Литература русскоязычных авторов о Дальнем Востоке как источник изучения этнических особенностей коренных народов региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ратникова, П. Р. Литература русскоязычных авторов о Дальнем Востоке как источник изучения этнических особенностей коренных народов региона / П. Р. Ратникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94180/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье изучается необходимость знакомства специалистов связи с этническими особенностями коренных народов региона. Это актуально для каждого региона, в том числе дальневосточного.

Ключевые слова: русскоязычные писатели Дальнего Востока, Владимир Клавдивеич Арсеньев, Григорий Анисимович Федосеев, Николай Павлович Задорнов, специалисты связи.

Одним из инструментов познания этнических особенностей народов Дальнего Востока и межкультурных взаимодействий является художественная литература.

В статье рассматриваются этнические особенности дальневосточных этносов, отражённые в художественных произведениях русскоязычных писателей, работавших и проживавших в регионе и обращавшихся к дальневосточной тематике. Целью исследования является изучение характерных особенностей и уникальности коренных народов Дальнего Востока для улучшения этнокультурных взаимодействий.

Для демонстрации выбраны наиболее известные русскоязычные писатели, которые обращались к теме Дальнего Востока: Владимир Клавдивеич Арсеньев, Григорий Анисимович Федосеев, Николай Павлович Задорнов [1].

Владимир Клавдевич Арсеньев один из самых ярких исследователей Дальнего востока. Кроме того, он является одним из самых талантливых писателей, повествующих о первых этапах промышленного освоения дальневосточных земель. Владимир Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Петербурге. Владимир Клавдиевич Арсеньев за свою военную, трудовую, писательскую и исследовательскую деятельность создал ряд романов, повествующих об этнографических особенностях народов и племен дальнего востока, которые. В данной работе рассматривается его известнейшая робинзонада «Дерсу Узала», которая, кстати, экранизирована советскими и японскими кинематографистами [2].

Николай Павлович Задорнов является ещё одним из ярких представителей литературной профессии о Дальнем Востоке. В отличие от Арсеньева и Федосеева он не был очевидцем некоторых событий освоения региона, но общаясь с нанайским и русским этносами, создал великолепную трилогию «Амур-батюшка», которая включает 2 книги с одноимённым названием «Золотая лихорадка». Николай Задорнов родился в Пензе 22 ноября (по новому стилю – 5 декабря) 1909 года.

Григорий Анисимович Федосеев, «заразивший» своими книгами многих геодезистов, является, пожалуй, самым ярким автором, описывающий Дальний Восток в послевоенный период. Федосеев, будучи одним из первопроходцев-геодезистов, был участником составления картографического материала на «белые пята» дальневосточной территории. Помимо приключенческих описаний своих путешествий в его литературных трудах большое место занимает освещение этнических традиций коренных народов. Как и у Арсеньева, его лучшим другом был проводник-эвенк Улукиткан. Родился в 1899 году в станице Кардоникской Ставропольского края. Одним из ярких произведений является повесть «Злой дух Ямбуя», которая была экранизирована на киностудии им. Горького и получила премию Джека Лондона (лучшие фильмы о севере) во Франции.

Итак, авторами рассмотрены три произведения повесть «Дерсу Узала» (В.К.Арсеньев), роман-эпопея «Амур-батюшка» (Н.П.Задорнов), повесть «Злой дух Ямбуя» (Гр.А.Федосеев), два из которых экранизированы.

Все рассматриваемые в работе авторы индивидуальны в описании событий, раскрытии характера героев, стилистике. Задорнов склонен к эстетической стороне литературного искусства и историзму, Федосеев – к приключенческой стороне, но в то же время и воспитательному аспекту, Арсеньев – к познавательным аспектам в большей степени.

«Дерсу Узала» - повесть Владимира Клавдиевича Арсеньева, основанная на событиях исследовательской экспедиции по Уссурийскому краю 1907-1908 годов. Жанр – приключения, робинзонада. Главными действующими лицами выступает сам автор и его проводник, нанаец Дерсу Узала. Книга вышла в издательстве «РуДа».

Повесть «Дерсу Узала» включена в перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». В книге читатель найдёт картины из природы Уссурийского края и жизни населяющих её людей: русских, китайцев, корейцев, удэгейцев и др. Особое место занимает история взаимоотношений писателя с проводником гольдом (нанайцем) Дерсу Узала, ставшего ему другом. Если анализировать повесть, то в ней обнаруживаются такие этнические особенности быта различных народов, как: способы охоты и рыбной ловли, постройка жилищ, специфика верований нанайцев, орочей, удэгейцев (т.е. анимизм и шаманизм), нормы морали и нравственности.

Владимир Клавдиевич и «лесной человек» Дерсу прошли (1906-1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 г. Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах. Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури [3].

Если в рамках содержания наблюдать за описанием этнокультурных особенностей народов Дальнего Востока, то можно увидеть религиозные воззрения нанайцев и удэгейцев (анимизм), модель питания в летний и зимний период, формы хозяйственного бытования, приметы, одежду и прочее. Произведение является кратким пособием по этнографии народов среднего Амура и Уссури.

Романы «Амур-батюшка» и «Золотая лихорадка» – трилогия, посвященная историческому повествованию о нелегкой судьбе крестьян-переселенцев на Дальний Восток и освоению новых земель. Самый первый роман, «Амур-батюшка», на взгляд самих читателей (т.е. их большинства), самый интересный и романтический, а в чем-то и приключенческий. В 1952 г. роман Н.П.Задорнова «Амур-батюшка» был награжден Государственной премией СССР.

«Злой дух Ямбуя» – это повесть, которая вышла в издательстве «РуДа», замечательного советского писателя и геодезиста Григория Анисимовича Федосеева рассказывает о событиях, произошедших в конце 1940-х гг. в малодоступных районах Восточной Сибири, а точнее на Алданском нагорье (Якутия). Повесть «Злой дух Ямбуя» – одно из лучших произведений отечественной приключенческой литературы о Дальнем Востоке, в котором смешиваются жанры мистики, детектива и дальневосточной героики.

В 1977 году вышел советский художественный фильм «Злой дух Ямбу ́ я» (киностудия им.М.Горького) по одноимённой повести Григория Федосеева. Фильм Бориса Бунеева не изменил повествования книги, а только дополнил его широкими панорамами северной тайги.

Повесть рассказывает читателям о тяжёлом и опасном труде геодезистов и оленеводов в дальневосточной тайге. В ней Григорий Федосеев ярко описывает обряды и верования эвенков, способы родовспоможения, морально-этические принципы и методы воспитания у эвенкийского этноса, наиболее знакомого автору. Его наблюдения стали почвой для научных исследований в области этнографии.

Итак, анализ художественной литературы русскоязычных писателей выявил ряд интересных жанров. Некоторые из них – в частности эпопеи и робинзонады, можно использовать при изучении этнокультурных особенностей. Ненавязчиво и с большой симпатией описываются и представлены в исследовании литературных произведениях этнокультурные особенности удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Именно те традиции, которые бы вызвали у российского читателя интерес и уважение.

Для этого авторами исследования разработаны следующие рекомендации: увеличить количество часов в рамках курса «Литература» в сторону регионального компонента; применять на занятиях аудиовизуальные методы: демонстрировать экранизации лучших образцов дальневосточной литературы; ввести в рамках элективов и дополнительных занятий лекции по основам изучения культуры дальневосточных народов; в рамках, наличествующих в учебных планах дисциплины «Культурология» ввести занятия по литературе Дальнего Востока.

Литература:

  1. Арсеньев, В.К. Дерсу Узала. – Владивосток: Приморское книжное издательство, 1960. – 564 с.
  2. Задорнов Н.П. Амур-батюшка. Т.1 – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1972. – 386 с.
  3. Федосеев, Гр.А. Злой дух Ямбуя. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. – 420 с.
Основные термины (генерируются автоматически): арсеньев, Дальний Восток, владимир, Злой дух, повесть, книга, писатель, произведение, Уссурийский край, художественная литература.


Ключевые слова

русскоязычные писатели Дальнего Востока, Владимир Клавдивеич Арсеньев, Григорий Анисимович Федосеев, Николай Павлович Задорнов, специалисты связи

Похожие статьи

Дальневосточная художественная литература как источник...

Дальний Восток, Арсеньев, Владимир, автор, дальневосточная литература, книга, литературный процесс, писатель, представитель коренных народов, развитие литературы.

Литературное творчество в Приморском крае | Статья в журнале...

Развитие литературы в Приморском крае тесно связано с его историей. В сентябре 1860 года С. В.Максимов, известный писатель, посетил город Владивосток. Первые шаги русских переселенцев, которые начали строить новый порт, он описал в своей книге «На восток».

Имена писателей в названиях улиц города Хабаровска

Из них именами писателей названо 35. Среди них 6 улиц удостоены имен местных литераторов, прославлявших Хабаровский край и Дальний

Обычай называть улицы в честь литераторов или даже в честь литературных произведений и их героев свидетельствует о высоком уровне...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Художники края принимали участие в межобластных выставках художников Сибири и Дальнего Востока.

Художники края оказывали шефскую работу: — оформляли призывные и агитпункты (например, в

Ещё в детстве он читал книги В. К. Арсеньева о Дальнем Востоке, и ему...

Отражение явления коррупции в русской художественной...

Повесть о шемякином суде — произведение демократической литературы XVII в

Проанализировав произведения русской литературы с древних времен и до наших дней, мы убедились в том, что проблема коррупции волновала передовую общественность всегда.

История заселения Дальнего Востока и города Хабаровска...

Статья освещает особенности заселения Дальнего Востока казачьими семьями первого потока забайкальских казаков на примере семьи Душечкиных.

Литература

Дальний Восток — это самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион.

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их...

В произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» сверхчеловек (нем. übermensch) представляет собой существо, которое смогло найти в себе силы подняться над толпой, существо, преодолевшее надуманные ограничения предрассудков и заскорузлых обычаев.

Мотив обмана в произведениях русской художественной...

 В художественных произведениях писатели часто наделяют своих героев желанием

Мотивы обмана в художественных произведениях русской литературы в определенной

Материалом исследования стали: повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», рассказ В. Г...

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития...

Дальний Восток, активное население, Хабаровский край... В годы войны на Дальнем Востоке было впервые зафиксировано преобладание женского

Бычиха — одно из интереснейших мест Дальнего Востока и Хабаровского края, которое сохранилось с давних времён до наших дней.

Детективный элемент в сюжетах античных произведений

В данной статье рассматриваются сюжеты произведений, в которых функционирует детективный элемент античных авторов, сравнительно близко приблизившихся к детективному жанру, однако оставшихся на позициях детективного сюжета.

Похожие статьи

Дальневосточная художественная литература как источник...

Дальний Восток, Арсеньев, Владимир, автор, дальневосточная литература, книга, литературный процесс, писатель, представитель коренных народов, развитие литературы.

Литературное творчество в Приморском крае | Статья в журнале...

Развитие литературы в Приморском крае тесно связано с его историей. В сентябре 1860 года С. В.Максимов, известный писатель, посетил город Владивосток. Первые шаги русских переселенцев, которые начали строить новый порт, он описал в своей книге «На восток».

Имена писателей в названиях улиц города Хабаровска

Из них именами писателей названо 35. Среди них 6 улиц удостоены имен местных литераторов, прославлявших Хабаровский край и Дальний

Обычай называть улицы в честь литераторов или даже в честь литературных произведений и их героев свидетельствует о высоком уровне...

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Художники края принимали участие в межобластных выставках художников Сибири и Дальнего Востока.

Художники края оказывали шефскую работу: — оформляли призывные и агитпункты (например, в

Ещё в детстве он читал книги В. К. Арсеньева о Дальнем Востоке, и ему...

Отражение явления коррупции в русской художественной...

Повесть о шемякином суде — произведение демократической литературы XVII в

Проанализировав произведения русской литературы с древних времен и до наших дней, мы убедились в том, что проблема коррупции волновала передовую общественность всегда.

История заселения Дальнего Востока и города Хабаровска...

Статья освещает особенности заселения Дальнего Востока казачьими семьями первого потока забайкальских казаков на примере семьи Душечкиных.

Литература

Дальний Восток — это самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион.

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их...

В произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» сверхчеловек (нем. übermensch) представляет собой существо, которое смогло найти в себе силы подняться над толпой, существо, преодолевшее надуманные ограничения предрассудков и заскорузлых обычаев.

Мотив обмана в произведениях русской художественной...

 В художественных произведениях писатели часто наделяют своих героев желанием

Мотивы обмана в художественных произведениях русской литературы в определенной

Материалом исследования стали: повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», рассказ В. Г...

История жизни Кузьмина Г.И. как участника освоения и развития...

Дальний Восток, активное население, Хабаровский край... В годы войны на Дальнем Востоке было впервые зафиксировано преобладание женского

Бычиха — одно из интереснейших мест Дальнего Востока и Хабаровского края, которое сохранилось с давних времён до наших дней.

Детективный элемент в сюжетах античных произведений

В данной статье рассматриваются сюжеты произведений, в которых функционирует детективный элемент античных авторов, сравнительно близко приблизившихся к детективному жанру, однако оставшихся на позициях детективного сюжета.

Задать вопрос