Библиографическое описание:

Токарев А. А., Иванова В. В., Сидорова А. В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 376-377.

Начальный этап формирования личности – это дошкольное образование, ценностная ориентация ребёнка в окружающем мире. Именно в этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основой экологического воспитания у ребёнка является осознанно-правильное отношение к природным явлениям, которые окружают его с дошкольного детства. Правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, знаний, роста, жизни отдельных существ. В процессе общения ребёнка с природой, знания помогают ему понимать, конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений, дают возможность адекватно реагировать, дать правильную оценку. Осознанность проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию, либо понять, что пытаются объяснить им взрослые, зная потребности живого существа, могут выполнить определённые трудовые действия, направленные на улучшение и сохранение жизни растений и животных.

Процесс обучения правильному отношению ребёнка к природе, сопровождается отдельными формами его поведения, которые могут служить оценкой уровня его экологической воспитанности. Это проведение опытов, самостоятельные наблюдения, желание рассказать о впечатлениях и переживаниях, воплощать в различной деятельности (ухаживать за растениями и животными, воспроизводить в игре).

Природа хрупка и ранима, водоёмы становятся безжизненными, почвы теряют плодородие, выпадают кислотные дожди-это сигнал, который призывает нас бережно относится к окружающему миру. В связи с этим тема экологического воспитания у детей-дошкольников актуальна как никогда.

С дошкольного возраста следует начинать работу по формированию экологической культуры, когда закладываются основы познания окружающей действительности. В этот период времени необходимо использовать правильное отношение детей к природе, которые воспринимаются не только как экологические знания, но и деятельность с их учётом. Активная позиция детей – степень экологической воспитанности подрастающего поколения.

В настоящее время наблюдается отрасль науки изучающая систему "человек-природа", на основе биологии человека, социологии, географии, медицины, философии и других наук. Т.И. Алексеева отмечает, что в пределах экологического подхода все сферы изучения человека зависят прежде всего от взаимодействия человека со средой.

Перед учёными стоит задача осуществления эколого-вале логического образования, начиная с дошкольного детства, содержания и методических подходов.

С момента прихода детей в ясельную и вторую младшую группу, можно начинать их экологическое воспитание в дошкольном учреждении. Самым главным обстоятельством, которое обеспечивает успех работы – это понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

- доброжелательное отношение, понимание настроения детей, вызванного в первую очередь отрывом от семьи;

- повторения одного и того же, выразительная речь;

- переключение внимания детей с одного предмета на другой;

- образец для подражания, созданный воспитателем в своём поведении;

- похвалы в адрес малышей (поглаживание по голове, словесная оценка).

Практическое занятие по экологии для детей дошкольного возраста:

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Обследовать овощи, познакомить с репой и морковкой. Умение слышать воспитателя, умение повторить определения предметов.

МАТЕРИАЛ. Кукла Дед, два подноса, тарелка и нож, корзинка с репой и морковью (на каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ВЕДУЩИЙ. Дети, садитесь поудобнее, к нам сейчас придёт гость. Вносит Деда (куклу) с корзинкой.

Дед. Здравствуйте мои дорогие дети! Здравствуйте мои золотые! Здравствуйте, Маша, Алёша, Наташа!

Подходит к детям, здоровается с некоторыми за руку, других гладит по голове, третьих-по плечу. Всем даёт возможность привыкнуть к нему.

Ведущий .Здравствуйте дедушка! Это у тебя выросла репка большая-пребольшая?

Дед. Да, я пришёл к вам, чтобы показать то, что я вырастил на своём огороде в деревне.

Ведущий .Дедушка, да ты к нам пришёл с подарками!

Дед. Вот что я принёс. Кто знает что это? (достаёт из корзины репку и показывает её).

Ведущий. Да, это репка. Дети скажем все вместе-репка. Репка выросла в огороде.

Дед. Репка не очень большая, её можно подержать в руках.

Ведущий. Дети, возьмите каждый себе по репке. Посмотрите на репку и скажите: какого она цвета? (жёлтая.) Потрогайте и скажите :какой она формы?(круглая.)Покажите, что она круглая.(дети в воздухе руками показывают круг.)

Дед. Серёжа, какая репка? (жёлтая, круглая.)

Ведущий. Пощупайте, погладьте репку и скажите: гладкая ли репка? Нажмите на неё пальцем: твёрдая или мягкая?

Дед. Да, репка твёрдая и гладкая.

Ведущий. Давайте все репки сложим на этот поднос. Дедушка, а ведь у тебя в корзине ещё что-то есть. Покажи нам это, пожалуйста!

Дед. Кто может сказать, что это? (Показывает морковь.) Что это, Саша? А как думает Оля?

Ведущий. А где же выросла морковь? Кто знает? (На огороде? В деревне?) Какого цвета морковь? (Красная.) Какой она формы-такая же круглая, как репа, или нет?

Дед. Ребята, положите морковь на этот поднос. Я хочу с вами поиграть. Вот на этом подносе что лежит? (Морковь.) А на этом? (Репка) Мы сейчас вместе с вами пойдём гулять по группе. По моему сигналу вы будите находить либо репку, либо морковку. Раз, два, три – скорей репку найди. (Находят.)

Ведущий. Правильно! Это репа. Она круглая, жёлтая.

Дед. Раз, два, три-к морковки беги. (Бегут и находят морковь.)

Ведущий. Молодцы, все узнали морковку. Она длинная, красная. (Игра повторяется два-три раза.) Дети, а сейчас я приглашаю вас в кафе. Присаживайтесь на стульчики. Скажите, что принёс нам Дедушка? Правильно, он принёс морковь и репку. Сейчас я их порежу и угощу вас. Репа тоже твёрдая, как морковь, режется с трудом.

Дед. Угощайтесь, дети, моим урожаем.

Ведущий. Ребята, давайте скажем Дедушке большое спасибо за подарки. Приходите ещё к нам в гости. До свидания.

Дед. До свидания. (Уходит.)

Ведущий. Давайте морковкой с огорода угостим нашу птичку. Морковка полезна и детям, и птицам. В ней много витаминов. (ДЕТИ ВМЕСТЕ С ВЕДУЩИМ ТРУТ НА ТЁРКЕ МОРКОВЬ ДЛЯ ПОПУГАЯ И УГОЩАЮТ ЕГО).


Литература:

  1. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий – по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс»,2010. – 128 с

  2. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

  3. Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.

  4. Кравченко Н.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие. Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Экологическое воспитание, Экологическое воспитание, Экологическое воспитание дошкольников, Экологическое воспитание дошкольников, отношение детей, отношение детей, Похожая статья, Похожая статья, дошкольного детства, дошкольного детства, экологического воспитания, экологического воспитания, экологической воспитанности, экологической воспитанности, Ведущий .Дедушка, Ведущий .Дедушка, корзины репку, корзины репку, Правильное отношение детей, Правильное отношение детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос