Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (43) август 2012 г.

Статья просмотрена: 1784 раза

Библиографическое описание:

Абзалова С. С. Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 286-287. — URL https://moluch.ru/archive/43/5279/ (дата обращения: 12.12.2018).

Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно- исторических достижений своего народа.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей села и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают стенгазеты, пишут творческие работы (сочинения, стихи, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?» «О чем рассказали мне родники родного края?» «Легенды родного края о реках и родниках», готовят проекты по экологическому оздоровлению села. По итогам этой большой исследовательской и творческой работы провожу научно-практическую конференцию учащихся «Живи, мое село, живи!» совместно с учителем биологии, руководителем школьного музея. На это мероприятие приглашаются старожилы, знающие об истории села, о его достопримечательных местах, представители местного самоуправления, ЖКХ, отвечающие за экологическое благополучие населенного пункта.

Дети получают огромное удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад в дело оздоровления экологии родного края.

При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе провожу конкурсы поисково-исследовательских работ « Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке-встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Они увлеченно рассказывают о своих односельчанах, об их отношении к жизни, людям, труду. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.

Работу над темой « Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Роль денег в жизни человека». На этот урок приглашаю старожилов, известных в селе меценатов и спонсоров, земляков, которым помогли благотворители, нумизматов, руководителя школьного музея. От этой встречи учащиеся получают настоящий урок жизни, урок доброты, душевной щедрости. Ведь значительная часть современной молодежи, еще не имея устоявшихся духовных ценностей, больше, чем другие слои населения, ориентирована на «легкие деньги». Поэтому очень важно, чтобы подростки знали цену заработанного своим трудом рубля, возможности для их разумного, гуманного вложения, знали о конкретных примерах благотворительности и милосердия.

Изучение тем «Семья» (8 класс), «Семья и брак» (11 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др. Итог этой исследовательской работы подводим на научно-практической конференции «Семья - начало всех начал», на которой ученики знакомят товарищей со своими интересными работами, проникаются чувством гордости за свою семью, желанием в будущем быть хорошим семьянином и продолжать лучшие семейные традиции.

Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности» (8 класс), »Религия», (9 класс), «Межнациональные отношения» (11 класс), на которые приглашаю земляков-представителей разных национальностей, живущих в селе. Ребята на деле убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества. Незабываемыми событиями в жизни учащихся стали вечера встреч «Я тоскую по тебе, Узбекистан», «Страна восходящего солнца» (о Японии), «Я видел мир, большой и прекрасный».

Краеведение и музейная педагогика представляют благодатный материал при изучении тем: «Религия», «Духовная культура» в 9 классе. Я практикую экскурсии и походы с учащимися в духовные заведения родного края, встречи с представителями различных религиозных конфессий, поисково-исследовательскую деятельность учащихся, посвященную истории культовых заведений края . Во время изучения тем: «Культура», «Искусство» организую встречи с народными умельцами села, вместе с учащимися создаем в школьном музее экспозицию «Творчество золотых рук моих земляков».

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, школьный музей, духовная культура, итог этой, класс, урок обществознания, современная школа, решение этой, моя семья, высокая нравственность.


Похожие статьи

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания...

родной край, духовная культура, школьный музей, итог этой, класс, урок обществознания, современная школа, моя семья, высокая нравственность, решение этой.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

В этот период закладываются основы личностной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, начальная школа, родной город

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края».

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Это общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, родной край, учащийся, сказка, народная

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания.

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников...

Уроки истории и обществознания дают возможность осмысления информации из разнообразных

- Любовь к Родине (своей стране, народу, родному краю).

Важно это осознание не утратить, а дать ему окрепнуть и утвердиться через волевые и нравственные...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в

Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и

В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире...

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках...

Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного

При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Библиографическое описание: Быков А. С., Абрамова Е. Е. Проект «Родной свой край люби и

Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания...

родной край, духовная культура, школьный музей, итог этой, класс, урок обществознания, современная школа, моя семья, высокая нравственность, решение этой.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

В этот период закладываются основы личностной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, начальная школа, родной город

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края».

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Это общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, родной край, учащийся, сказка, народная

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания.

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников...

Уроки истории и обществознания дают возможность осмысления информации из разнообразных

- Любовь к Родине (своей стране, народу, родному краю).

Важно это осознание не утратить, а дать ему окрепнуть и утвердиться через волевые и нравственные...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в

Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и

В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире...

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках...

Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного

При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Библиографическое описание: Быков А. С., Абрамова Е. Е. Проект «Родной свой край люби и

Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Задать вопрос