Водород как топливная альтернатива для использования в газотурбинных энергетических установках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 12.07.2022

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Мизгирев, Е. Л. Водород как топливная альтернатива для использования в газотурбинных энергетических установках / Е. Л. Мизгирев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93829/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящей статье представлена краткая характеристика водорода как топливной альтернативы для использования в газотурбинных энергетических установках, что включает в себя общее описание водорода как топлива, а также необходимые конструкционные характеристики для его применения в качестве топливной структуры в газотурбинных энергетических установках.

Ключевые слова: судовые энергетические установки, газовая турбина, газотурбинная энергетическая установка, водород, судостроение.

В апреле 2018 года Международная морская организация [рус. ИМО] поставила амбициозные цели в резолюции MEPC.304(72) Комитета по защите морской среды [англ. MEPC] по обезуглероживанию мирового флота. Стратегия ИМО включает первоначальные цели по сокращению средних выбросов углекислого газа [CO 2 ] на одну транспортировку по сравнению с уровнями 2008 года как минимум на 40 % к 2030 году и на 70 % к 2050 году. Эти цели также направлены на сокращение общего годового количества выбросов парниковых газов от судоходства по крайней мере на 50 % к 2050 году, вследствие чего многие технологические инновации рассматриваются для сокращения выбросов углерода от судоходства, одной из которых является использование водорода в качестве топлива в судовых энергетических установках. Именно водород был определен как топливо с низким или нулевым содержанием углерода, которое может помочь достичь цели ИМО по сокращению выбросов парниковых газов к 2050 году, так как он предлагает судовладельцам и операторам вариант топлива с низким содержанием углерода и низким уровнем выбросов для потенциального использования в двигателях внутреннего сгорания и топливных элементах [2].

Водород характеризуется самым высоким содержанием энергии на массу среди всех видов химического топлива и составляет 120,2 МДж/кг по сравнению с другими видами судового топлива [метан — 48 МДж/кг, этан — 47,8 МДж/кг, метанол — 19,9 МДж/кг, флотский мазут — 42,7 МДж/кг]. По массовой энергии он превосходит флотский мазут [в настоящее время основной вид топлива в газотурбинных энергетических установках] в 2,8 раза, а спирты в пять-шесть раз. Следовательно, водородное топливо может повысить эффективность коэффициента полезного действия двигателя и помочь снизить удельный расход топлива. Однако в объемном отношении из-за более низкой объемной плотности энергии жидкому водороду может потребоваться в четыре раза больше места, чем флотскому мазуту, или примерно в два раза больше места, чем сжиженному природному газу [СПГ], для эквивалентного количества переносимой энергии. Также важно учитывать при сравнении энергии топлива и требуемых объемов энергоэффективность потребителя, или потери электроэнергии в топливных элементах [1]. Правда, для всех видов судового топлива могут потребоваться дополнительные объемы топлива, чтобы компенсировать потери эффективности между мощностью бака и мощностью выходного вала. Помимо этого, для сжижения водорода требуются низкие температуры ниже -253°, причем из-за этой очень низкой температуры требуемый объем для хранения жидкого водорода может быть даже выше, если учитывать необходимые слои материалов или вакуумную изоляцию для криогенного хранения и других структурных устройств [3].

Водород также может храниться в других материалах, таких как гидриды металлов, и этот метод хранения связывает водород с металлическими сплавами в пористой и рыхлой форме при умеренном давлении и нагреве. Затем водород извлекают путем снятия давления и тепла, но несмотря на технологическую осуществимость и безопасность, металлгидридные и другие методы хранения водорода в твердых материалах могут быть неэффективным решением для хранения водорода на борту судов. Также стоит отметить, что из-за проблем, связанных с хранением при низкой температуре или высоком давлении, водород можно альтернативно переносить с другими веществами, такими как аммиак или метанол — эти виды топлива могут потребовать меньше энергии, чем требуется для охлаждения сжиженного водорода или для сжатия газообразного водорода [2]. Некоторые топливные элементы могут потреблять аммиак, метанол или другое топливо-носитель водорода путем риформинга и извлечения водорода из топлива с использованием внутренних риформеров. Однако эти технологии могут потребовать более высоких затрат энергии на гидрирование и преобразование топлива и, следовательно, могут привести к менее эффективному производству электроэнергии, чем удержание и потребление чистого водорода в топливных элементах [3].

Водород и водородное топливо-носитель чаще всего потребляются в топливных элементах для выработки электроэнергии с нулевым уровнем выбросов, независимо от того, каким способом был произведен водород. Существует множество завершенных и продолжающихся исследований топливных элементов, в первую очередь для оценки и повышения энергоэффективности топливных элементов. Существует несколько типов топливных элементов с различными эксплуатационными и стоимостными компромиссами, включая щелочные или твердооксидные топливные элементы, но в целом они потребляют водород и кислород, вырабатывая тепло, воду и электричество.

Говоря о применении в газотурбинных энергетических установках, смеси водородного топлива могут состоять из водорода, смешанного с совместимым топливом. Наиболее распространенными являются смеси водорода и сжиженного природного газа, которые могут снизить выбросы выхлопных газов и выбросы парниковых газов. Смесь водорода и криогенного природного газа обычно может состоять из комбинации 20 % водорода и 80 % сжатого природного газа. Смеси водорода с природным газом, скорее всего, будут использоваться для выработки электроэнергии на суше в газовых турбинах, вследствие чего в судовых энергетических установках такое применение не может быть инициировано. Интересно отметить, что водород также может сжигаться совместно с дизельным топливом, и в зависимости от используемых пропорций для сокращения выбросов оксидов азота [NOx] может потребоваться использование технологий доочистки выхлопных газов. Помимо этого, для достижения оптимальных характеристик двигателя могут потребоваться другие незначительные изменения в системе синхронизации и управления двигателем [3].

Таким образом, хотя водород еще не получил широкого применения в качестве топлива в морской промышленности в судовых энергетических установках, с несколькими пилотными проектами он уже применяется в наземных целях. Также стоит отметить, что Международная морская организация пока что не установила международных требований для будущего использования водорода в качестве топлива на морских судах, однако некоторая информация, правила и нормы, касающиеся наземного его использования, уже упоминаются в резолюции MSC.420(97). К ним относятся меры безопасности, способы транспортировки и стандартные процедуры производства водорода. Помимо этого, существуют различные ссылочные нормы и правила для стандартов на водородные компоненты и конструкции оборудования, нормы пожарной безопасности и другие нормы безопасности, относящиеся к водороду, а также общие нормы или стандарты безопасности, включающие водород. Однако, в связи с отсутствием даже пилотных проектов по использованию водорода в судовых энергетических установках, международная регламентация данного процесса пока что приостановлена, хотя многие исследователи склоняются, что в будущем именно водород может стать топливом будущего для морских судов.

Литература:

  1. Злобин В. Г., Верхоланцев А. А. Газотурбинные установка. Часть 1. Тепловые схемы. Термодинамические циклы: учебное пособие / В. Г. Злобин. ВШТЭ СПбГУПТД. — СПб, 2020. — 114 с.
  2. Gohary ME, Seddiek IS. 2019. Utilization of alternative marine fuels for gas turbine power plant onboard ships. International Journal of Naval Architecture and Ocean Engineering 5(1):21–32.
  3. Hydrogen as a marine fuel. 2021. American Bureau of Shipping [Электронный ресурс]. URL: https://maritimecyprus.com/wp-content/uploads/2021/06/ABS-hydrogen-as-marine-fuel.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): водород, качество топлива, установка, флотский мазут, элемент, водородное топливо, жидкий водород, Международная морская организация, сжиженный природный газ, судовое топливо.


Похожие статьи

Сжиженный природный газ как одна из альтернатив в качестве...

Ископаемое топливо в формах дизельного топлива и мазута считаются в основном судовым топливом. Однако в последние годы у топлива

Также при использовании сжиженного природного газа в качестве топлива для судовых энергетических установок, необходимо...

Использование водорода в сочетании с традиционными видами...

На данный момент разработан способ применения водорода как топлива для легковых и грузовых автомобилей. Серьезную проблему представляет водородное охрупчивание металла, не позволяющее использовать водород как топливо для обычного двигателя.

Водородтопливо будущего? | Статья в журнале...

Ключевые слова: водород, топливо, экология, энергетика, энергия. Что будет, когда иссякнут запасы нефти, угля и газа? Сегодня специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем традиционные виды топлива может заменить экологически чистый и неисчерпаемый водород.

Анализ водорода как добавки к углеводородному топливу

В статье рассматриваются водород как добавка к углеводородному топливу. Рассматриваются процессы сгорания углеводородного топлива при добавлении в смесь водорода. Способы доставки газообразного топлива в камеру сгорания. Также рассматривается экономическая и...

Применение водорода на автомобильном транспорте в качестве...

Главная беда водородного автомобиля — хранение топлива, ведь водород это газ, который имеет достаточно низкую плотность, и хорошего. Сам водород будет аккумулироваться и использоваться в качестве источника топлива для гибридных коммерческих транспортных...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

Предлагаются три режима питания главных двигателей топливом.

При этом УПСГ при ходе в грузу полностью сжижает и возвращает в грузовые танки объём

Вторая схема утилизации испаряющегося природного газа — ГД работает на ПГ при ходе судна и в грузу и в балласте.

В качестве примера на рис. 1 приводятся результаты расчёта часового расхода топлива по...

Расчет экономической и экологической оценки эффективности...

Вид топлива. Бензин. Водородное топливо. Компримированный природный газ. Электроэнергия.

Как видно из расчета экономии, окупаемость водородного топлива невозможна в виду большой стоимости топлива, в разы превышающей традиционное топливо.

Энергетические установки воздухонезависимых подводных...

В камеру сгорания подавалась перекись водорода и углеводородное топливо. В качестве топлива использовали дизельное топливо

Установка ИВР (установка на искусственном воздухе с растворением углекислого газа в забортной воде) (рисунок 5). Принцип работы...

Оценка эмиссии отработавших газов дизелей эксплуатирующихся...

Водород.

Обогащение воздуха на впуске жидким или газообразным топливо.

Рекомендуется использование ДМЭ в качестве присадки к воздуху и в качестве топлива для снижения выбросов ВВ с ОГ дизелей эксплуатирующихся судов.

Анализ дизельных двигателей с добавлением водорода

Сравнивая двигатели, использующие водород как основное топливо или в качестве добавок, с электромобилями, оснащёнными топливными. Водородно-воздушные смеси сгорают со скорости превышающими скорости сгорания смесей на основе углеводородных топлив и в...

Похожие статьи

Сжиженный природный газ как одна из альтернатив в качестве...

Ископаемое топливо в формах дизельного топлива и мазута считаются в основном судовым топливом. Однако в последние годы у топлива

Также при использовании сжиженного природного газа в качестве топлива для судовых энергетических установок, необходимо...

Использование водорода в сочетании с традиционными видами...

На данный момент разработан способ применения водорода как топлива для легковых и грузовых автомобилей. Серьезную проблему представляет водородное охрупчивание металла, не позволяющее использовать водород как топливо для обычного двигателя.

Водородтопливо будущего? | Статья в журнале...

Ключевые слова: водород, топливо, экология, энергетика, энергия. Что будет, когда иссякнут запасы нефти, угля и газа? Сегодня специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем традиционные виды топлива может заменить экологически чистый и неисчерпаемый водород.

Анализ водорода как добавки к углеводородному топливу

В статье рассматриваются водород как добавка к углеводородному топливу. Рассматриваются процессы сгорания углеводородного топлива при добавлении в смесь водорода. Способы доставки газообразного топлива в камеру сгорания. Также рассматривается экономическая и...

Применение водорода на автомобильном транспорте в качестве...

Главная беда водородного автомобиля — хранение топлива, ведь водород это газ, который имеет достаточно низкую плотность, и хорошего. Сам водород будет аккумулироваться и использоваться в качестве источника топлива для гибридных коммерческих транспортных...

Влияние режима питания двухтопливного судового главного...

Предлагаются три режима питания главных двигателей топливом.

При этом УПСГ при ходе в грузу полностью сжижает и возвращает в грузовые танки объём

Вторая схема утилизации испаряющегося природного газа — ГД работает на ПГ при ходе судна и в грузу и в балласте.

В качестве примера на рис. 1 приводятся результаты расчёта часового расхода топлива по...

Расчет экономической и экологической оценки эффективности...

Вид топлива. Бензин. Водородное топливо. Компримированный природный газ. Электроэнергия.

Как видно из расчета экономии, окупаемость водородного топлива невозможна в виду большой стоимости топлива, в разы превышающей традиционное топливо.

Энергетические установки воздухонезависимых подводных...

В камеру сгорания подавалась перекись водорода и углеводородное топливо. В качестве топлива использовали дизельное топливо

Установка ИВР (установка на искусственном воздухе с растворением углекислого газа в забортной воде) (рисунок 5). Принцип работы...

Оценка эмиссии отработавших газов дизелей эксплуатирующихся...

Водород.

Обогащение воздуха на впуске жидким или газообразным топливо.

Рекомендуется использование ДМЭ в качестве присадки к воздуху и в качестве топлива для снижения выбросов ВВ с ОГ дизелей эксплуатирующихся судов.

Анализ дизельных двигателей с добавлением водорода

Сравнивая двигатели, использующие водород как основное топливо или в качестве добавок, с электромобилями, оснащёнными топливными. Водородно-воздушные смеси сгорают со скорости превышающими скорости сгорания смесей на основе углеводородных топлив и в...

Задать вопрос