В статье автор рассматривает функциональность слов категории состояния как средств художественной выразительности языка.
Ключевые слова: категория состояния, средства выразительности, повторы, тавтологические сближения.
Языковая выразительность является неким свойством сказанного или написанного автором высказывания для привлечения читательского внимания. Основная функция языковой выразительности заключается в том, что она должна произвести на читателя или слушателя неизгладимое впечатление. Основу языковой выразительности составляют такие показатели, как своеобразие, необычность, отступление от привычного и обыденного.
Средства языковой выразительности бывают разнообразными. Главное место среди них отводят так называемым средствам художественной изобразительности (художественно-изобразительным средствам: звукописи, метафоре, олицетворению, гиперболе и т. д.), которые нацелены на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Между тем следует заметить, что выразительность текста достигается не только путем использования специальных художественно-изобразительных средств. Богатым ресурсом выразительности выступает лексика и фразеология языка, его грамматический строй и фонетические особенности. Выразительные языковые средства есть на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом и фразеологическом, морфологическом и синтаксическом.
Рассматривая функциональные особенности слов категории состояния, мы можем с уверенностью сказать, что они выступают как элементы художественно композиционной структуры литературного текста. Слова категории состояния обнаруживают свойственные и другим частям речи взаимные связи; как следствие, образуются повторы, различные синонимические и тавтологические сближения, ассоциативные ряды, играющие важную роль при построении литературного текста.
Повторы. Повтор слов категории состояния помогает привлечь мысль и внимание слушающего или читающего к данному состоянию человека или природы. В результате повтора слова категории состояния приобретают усиленное значение состояния.
Многие грамматисты рассматривали подобное повторение слов и приходили к неоднозначным выводам. C точки зрения Ф. И. Буслаева, такие сочетаниях слов повторения служат «для выразительности» [Буслаев 1881: 105]. А по мнению А. Б. Шапиро: « Случаи объединения одинаковых слов в сложное целое с целью усиления значения внешне близки к случаям повторения…» [Шапиро 1951: 122].
В литературных произведениях можно встретить повторы слов категорий состояния с различной семантикой. Например, описание психического состояния главного героя: «На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка, так жалко , что и сказать нельзя» (Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»). «И мать от этого свалилась; стыдно , стыдно в такой беде думать о себе» (П. Проскурин «Судьба»). Или же, например, физическое состояние главного героя: «Вначале, весною и летом, было трудно , очень трудно » (Б. Пастернак «Доктор Живаго»).
Встречаются примеры повторов слов категорий состояния и наречий со значением окружающей обстановки. Например, «Ей было хорошо , и она была рада, что не поехала никуда и так хорошо провела этот вечер»
(Л. Н. Толстой «Анна Каренина»). «Управлять велосипедом при такой скорости, конечно, мудрено ; но этого и не надо; мудрено было бы положиться на законы механики» (Я. Перельман «Занимательная физика»). «Да, сэр, это худо , и не просто худо , это настоящее варварство и бессердечие, и потому еще худо , что это самый неверный способ управления и ведения ваших дел» (Д. Дефо «История полковника Джека»).
Образовывать повторы могут слова категории состояния, которые обозначают состояние временных отношений. Например, «Тогда она сказала, что пора уже спать, пора отправляться в свою комнату» (Н. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»). «Внизу, под величественными сводами зелени, не было слышно ни шороха, ни писка, но где-то высоко у нас над головой было слышно непрестанное движение» (Артур Конан Дойль «Затерянный мир»).
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: повторы слов категорий состояния приводят к усилению значения лексем слов категорий состояния, а также способствуют большей выразительности текста.
Эмоционально - экспрессивные средства усиления значения слов категории состояния.
Слова категории состояния, образованные при помощи коннотативных суффиксов, выступают самыми яркими эмоционально-экспрессивными средствами усиления значения слов, в то же самое время, обозначая меру состояния или оценки. Слова категории состояния с суффиксами меры можно охарактеризовать как слова, имеющие яркую стилистическую окраску и узкую сферу употребления.
К таким суффиксам относят следующие: -еньк-, -ошеньк-, -ешеньк- . Такие суффиксы встречаются главным образом в словах категории состояния, которые выражают психическое или физическое состояние главного героя. Например, «Там было: «родимая, берёзонька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла» (Л. Н. Толстой «Война и мир»)
Эти же суффиксы можно встретить и в словах категориях состояния, которые обозначают состояние пространства или временных отношений, а также состояние человека. Например, «Тревожно взглянул он на часы; было поздненько ; и минут десять, как тот ушел…» (Ф. М. Достоевский «Бесы»)
Психические состояния человека можно передать при помощи таких лексем, как: грустно, весело, стыдно, горько, любо, хорошо, а физическое — такими лексемами, как: тяжело, трудно, тошно, которые употребляются с суффиксами: -ехоньк, -ешеньк, -ешеньк, -охонък. Например, «Первое время мне приходилось довольно-таки тяжеленько , а теперь ничего, обтерпелся». (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Хлеб»).
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: суффиксы в составе слов категорий состояния играют одну из важнейших ролей, так как являются источниками эмоционально-экспрессивной выразительности усиления значения слов категории состояния.
Синонимические сближения слов категории состояния. Влитературных произведениях различных писателей можно встретить как синонимические сочетания, так и тавтологические обороты.
По словам Е. П. Евгеньевой употребление подобных сочетаний помогает достичь автору уточнения, усиления значения, показа различных оттенков и степеней значения того или иного слова категории состояния [Евгеньева 1950: 283].
Н. М. Горошкова утверждала, что «особенностью парных синонимических сочетаний является их слитность и спаянность, а их смысл заключается в стилистическом художественном уточнении, которое основано на выделении одного общего для обоих компонентов значения» [Горошкова 1966: 57].
Для описания состояния окружающей среды и природы нам встретились следующие синонимические сочетания слов категорий состояния: 1. «В городе было все тихо-мирно » (Л. Н. Толстой «Война и мир»). 2. «Всё было пусто-запусто над рекою» (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»).
Для описания психического состояния главного героя нам встретилось следующее синонимическое сочетание слов категорий состояния: «Ох, как он хитро-мудро выбрал момент!» (Ю. Семенов «Пароль не нужен»).
Для описания физического состояния главного героя нам встретились следующие синонимические сочетания слов категорий состояния: «Сердце стучало так, что даже стало больно — не мочно» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»). « И от этих мыслей ему становилось тошно-тошненько» (Л. Макмуртри «Одинокий голубь»).
Для описания состояния временных отношений нам встретились следующие слова категории состояния: 1) « Была ведь осень, и темнело рано-ранешенько» (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»). 2) « Ночь была необыкновенно тиха, было уже поздно» (И. А. Бунин «Темные аллеи »).
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: слова категории состояния, которые обозначают психическое и физическое состояние главного героя образуют синонимические ряды. Они в основном выражают отрицательные эмоции и служат для того, чтобы усилить впечатления о главном герое.
Тавтологические сближения слов категории состояния. Как уже было отмечено ранее, помимо синонимических сочетаний, в литературных произведениях отечественных и зарубежных авторов встречаются тавтологические обороты. Стоит также отметить, что в отличие от синонимических сочетаний, которые являются словами — категориями состояния, разнокоренными словами, тавтологические сближения слов категорий состояния являются однокоренными.
По мнению А. П. Евгеньевой, « Глубокое различие между синонимией и тавтологией состоит в том, что основой синонимии являются лексические отношения, а в тавтологии чрезвычайное значение имеют отношения синтаксические, определяющие семантику тавтологических сочетаний» [Евгеньева 1950: 100].
Тавтологические сближения, так же, как и синонимические сочетания, авторы литературных произведений используют для усиления значения. Мы встретили такие тавтологические сближения, как: давным-давно, темным-темно, полным-полно, черным-черно. Все вышеперечисленные тавтологические сближения используются авторами произведений, чтобы усилить значение состояния, которое описывает состояние обстановки и окружающей действительности. Например, «Народу на улице было полным-полно» (Л. Н. Толстой «Семейное счастье»).«На улице стемнело, а за горизонтом так и вовсе было черным-черно» (Д. Н. Мамин-Сибиряк «В горах»). «Когда матушка выключила лампу, в комнате стало темным-темно» (Л. Н. Толстой «Семейное счастье»).
Таким образом, писатели используют множество слов категории состояния в своих произведениях, ведь они выполняют функцию средств художественной изобразительности: передают тончайшие оттенки эмоционально психических состояний субъекта, дают эмоционально экспрессивную характеристику состояния окружающей среды.
Литература:
- Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 623 с.
- Горошкова Н. М. Синтаксис простого предложения в языке русского фольклора (на материале причитаний И. А. Федосовой, собранных Е. В. Барсовым): Дис.... канд. филол. наук. Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: 1967. — 430 с.
- Евгеньева А. П. Очерки по языку русской устной поэзии: В записях XVII — XX вв. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 348 с.
- Шапиро А. Б. Есть ли в русском языке категория состояния как часть речи // Вопросы языкознания. — 1995. –№ 2. — С. 42–55.