Генезис исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве (школа-вуз) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бушковская, Е. А. Генезис исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве (школа-вуз) / Е. А. Бушковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5123/ (дата обращения: 25.11.2024).

Актуальность исследования. В законе об образовании Российской Федерации перед педагогическим сообществом поставлены следующие задачи:

  • развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся;

  • формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; (Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников) [6].

Задачи исследования:

  • рассмотреть различные виды исследований, проводимых на разных ступенях обучения;

  • выявить наиболее актуальные и продуктивные виды исследовательской деятельности обучающихся в школе и вузе на основе анализа эмпирического опыта педагогов.

Понятие «исследование» впервые было использовано в 1577 году (XVI век), Синонимами слова «исследование» являются такие существительные как изучение, анализ, экспертиза, экспериментирование, углубление, поиск фактов и др. [11, 12].

В широком смысле этого слова, определение исследования включает в себя любой сбор данных, информации и фактов для улучшения знаний.

Буркова С.Е. (г. Киселевск), вовлекая младших школьников в исследовательскую работу, определяет следующие задачи:

  • раскрытие интересов и склонностей учащихся в научно-поисковой деятельности;

  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность;

  • подготовка к самостоятельной исследовательской работе;

  • проведение исследований, имеющих практическое значение;

  • разработка и реализация исследовательских проектов;

  • содержательная организация свободного времени школьников;

  • формирование развивающей образовательной среды для школьников [4].

Вахрушева Л.М. выделила следующие виды проектов:

  • по характеру доминирующей деятельности – поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный;

  • по предметно-содержательной области – монопроект, интегрированный проекты;

  • по продолжительности – краткосрочный, длительный;

  • по количеству участников – индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый [5].

Агибалова Л.П. (г. Старый Оскол) в статье «Метод исследования в работе с одаренными детьми» отметила два аспекта творческой деятельности: 1) исследовательская деятельность (как творческий вид познания); 2) творческая деятельность (проектная, конструктивная). При этом она считает, что начинать нужно с творческих работ (творческие сочинения, описания на заданную тему, критические заметки). Вторым шагом, по мнению Агибаловой Л.П., являются рефераты [1].

Бочкова И.М., (МОУ Академический лицей, г. Томск) занимается работой с мультимедийными проектами в рамках спецкурса «Информатика», рассчитанных на младших школьников (2-4 классы). Она предлагает учащимся при изучении программы Paint рисовать иллюстрации к различным пословицам и поговоркам, сказкам. При изучении программы PowerPoint, создаются презентации на темы пословиц, сказок, используются собственные и отсканированные рисунки по заданной тематике. Все элементы слайда (надписи, рисунки) оживают (анимация), появляясь в определенном порядке. При этом презентация может сопровождаться докладом, либо может быть озвученный фильм с музыкой [3].

Москвина И.К., (МОУ Академический лицей, г.Томск), работая в рамках междисциплинарного обучения (построение содержания обучения вокруг глобальной темы), использует данную методику в организации исследовательской деятельности обучающихся по литературе на старшей ступени школьного обучения. Курсовые проекты основаны на междисциплинарных темах философского содержания («Выживание», «Порядок». «Взаимодействие», «Развитие», «Мир и человек», «Форма и содержание») и реализуются на уровне междисциплинарной интеграции (через использование компьютерных технологий и на проблемно – содержательном уровне) [7].

Панферова О.А., (МОУ Академический лицей г. Томска) является руководителем курсовых работ, лучшие из исследований презентуются на лицейских конференциях, а также на конференциях за пределами учебного заведения [9].

Андриякина Н.И., Мещеряков В.Г., (г. Первоуральск) [2] разработали интегрированный курс биологии и информатики. Обучающиеся изучают биологию, выполняя индивидуальные проекты, в результате создавая мультимедийные презентации. Таким образом, достигается усвояемость и долговременное запоминание информации по биологии не только автором презентации, но и всеми учащимися класса.

Нестеренко Н.И (г. Канск) предлагает активные формы внеклассной работы – выпуск школьной газеты, блиц-газеты, «Поэтические видеозарисовки», телевизионные проекты, социальные проекты, учебные видеофильмы (серия телевыпусков «Литературный календарь», целью которого является знакомство учащихся школы с литературными новостями месяца, именами, событиями прошлого и настоящего, связанными с определенными датами). Социальный проект «Литературная экскурсия» разработан в рамках изучения литературного краеведения [8].

Исследование должно быть систематическим, проходить поэтапно и иметь жесткий стандартный протокол. Эти правила во многом схожи, но могут незначительно отличаться в различных областях науки. Большинство авторов выделяет следующие основные общие этапы исследования: 1) установление объекта изучения; 2) исследование известного об объекте действительности; 3) постановка и формулирование проблемы. Определение объекта; 4) определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы; 5) построение плана исследования; 6) проверка гипотезы; 7) определение сферы применения данного решения; 8) литературное оформление результатов исследования; 9) проверка и уточнение выводов исследования в массовом опыте [10].

Общий план проведения любого исследования складывается следующим образом [15]: 1) определить цель вашего плана работы на определенный период работы; 2) написать введение и актуальность; 3) определить цели и задачи; 4) перечислить источники; 5) определить трудности при достижении задач; 6) определить стратегию.

Пример плана исследования, предлагаемого иностранными специалистами [13]: 1) название исследования; 2) исследователи; 3) цели проекта; 4) описание значимости проекта; 5) определение методов исследования; 6) оценка потенциального риска; 7). оценка потенциальной выгоды; 8) дополнительная документация.

Красновой Т.И. (кафедра иностранных языков Института кибернетики Томского политехнического университета) разработаны инновационные виды самостоятельной работы в рамках исследовательской деятельности, выполняемые студентами 1-2 курсов Института кибернетики ТПУ: 1) проектная работа в сети Интернет (webquest) с последующей презентацией; 2) анализ кейса и написание эссе-рассуждения с собственным решением проблемы. Метод кейсов – метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа, техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации [14]. Немаловажным фактором служит развитие инициативы, навыков работы в группе, опыта выражения и отстаивания собственного мнения.

Анализ результатов студенческих проектов 2 курса Института кибернетики ТПУ под руководством автора статьи показал, что именно инновационные методики позволяют существенно мотивировать студентов к выполнению исследования.

Российские учащиеся не прошли этапа освоения культуры работы в Интернете: с появлением большого количества рефератов, доступных для скачивания в сети Интернет, такие узкие виды исследовательской деятельности как написание реферата, сочинения, эссе утратили свою творческую направленность. Одним из способов решения данной проблемы является выполнение работы над комплексным многоплановым проектом, включающим не только информативную, но и мультимедийную компоненту.

Важно отметить, что обязательным условием успешности исследования является комплексный характер поставленных задач, не позволяющих копировать материалы из Интернета, книг, учебника, требующих осмысления и систематизации данных, выстраивания логической последовательности.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее актуальными видами исследовательской деятельности для младших школьников являются театрализованные представления, фестивали, создание сборников сказок, стихов, фильмов, проектов и др. Для средней и старшей ступеней школьного обучения, а также для студентов – проекты, научные статьи, инновационные – проектная работа в сети Интернет (webquest), методика «кейсов».


Литература:

  1. Агибалова Л.П. Метод исследования в работе с одаренными детьми//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.17-19.

  2. Андриякина Н.И., Мещеряков В.Г. Методология формирования субъектного опыта одаренных учащихся на основе межпредметного взаимодействия биологии и информатики//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.21-24.

  3. Бочкова И.М. Развитие предметной одаренности в начальной школе через мультимедийные интеграционные проекты в рамках спецкурса «Информатика»// Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.28- 30.

  4. Буркова С.Е. Исследовательская деятельность как фактор развития одаренности//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.30-32.

  5. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. – 2007. – № 14. – С. 35-36.

  6. Закон об образовании РФ. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

  7. Москвина И.К. Исследовательская деятельность школьников как средство реализации принципа вариативности в преподавании литературы: возможности, проблемы//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 1: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 267 с. – С.81-86.

  8. Нестеренко Н.И. Формирование осознанного выбора профессии гуманитарной направленности через внеклассную работу//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. –Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.57-60.

  9. Панферова О.А. Формирование надпредметных компетенций школьников на уроках истории с помощью формализации учебного материала//Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет: Материалы Всероссийской научно-практическая конференции. – Ч. 2: Педагогика одаренности: Осмысление теоретических аспектов. – 25-26 марта 2010 г., г. Томск. – Томский ЦНТИ, 2010. – 283 с. – С.109- 111.

  10. Педагогика, Большая Современная Энциклопедия/сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2005, 720 с.

  11. Collins Thesaurus of the English Language//2nd Edition. HarperCollins Publishers 2002.

  12. merriam-webster dictionary [Электронный ресурс]. URL:.http://www.merriam-webster.com/dictionary/research

  13. University of Texas [Электронный ресурс]. URL: http://ctl.utexas.edu/

  14. Wikipedia dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://wikipedia.org/

  15. Write-a-Work-Plan [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikihow.com/Write-a-Work-Plan

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, Академический лицей, проект, изучение программы, исследовательская деятельность обучающихся, проектная работа, старшая ступень, творческая деятельность, томск, школьное обучение.


Похожие статьи

Роль самостоятельной работы в формировании межкультурной компетентности студента неязыкового ВУЗа

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента»

История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление

Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Похожие статьи

Роль самостоятельной работы в формировании межкультурной компетентности студента неязыкового ВУЗа

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления

Коммуникативное поведение как аспект обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента»

История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление

Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Задать вопрос