Поправки в Конституцию Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 12.09.2022

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Скрябин, В. П. Поправки в Конституцию Российской Федерации / В. П. Скрябин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94848/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автором проведен сравнительный анализ конституционных поправок, вносимых в Основной закон государства с 1993 года по настоящее время. Выделены особенности внесения изменений Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Ключевые слова: Конституция РФ, публичная власть, Президент РФ, поправки, изменения.

Принятие конституционных поправок и внесение изменений в статью 65 Конституции РФ может быть осуществлено двумя способами. Первый способ предусматривает внесение поправок в случае изменения наименования субъекта РФ, а второй — в случае принятия или образования нового субъекта РФ.

Обновление, изменение наименования субъекта Российской Федерации осуществляется Указом Президента РФ «О включении новых наименований субъектов РФ в статью 65 Конституции РФ» в соответствии с ч.2 ст. 80 и ст. 137 Конституции РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ отмечается, что «изменения наименования субъекта РФ в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном порядке». [9]

Например, Указом Президента РФ от 27.03.2019 № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации», было внесено изменение наименования субъекта РФ с «Кемеровской области» на «Кемеровскую область — Кузбасс». Подобных изменений после принятия Конституции РФ 1993 года было еще пять. [8]

Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав субъектов Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию, образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ.

Процедура принятия и образования нового субъекта РФ, изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ регламентирована в федеральном конституционном законе от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее ФКЗ № 6) [7].

Согласно ч. 1 ст. 10 ФКЗ № 6 инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации (заинтересованные субъекты РФ), на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗК № 6 инициатором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части и заключении с ним международного договора является указанное иностранное государство.

Предложение об образовании или принятии нового субъекта РФ в состав России направляется Президенту РФ. Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации ФС РФ, Государственную Думу ФС РФ, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. После получения поддержки Президента России об образовании или принятии нового субъекта РФ назначается референдум.

Если по результатам референдума получено одобрение об образовании нового субъекта РФ на территории заинтересованных субъектов или по вступлению в Российскую Федерацию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта РФ, то официальные данные референдума представляются Президенту Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации вносит проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию или образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон принимается по правилам, установленным статьей 108 Конституции РФ, и считается принятым, если он одобрен не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации ФС РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы ФС РФ. В течение 14 дней подписывается Президентом РФ и подлежит обнародованию.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющей состав субъектов Российской Федерации, учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Внесение изменений законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ и законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

Указанные законы состоят из двух статей. Как правило, в первой статье каждого закона содержатся конкретные нормы права, которые подлежат включению в Конституцию РФ 1993 года в случае их принятия и одобрения.

В статьях под номером 2 в каждом указанном законе содержатся правовая норма, определяющая момент вступления в силу поправок, перечисленных в первых статьях законов. Также в Законе РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ указаны переходные положения, процедура упразднения государственного органа, поскольку данным законом был упразднен высший орган экономического правосудия — Высший Арбитражный Суд РФ.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 [2,3] были внесены изменения относительно увеличения срока пребывания на посту Президента РФ с четырех до шести лет, а также был увеличен срок до пяти лет, на который избираются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 [4] предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесённые к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 [5] был урегулирован вопрос относительно состава Совета Федерации и порядок его образования.

Процедура принятия поправок регулируется ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [7].

Субъектом, который предусмотрен в статье 134 Конституции РФ, выносилось предложение с проектом Закона РФ о внесении поправок в Конституции РФ в Государственную Думу РФ, где передавалось в специальный комитет по конституционному законодательству. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы внес предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ был одобрен Государственной Думой РФ 2/3 депутатами от общего числа депутатов, впоследствии направлен в Совет Федерации РФ, где был принят, так как за его одобрение проголосовало более трех четвертей от общего числа сенаторов.

После одобрения Закона обеими палатами российского парламента он подлежал опубликованию с точной формулировкой текста закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. После этого предложение о внесении конституционных поправок направлялось законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, которыми данные предложения одобрялись в количестве более двух третей субъектов Российской Федерации.

После установления результатов рассмотрения Совет Федерации ФС РФ в течение семи дней направил закон РФ о поправке к Конституции РФ Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписал и опубликовал его.

Законы РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,№ 7-ФКЗ, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ вступили в силу со дня их официального опубликования, если законами не устанавливались иные даты вступления их в силу.

Внесение изменений в Конституции РФ Законом РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

В соответствии со ст. 134 Конституции РФ предложение о внесение поправок в Конституцию РФ было внесено Президентом РФ.Была образована рабочая группа по подготовке поправок в Конституцию РФ.

Далее разработан проект закона РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», в котором был закреплен пакет предлагаемых поправок в основной закон государства [7].

Следующим этапом было принятие проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ Государственной Думой ФС РФ и одобрение Советом Федерации ФС РФ в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона.

11 марта 2020 года Государственная Дума ФС РФ приняла проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ не менее 2/3 голосами от общего количества депутатов, Совет Федерации ФС РФ 11 марта 2020 года одобрил его не менее ¾ голосов от общего числа членов.

12 марта 2020 года проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ был одобрен 2/3 органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

14 марта 2020 года Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был подписан Президентом РФ и обнародован. Настоящий закон вступил в силу частично, а именно только статья 3, так как для статей 1 и 2 предусмотрен особый порядок вступления их в силу.

Президент РФ направил запрос в Конституционный Суд РФ, который в течение семи дней был обязан дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений настоящего Закона. После получения положительного заключения статья 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ вступила в силу и Указом Президента РФ назначена дата общероссийского голосования и определен вопрос, который выносится на общероссийское голосование.

Со дня официального опубликования положительных результатов общероссийского голосования вступила в силу статья 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которая непосредственно содержит пакет поправок в Конституцию РФ.

Президент Российской Федерации впоследствии издал указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Сравнение:

Порядок принятия и внесения конституционных поправок в статью 65 Конституции РФ и Законом РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» имеет схожесть и различие. Для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ предусмотрено два способа.

Сама процедура по внесению изменений в статью 65 закреплена в ст. 137 Конституции РФ и регламентирована в ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (первый случай).

Процедура внесения изменений Законом РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в главы 3–8 закреплена в статье 136 Конституции РФ и в самом Законе РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г № 1-ФКЗ (второй случай).

В первом случае предложение вносились субъектами РФ или иностранным государством или его частью, а во втором — изменения в положения глав 3–8 Конституции РФ было внесено Президентом РФ.

Внесения изменений в статью 65 Конституцию РФ требует проведение голосования — референдума в заинтересованных субъектах РФ, на территории иностранного государства и его части, а только потом переходят к разработке проекта федерального конституционного закона. В конституционных поправках, которые вносятся Законом РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, требуется создание рабочей группы для разработки проекта, а впоследствии проводится голосование.

Далее мы наблюдаем схожесть, так как проекты конституционных поправок, как в первом, так и во втором случае принимаются в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов, закрепленном в статье 108 Конституции РФ.

Процедура внесения изменений в статью 65 Конституции РФ на этом заканчивается, и эти изменения учитываются при переиздании Конституции РФ со дня официального вступления их в силу.

Внесение поправок в Конституцию РФ Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ (третий случай), по сравнению с внесением изменений Законом РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» имеют также схожесть и различия.

Процедуры принятия поправок начинается со стадии законодательной инициативы, продолжается одобрением платами (Государственной Думой и Советом Федерации) Федерального Собрания РФ и одобрения законодательными (представительными) органами субъекта РФ.

Во втором и третьем случае законы о поправках к Конституции РФ прошли одинаковую процедуру. В начале субъектами, предусмотренными статьей 134 Конституции РФ, была внесена инициатива с проектом Закона. Далее Государственная Дума ФС РФ и Совет Федерации ФС РФ одобрили внесения поправок. Органы законодательной власти субъектов РФ в обоих случаях одобрили внесения поправок в Конституцию РФ. Совет Федерации ФС РФ на данной стадии Законы РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ в течение семи дней направлял их Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписывал и опубликовывал их.

Порядок внесения изменений в Конституцию РФ Законом РФ о поправке к Конституции от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» на этом еще не заканчивается, так как со дня официального опубликования вступает в силу только 3 статья данного Закона, а для вступления в силу статей 1 и 2 Конституции предусмотрен особый порядок вступления в силу, так как сказать «удлиненный» или «усложненный».

Для вступления в силу статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ Президент РФ направляет запрос в Конституционный Суд РФ, который в течение семи дней обязан дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона. После получения положительного заключения статья 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ вступила в силу и Указом Президента РФ была назначена дата общероссийского голосования и определена формулировка вопроса, которая выносилась на общероссийское голосование.

Со дня официального опубликования положительных результатов общероссийского голосования вступила в силу статья 1 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которая содержит пакет поправок в Конституцию РФ, требующие отражение в Основном законе государства.

И только с этого момента Президент Российской Федерации издал указ об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Следовательно, процедура принятия во втором случае более длительная, сложная по своему проведению, и это, скорее всего, связано с тем, что Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» вносятся изменения в конституционные положений, нормы, которые определяют и регулируют наиболее значимые сферы и границы общества.

Именно из-за значимости данных поправок возникла потребность в том, чтобы Конституционный Суд РФ проверил их соответствии неизменяемым главам 1,2, 9 Конституции РФ, и процедуру наиболее демократичного их принятия, одобрения — общероссийского голосования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83180/
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_83181/
  4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165801/
  6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_346019/
  7. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34452/
  8. Указ Президента РФ от 27.03.2019 № 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321096/
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8550/.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, РФ, Российская Федерация, поправка, публичная власть, совершенствование регулирования, Президент РФ, общероссийское голосование, внесение изменений, внесение поправок.


Похожие статьи

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок

В рамках данной статьи проведен анализ порядка пересмотра Конституции РФ и предлагаемых конституционных правок.

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией

В статье рассмотрены аспекты особенности правового регулирования института референдума, раскрыто понятие данного института, представлены нормативно-правовые акты, регулирующие референдумный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделено зако...

Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

В статье рассматриваются основные изменения, которые планируются в новой редакции Конституции РФ, а также перспективы их внесения. Анализируется отношение населения к предстоящим поправкам.

Конституционное собрание РФ: проекты Федерального конституционного закона

В статье автор пытается отразить ключевые особенности всех существующих проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры

В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...

Похожие статьи

Конституционная реформа о месте правительства РФ в системе исполнительных органов государственной власти

Конституционная реформа оказала значительное влияние на становление отечественной государственности. В настоящей статье раскрываются основные моменты проведенной в 2020 году конституционной реформы в части, касающейся деятельности Правительства РФ. В...

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок

В рамках данной статьи проведен анализ порядка пересмотра Конституции РФ и предлагаемых конституционных правок.

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Реализация российскими гражданами конституционных прав участия в референдумах, проводимых Российской Федерацией

В статье рассмотрены аспекты особенности правового регулирования института референдума, раскрыто понятие данного института, представлены нормативно-правовые акты, регулирующие референдумный процесс в Российской Федерации. Особое внимание уделено зако...

Перспективы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

В статье рассматриваются основные изменения, которые планируются в новой редакции Конституции РФ, а также перспективы их внесения. Анализируется отношение населения к предстоящим поправкам.

Конституционное собрание РФ: проекты Федерального конституционного закона

В статье автор пытается отразить ключевые особенности всех существующих проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами прокуратуры

В настоящей статье рассмотрены проблемы деятельности органов прокуратуры по охране и соблюдении Конституции РФ и федеральных законов, предложены пути их решения. В частности, вынесены предложения: при обновлении Федерального закона от 17.01.1992 N 22...

Задать вопрос