

В Вене в 1807 Иоганн Мельцель (Johann Mälzel) после общения с Фоглером создал «Пангармоникон» («Panharmonikon»). И музыкальное устройство Трубач, с использованием голосовых планок.

Иоганн Мельцель в 1807 году с концертами посетил Париж, где общался с органым мастером Гренье (Gabriel Joseph Grenié). Гренье 1807 году начал строить свой орган на голосовых планках. При этом он стал изготавливать планки небольшой партией на два инструмента и запатентовал их в 1810 году. Это был первый патент на эти планки. Вероятно, он запатентовал только некоторые отличия от планок Киршника. Гренье стал изготовлять планки вероятно по тому, что у Фоглера закончились планки на продажу. Ведь в 1802 году умер Киршник. Торговые связи оборвались.

Однако это первое свидетельство, что в Европе изготовлялись планки. До этого планки изготовлялись в Петербурге или рядом, вероятно на Сестрорецком оружейном инструментальном заводе, где производились детали и для других музыкальных инструментов [7] [6]. В то время Сестрорецким оружейным инструментальным заводом руководил Бригман Григорий Петрович.

Второе свидетельство, что в Европе изготовлялись планки, это не ранее 1816 года, в Вене Антон Рейнлайн (Anton Reinlein). Антон Рейнлайн имел завод по выпуску часов и музыкальных автоматов, с воздушным дутьем, на которых можно было играть в ручную. В 1824 году получил привилегию (патент) на музыкальный инструмент типа фисгармоники «по китайскому методу» (Chinesische Art) [12], имелся ввиду китайский Шен. Однако язычок был приклепанный, как у Киршника, а не выстроганный, как у китайского Шена.

Фисгармоника [9, с. 13]

Рис. 2. Фисгармоника [9, с. 13]

В России в период с 1804 по 1808 производство планок переместилось с Сестрорецкого оружейного инструментального завода на Тульский оружейный завод [7]. В Туле в 1808 году братья Шкунаевы [2] [3], согласно устной традиции тульских оружейников, изготавливали из голосовых планок свистульки, как русские народные инструменты. Около 1820 года, согласно устной традиции семьи Воронцовых, тульский оружейник Тимофей Воронцов [1] начал выпускать на продажу малые гармони в четыре клавиши.

Можно сделать выводы , что особые качества инструментов на основе голосовых планок с проскальзывающими язычками изобретенными Киршником в Санкт Петербурге позволили этим инструментам довольно быстро распространиться не только в Росси, но и по всей Европе за каких то 30 лет. Способствовало этому массовое производство голосовых планок на территории России, на Сестрорецком оружейном инструментальном заводе.

Литература:

  1. Архив ГАТО Шифр: Ф. 404 Оп. 1 Д. 3 Листы: 402–403 (Воронцов Тимофей Пименов)
  2. Архив ГАТО Шифр: Ф. 404 Оп. 1 Д. 3 Листы: 86–87 (Шкунаев Андрей Алексеев)
  3. Белоусов А. В. Воронцов Тимофей Пименович // Тульский биографический словарь. Новые имена. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2003.
  4. Вороненко Н. А. Первая гармоника. Народник. М.: Музыка, № 1, 2005., с. 14–17
  5. Вороненко Н. А. Становление и развитие методики обучения игре на русских гармониках-1870–1930 гг.: диссертация к. п.н.: 13.00.02. — Москва, 2006.
  6. Мальцев С. Н. Об истории создания русской гармони [Электронный ресурс] // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2020. № 77. с. 93–100. URL: http://sciarticle. ru/number/01_2020. pdf (дата обращения: 19.09.2022).
  7. Мальцев С. Н. История голосовых планок в России начала XIX века [Электронный ресурс] // Электронный периодический научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2020. № 86. с. 107–111. URL: http://sciarticle. ru/number/10_2020. pdf (дата обращения: 19.09.2022).
  8. Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Сов. композитор, 1979.
  9. Мирек А. М. Справочник по гармоникам. М.: Музыка, 1968.
  10. Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Vogler, Georg Joseph». Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.
  11. Hipkins A. J., Schlesinger K. ed. (1911). «Harmonium». Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press.
  12. Anton Reinlein [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Anton_Reinlein
Основные термины (генерируются автоматически): планка, голосовая планка, инструмент, оружейный инструментальный завод, Европа, китайский Шен, Петербург, Копенгаген, музыкальное общество, музыкальный инструмент типа.


Ключевые слова

история, музыкальные инструменты, гармоника, голосовая планка

Похожие статьи

Современные ударные инструменты

В представленной статье прослежена история развития ударных инструментов, предложена классификация ударных инструментов, рассмотрены отличительные черты таких ударных инструментов, как ханг, глюкофон, рейнстик, мраморная машина.

Музыкальная наглядность как средство обучения студентов иностранному языку на начальных этапах

В данной статье рассматривается музыкальная наглядность как средство, при помощи которого в современном мире возможно преподавание и обучение иностранному языку.

Проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано

В статье рассматривается проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано. Отмечается, что интеллектуальное постижение стиля должно предшествовать его непосредственному звуковому воплощению на инструменте.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Современные принципы и концепции обучения игре на пианино в вузах

В статье обосновываются современные принципы обучения игре на пианино по китайским методикам. Анализируются недостатки в области практического обучения. Представлены концепции и методы оптимизации процесса обучения.

Похожие статьи

Современные ударные инструменты

В представленной статье прослежена история развития ударных инструментов, предложена классификация ударных инструментов, рассмотрены отличительные черты таких ударных инструментов, как ханг, глюкофон, рейнстик, мраморная машина.

Музыкальная наглядность как средство обучения студентов иностранному языку на начальных этапах

В данной статье рассматривается музыкальная наглядность как средство, при помощи которого в современном мире возможно преподавание и обучение иностранному языку.

Проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано

В статье рассматривается проблема развития стилевого мышления в классе фортепиано. Отмечается, что интеллектуальное постижение стиля должно предшествовать его непосредственному звуковому воплощению на инструменте.

Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...

Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста

Статья посвящена развитию музыкального ритма и его воздействию на здоровье человека. Целью статьи является анализ изучения музыкального ритма. В статье рассмотрены основные особенности музыкального ритма, приемы и способы его развития, влияние музыка...

Формирование и развитие качественного звука при игре на домре

Статья посвящена проблемам воспитания культуры звука на домре во взаимосвязи с развитием музыкального слуха и исполнительского мастерства домриста. В комплексе специальных способностей домриста выделяют наиболее важные по значению такие как, музыкаль...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Критерии отбора песенного материала для урока иностранного языка

В статье рассказывается об эффективности использования музыкальной наглядности на занятиях и приводятся критерии отбора песенного материала, которые могут быть использованы учителем на уроках иностранного языка.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Современные принципы и концепции обучения игре на пианино в вузах

В статье обосновываются современные принципы обучения игре на пианино по китайским методикам. Анализируются недостатки в области практического обучения. Представлены концепции и методы оптимизации процесса обучения.

Задать вопрос