Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 02.08.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Элементы квест-технологии в вокальном и творческом развитии детей с ОВЗ / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94270/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается реализация инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях, включает элементы сценария музыкальной квест-игры, направленной на формирование у детей с ОВЗ певческих навыков.

Ключевые слова: вокальная дикция, дыхательная гимнастика, квест-технология, музыкальная деятельность, певческие навыки, распевки, ритмодекламация.

При реализации инновационной методики вокального и творческого развития детей с ОВЗ музыкальным руководителем должны быть представлены следующие задачи:

— Закрепить навык правильного и естественного звукоизвлечения.

— Закрепить умение правильно брать дыхание и распределять его при пении.

— Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.

— Способствовать развитию творческих способностей детей, музыкально-ритмическому, тембровому слуху.

— Развивать певческие способности детей

— Развивать мелодический слух, учить детей петь негромко, без напряжения, напевно

— Воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

— Воспитывать активность, доброжелательное отношение друг к другу.

— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Квест-технология — это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников, которая способствует формированию и закреплению определенных навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Это игровая технология, которое имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, имеет ведущего-наставника и четкие правила.

Методическая разработка с элементами квест-игры удачно способствует закреплению у детей своих певческих умений и навыков посредством вовлечения в волшебный сказочный сюжет. Представляем вам примерный сценарий музыкального мероприятия, основанного на квест-технологии.

Звучит осенняя музыка, дети заходят в зал и становятся полукругом. Музыкальный руководитель здоровается с воспитанниками:

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие!

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают

Осенний волшебный и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает!

Под музыку дети «идут по дорожке». Дети подходят к нотному стану с чёрными нотками.

Музыкальный руководитель. Мы с вами попали в волшебный музыкальный лес, но для того, чтобы он зазвучал красивыми мелодиями, необходимо спеть осеннюю песенку. Посмотрите, все нотки на месте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Музыкальный руководитель. Точно, наверное, осенний ветер унес некоторые нотки, без них нам не спеть песенку! Давайте их найдем.

Дети ищут нотки и находят их на дереве, прикрепленные к разноцветным листикам.

Музыкальный руководитель. Листики просто так не достать, давайте хорошенько подуем на них, может быть, они упадут!

Дети выполняют упражнение на развитие дыхания по методу Б.Толкачева «Ветер» вместе с педагогом.

На выдохе дети тянут звук «у», делая круговые движения руками.

Ветер воет: «У-у-у.»..

Очень скучно одному — у-у

Песню я пою-у-у,

И деревья шу-у-у.

В результате, листочки с нотками «падают», дети собирают их. На обороте каждого листочка находится задание.

Музыкальный руководитель. Не так-то всё и просто. Для того чтобы нотка вновь смогла попасть на своё место, нам нужно выполнить задание. Давайте скорее собирать нашу песенку.

Задание для нотки № 1.

Музыкальный руководитель. А чтобы наша песенка красиво зазвучала, первая нотка предлагает нам распеться.

Дети с педагогом поют распевку «Осенние листики» и попевку «Тучка» М. Картушиной.

Распевка «Осенние листики» М. Картушиной.

Дети поют в ближайших тональностях в пределах диапазона детского голоса.

Падают листики

На земле лежат.

Попевка «Тучка» М. Картушиной.

Дети поют в ближайших тональностях в пределах диапазона детского голоса и хлопают в ладоши, исполняя ритмический рисунок попевки.

Кап-кап-кап! Тучка!

Кап-кап-кап, плакучка

День и ночь плачет,

Дождик вниз скачет.

Музыкальный руководитель. Мы хорошо распелись, и теперь нотка попадёт на свое место.

Задание для нотки № 2.

Музыкальный руководитель. Ребята, вторая нотка предлагает нам музыкальную загадку. Сейчас будет звучать мелодия, а вы угадаете её название.

Звучит вступление к песне «Осень наступила» С. Насауленко. Затем дети отгадывают название песни.

Задание для нотки № 3.

Музыкальный руководитель. Мы справились с заданием, и нотка на своем месте. Третья нотка предлагает повторить знакомые нам гласные и согласные звуки.

Дети выполняет с педагогом упражнения на активизацию звуков

Гласные звуки

«А» — широко развести руки в стороны

«О» — держим шар на животе

«Ы» — потянулись: одна рука вверх, другая вниз

Согласные звуки

«Б» — энергично сжимаем кулак правой руки

«П» — сжимаем кулак левой руки

«Ф» — двигаем тяжелый предмет

«В» — задвигаем тяжелый предмет (коротко)

«Ш» — движение раскрытых ладоней вниз — кладем на раскаленную сковороду кусок мяса

«Ж» — движение ладоней вверх — взлетел жук

Задание для нотки № 4.

Музыкальный руководитель. Наша песенка почти собрана, осталось справиться с заданием последней нотки. Нам необходимо вспомнить слова песни «Осень наступила».

Дети, выполняя музыкально-ритмические движения, проговаривают слова песни.

Ритмодекламация песенки «Осень наступила».

1. Осень, осень наступила,

Листья осыпаются.

Солнца нет, и потемнело,

Дождик начинается.

Припев:

Кап-кап на дорожки,

Кап-кап на ладошки.

Дождик землю поливай,

С нами поиграй.

2. Паучки, жучки и мошки

Прячутся, скрываются,

И в далекую дорогу

Птички собираются.

Припев.

Музыкальный руководитель. Последнее задание выполнено, давайте прикрепим нашу нотку.

Педагог прикрепляет на нотный стан нотку и на доске все ноты превращается в песенку.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, наши нотки оказались на своих местах и стали красивыми разноцветными, как осенние листики на деревьях. Теперь мы можем исполнить песенку, чтобы лес наполнился волшебной мелодией.

Дети исполняют песню «Осень наступила» С. Насауленко.

После исполнения песни звучит волшебная мелодия, и заходит Осень с корзинкой фруктов.

Осень. Здравствуйте, мои друзья!

Знайте, Осень — это я.

Всё кругом я нарядила,

Тёмный лес озолотила.

Есть в корзиночке моей -

Угощенье для детей!

Услышав вашу волшебную песенку, я захотела подарить вам осенние дары!

Осень провожает детей в группу.

Результатами подобной проведенной работы являются улучшения развития артикуляции и музыкальных способностей у детей с ОВЗ в связи с проведением певческой деятельности на музыкальных занятиях, приобретение опыта воспроизведения разных песен, правильного пропевания гласных и окончаний в словах, при частичной помощи педагога осуществляется развитие навыков чистого интонирования и совершенствование дикции.

Дыхательные упражнения, используемые на музыкальных занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.

Данная методическая разработка рекомендуется для детей с ОВЗ старшего возраста.

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Морозова, Е. В. Методические рекомендации «Квест как педагогическая технология, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, ребенок, нотка, задание, осень, волшебная мелодия, детский голос, инновационная методика, методическая разработка, музыкальная деятельность.


Похожие статьи

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Похожие статьи

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Развитие творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях, праздниках

Статья обозначает проблемы, посвященные развитию творческих способностей детей через театрализацию на музыкальных занятиях и праздниках. Автор рассматривает на практике эффективное влияние игр-драматизаций, музыкальных импровизаций на творческие навы...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Наглядно-дидактическое пособие «Живая музыка» и его применение в музыкальном воспитании слабовидящих детей

Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на д...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает возможности театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников. Описана творческая деятельность педагога и ребенка, связанная с созданием образов, отношений, действий, где используются различные выразительные средства: мимик...

Роль дидактических игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значение дидактических игр в развитии активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, интонационной культуры, связной речи старших дошкольников. Приводится опыт и результаты применения словесных, настольно-печатны...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Задать вопрос