Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 23.07.2022

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Соболева, В. Р. Выявление компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников / В. Р. Соболева, Г. Г. Микерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94126/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представлены результаты теоретического и практического исследования по выявлению компонентов спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа.

В современном мире регулярно происходят изменения в социально-политической и экономической жизни общества, обуславливающие поиск решения проблемы применения свободного времени детей для их воспитания и развития.

В условиях внедрения ФГОС НОО особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Под данным видом деятельности понимается активное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение определенных воспитательных целей [5].

Различные аспекты внеурочной деятельности изложены в научных работах Г. И. Щукиной, Н. И. Болдырева, Н. П. Аникеевой, Л. Ю. Гордина, А. С. Макаренко и других.

Внеурочная деятельность обладает существенными возможностями для создания условий, направленных на всестороннее развитие обучающихся и их продуктивной социализации в дальнейшем [6].

В рамках ФГОС НОО предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям: общекультурное, обще интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное [7].

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости организовать целенаправленную профилактическую работу по формированию у молодого поколения личной ответственности за собственное здоровье, потребности в сознательном соблюдении правил здорового образа жизни [3].

Организация работы по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности усиливает значимость здоровья, формирует навыки здорового образа жизни и мотивирует на развитие и ответственное отношение к собственной жизни и общества [2].

На констатирующий этапе проводилась диагностика, позволяющая сделать выводы о первоначальном уровне сформированности спортивно-оздоровительной подготовки младших школьников.

Базой экспериментальной части исследования стало МБОУ «СОШ № 6» (г. Ялта). В данной диагностике приняли участие 30 обучающихся 3 «А» класса данного образовательного учреждения. Данные обучающиеся были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 15 испытуемых в каждой.

Содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления должно соотноситься с содержанием урочной деятельности учащихся по физической культуре, с получением навыков ведения здорового образа жизни, поэтому для оценки спортивно-оздоровительной подготовки использовался диагностический комплекс, состоящий из двух компонентов: физическая и здоровьесберегающая подготовленности.

Физическая подготовленность определяется способностью выполнять контрольные нормативы и испытания по физической культуре. Данные нормативы выбраны в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся (авторы — В. И. Лях, А. А. Зданевич) и включают пять тестов: челночный бег, бег на 30 метров, прыжок в длину с места, прыжок через скакалку и метание [4].

Интерпретация полученных результатов выявила, что низкий уровень физической подготовленности экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 5 % (60 % и 55 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей среднего уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в контрольной группе. При этом, высокий уровень преобладает в экспериментальной группе на 5 % (и составляет 10 %), в сравнении с контрольной (5 %).

Уровни физической подготовленности на момент проведения диагностики по определению исходного уровня находятся примерно на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах, с преобладание низкого уровня в обоих группах (по 60 % и 55 %, соответственно).

Здоровьесберегающая подготовленность включает системные знания об основах здорового образа жизни, навыки следования нормам сохранения и укрепления своего здоровья.

Для определения данного вида подготовленности использовались следующие диагностические методики: «Гармоничность образа жизни школьников» и «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (автор — Н. С. Гаркуша) [1].

Первая методика диагностики позволила определить наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

На основе полученных данных, можно отметить, что низкий уровень гармоничности образа жизни в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 15 % (50 % и 35 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей минимального уровня: имеет разницу на 15 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в контрольной группе (55 %), над экспериментальной (40 %). При этом, средний уровень находится на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах и составляет 10 %, высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого.

Вторая методика диагностики позволила изучить уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Полученные данные позволяют отметить, что низкий уровень владения культурными нормами в сфере здоровья в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 15 % (45 % и 60 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в контрольной группе. Распределение показателей минимального уровня: имеет разницу на 5 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в экспериментальной группе (45 %), над контрольной (40 %). При этом, средний уровень находится на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах и составляет 10 %, высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого.

Результаты по двум выбранным методикам оценивались, суммировались и переводились в уровень здоровьесберегающей подготовленности.

Низкий уровень здоровьесберегающей подготовленности в экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя на 10 % (45 % и 55 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в контрольной группе. Распределение показателей среднего уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп, в преобладание данного уровня в экспериментальной группе (55 %), над контрольной (45 %). При этом высокого уровня не выявлено ни у одного испытуемого в каждой из групп.

Уровни здоровьесберегающей подготовленности на момент проведения диагностики по определению исходного уровня находятся примерно на одном уровне в экспериментальной и контрольной группах, с преобладание низкого (45 % и 55 %, соответственно) и среднего (55 % и 45 %, соответственно) уровней в обоих группах (по 60 % и 55 %, соответственно).

В дальнейшем результаты двух компонентов (физической и здоровьесберегающей подготовленности) суммировались и переводились в уровень сформированности спортивно-оздоровительной подготовки.

Поровый уровень спортивно-оздоровительной подготовки экспериментальной и контрольной группе имеют разницу показателя 10 % (35 % и 25 %, соответственно) с преобладанием данного уровня в экспериментальной группе. Распределение показателей базового уровня: имеет разницу на 10 % между показателями групп (по 55 % и 65 %, соответственно), в преобладание данного уровня в контрольной группе. При этом, повышенный уровень находится на одном уровне (и составляет 10 %).

Таким образом, уровни спортивно-оздоровительной подготовки на момент проведения диагностики находятся примерно на одних значениях в экспериментальной и контрольной группах с преобладание порогового и базового уровней в обоих группах, что позволяет заключить о необходимости организации деятельности, позволяющей улучшить спортивно-оздоровительную подготовку обучающихся.

Литература:

  1. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школьников: проблемы и пути их решения: монография / Н. С. Гаркуша. — Челябинск: Центр Научного Сотрудничества, 2012. — 188 с.
  2. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калечиц, 3.А. Кейлина. — М.: Просвещение, 2000–135 с.
  3. Кулик, Г.И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека / Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. — СПБ, OOO ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 230с.
  4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1–11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — Москва: Просвещение, 2010. — 126 с.
  5. Мусакаев, М. Б. Направления и формы внеклассной работы / М. Б. Мусакаев, А. П. Ермолаев // Специалист. — 2015. — № 11. — С. 20–23
  6. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 219–226.
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://base.garant.ru/400907193/
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, уровень, внеурочная деятельность, экспериментальная группа, здоровый образ жизни, показатель групп, разница показателя, спортивно-оздоровительная подготовка, высокий уровень, преобладание.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности

В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприяти...

Влияние занятий по формированию здорового образа жизни на степень вовлеченности школьников в различные виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

В исследовании изучалось влияние занятий по формированию здорового образа жизни на степень вовлечения учащихся 5, 6 и 7 классов в различные виды физкультурно-спортивной деятельности. С этой целью был организован педагогический эксперимент. До и после...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Особенности лечебной физкультуры. Методика составления программ по физкультуре с оздоровительной, рекреационной направленностью

Статья посвящена рассмотрению особенностей лечебной физкультуры (ЛФК) и методике составления программ физической активности с оздоровительной и рекреационной направленностью. В статье анализируются подходы различных авторов к трактовке понятия ЛФК, т...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса

В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности

В статье рассмотрены выявленные в ходе исследования основные пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий и даны некоторые методические рекомендации по отдельным моментам подготовки, организации и реализации воспитательного мероприяти...

Влияние занятий по формированию здорового образа жизни на степень вовлеченности школьников в различные виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

В исследовании изучалось влияние занятий по формированию здорового образа жизни на степень вовлечения учащихся 5, 6 и 7 классов в различные виды физкультурно-спортивной деятельности. С этой целью был организован педагогический эксперимент. До и после...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Особенности лечебной физкультуры. Методика составления программ по физкультуре с оздоровительной, рекреационной направленностью

Статья посвящена рассмотрению особенностей лечебной физкультуры (ЛФК) и методике составления программ физической активности с оздоровительной и рекреационной направленностью. В статье анализируются подходы различных авторов к трактовке понятия ЛФК, т...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса

В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Задать вопрос