Контроль взаимодействия колеса с рельсом посредством профилирования и подбора материала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Контроль взаимодействия колеса с рельсом посредством профилирования и подбора материала / Ш. Б. Джаббаров, Б. А. Абдуллаев, Ю. Н. Мансуров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92745/ (дата обращения: 16.01.2025).



Большинство или все основные системы железнодорожного транспорта, начиная от грузовых с высокой нагрузкой на ось и заканчивая пассажирскими системами с меньшей нагрузкой на ось, в настоящее время признают, что управление интерфейсом колеса и рельса может оказать большое влияние на рентабельность операций, и внедряются специальные профили рельсов и колес с целью улучшения характеристик взаимодействия колеса с рельсами. Однако, существуют и другое решение, связанное с используемыми материалами для подвижного состава. В работе сделан анализ механических свойств и типов материалов для железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: подвижной состав, профилирование, колеса, рельсы, механические свойства, конструкция.

Как известно [1–5] была проведена обширная работа по материалам для колес и рельсов, особенно в следующих областях:

– улучшения механических свойств и типов материалов;

– усовершенствование конструкции, особенно колес.

Все исследования были направлены на:

– снижение нагрузки, прикладываемые к рельсам колесами, которые напрямую влияют на скорость износа, а также на уровень шума;

– уменьшение контактных напряжений пары колесо-рельс, оказывающие непосредственное влияние на развитие гофров и дефектов;

– уменьшение напряжения в рельсах и, следовательно, ограничение допустимых пределов износа головки рельса;

– поворот колесной пары на поворотах и, следовательно, износ поверхности колеи и гребня колеса.

Железнодорожные профили обычно проектируются вокруг их естественно изношенной формы, так что профили остаются стабильными с течением времени, и, следовательно, будущее техническое обслуживание, необходимое для восстановления профилей, сводится к минимуму.

Цель работы на основе фактического материала определить направления перспективного профилирования железнодорожных рельсов и материалов для эксплуатации подвижного состава. Для достижения цели в работе систематизированы варианты профилирования и подбора материалов и технологий их обработки.

Материалы и методы исследования. В работе использован методы анализа химического состава материалов, используемых в железнодорожном транспорте. Строение материалов изучали с помощью известных методов структурного анализа. Свойства материалов определяли по соответствующим ГОСТ.

Результаты и их обсуждение. При проектировании профилей рельсов и колес также необходимо учитывать сочетание трафика, конфигурации путей, геометрии путей и географических различий. Управление взаимодействием колеса и рельса с помощью рельсов и профилей колес было признано мощным инструментом для управления поведением рельсов и колес и, следовательно, оптимизации производительности системы за счет обеспечения необходимого количества контакта колеса с рельсами, балансировки напряжений и управления на криволинейном пути. Соответствующее управление рельсами и колесами также сделало возможным введение более высоких осевых нагрузок, чем это было бы возможно.

Профили рельсов и колес должны быть специфичными для системы, в зависимости от основных режимов износа рельсов, которые необходимо улучшить или, по крайней мере, контролировать.

Низкие и касательные профили рельсов также обеспечивают комфортный контакт по направлению к центру поверхности качения, чтобы уменьшить контактные напряжения и, следовательно, возможность образования гофр и напряжения изгиба рельсов, тем самым увеличивая допустимые пределы износа рельсов.

Совсем недавно в некоторых системах были разработаны и внедрены специальные профили рельсов с целью принятия стратегии переходного обслуживания (шлифовки) рельсов и, следовательно, снижения циклических затрат на техническое обслуживание.

Другим существенным улучшением стало изменение конструкции контактной зоны в некоторых новых рельсах, так что при их установке требуется минимальное техническое обслуживание. Считается, что в будущем проектирование профилей рельсов (и колес) станет еще более продуманным , чтобы обеспечить требуемый баланс между износом, усталостью и деформацией. Основная задача будет заключаться также в подборе материалов для подвижного состава и рельсов.

Со времени создания подвижного состава были внесены значительные усовершенствования в химию и процедуры термообработки, связанные с полностью перлитными рельсовыми сталями, что привело к значительному увеличению прочности, твердости и усталостных характеристик материалов. Таким образом, прочность и твердость простых углеродистых сталей, которые составляют около 900–1020 МПа и 260–290 HB, соответственно, были увеличены до 1100–1300 МПа и 350–400 HB сначала за счет добавления подходящих легирующих элементов, а затем за счет добавления соответствующих легирующих элементов и разработки специальных процедур ускоренного охлаждения и производство термообработанных, полностью перлитных высокоуглеродистых сталей. Эти улучшения произошли главным образом за счет уточнения микроструктуры, достигнутой с помощью процессов, как показано на рис. 1.

Перлитная микроструктура в литом (а) и термообработанном (б) состояниях рельсов (увеличение 25 000)

Перлитная микроструктура в литом (а) и термообработанном (б) состояниях рельсов (увеличение 25 000)

Рис. 1. Перлитная микроструктура в литом (а) и термообработанном (б) состояниях рельсов (увеличение 25 000)

Термообработанные рельсы стали почти стандартным продуктом, особенно при работе с высокой нагрузкой на ось или в системах с большой долей очень крутых поворотов. Тем не менее, следует отметить, что вероятно, более 80 % используемых рельсов по-прежнему относятся к простому углеродному типу.

Популярность термообработанных рельсовых сталей по сравнению с легированными рельсовыми сталями обусловлена различными причинами, в том числе:

– простота изготовления;

– снижение затрат, даже с учетом необходимости специальной термической обработки;

– улучшенные общие механические свойства и, в частности, пластичность и сопротивление разрушению;

– улучшенные характеристики сварки, хотя рельсам по-прежнему требуется закалка после сварки для повышения твердости в зоне сплавления.

Было доказано, что внедрение термообработанных рельсов привело к заметному снижению износа рельсов. Термическая обработка всего сечения приводит к более сбалансированному распределению напряжений.

Дальнейшее улучшение производительности было достигнуто с помощью разработки микролегированных термически обработанных рельсов, в первую очередь за счет улучшения их упрочняющих свойств при воздействии сжимающих нагрузок и улучшенных характеристик сварного шва. Однако эти материалы не получили дальнейшего развития, в основном из-за некоторых производственных трудностей.

В настоящее время стали использовать два совершенно разных типа рельсовой стали. Это заэвтектоидные стали, в которых содержание углерода было увеличено примерно до 0,9 % с целью увеличения толщины пластинок цементита внутри перлитной микроструктуры и, следовательно, повышения уровня твердости (до 400 HB). Вторая группа — это низкоуглеродистые, бейнитные (и мартенситные) стали, которые полностью отличаются типом микроструктуры (рис. 2).

Микроструктура бейнитной/мартенситной рельсовой стали с низким содержанием углерода (увеличение 500)

Рис. 2. Микроструктура бейнитной/мартенситной рельсовой стали с низким содержанием углерода (увеличение 500)

Оба типа стали обладают значительно более высокой прочностью, твердостью и пластичностью (в случае бейнитных/мартенситных сталей), чем даже термообработанные рельсы, в то время как низкоуглеродистые бейнитные/мартенситные стали также обладают лучшими ударными и деформационными характеристиками. Их характеристики сварки также очень приемлемы, особенно в случае бейнитных/мартенситных материалов с низким содержанием углерода.

Однако пока ни один из новых материалов не был реализован в больших количествах. Основные причины могут включать очень консервативный характер железнодорожной отрасли и приемлемые характеристики стандартных термообработанных перлитных сталей.

Аналогичные разработки произошли с материалами для колес, так что в настоящее время доступен широкий диапазон классов материалов для колес, которые были приняты в промышленности, а именно:

– с твердостью в диапазоне 255–321 HB;

– с твердостью в диапазоне 277–341 HB;

– с твердостью в диапазоне 321–363.

Выбор наиболее подходящего материала колеса зависит от баланса между износостойкостью, развитием дефектов и остаточной деформацией из-за термической усталости.

Выводы. Некоторые из достижений, но в особенности их комбинации, уже привели к значительному увеличению срока службы как рельсов, так и колес, даже при очень высоких осевых нагрузках, применяемых в настоящее время в некоторых системах. Действительно, в наши дни срок службы рельсов, превышающий одну гигатонну, и срок службы колес, превышающий два миллиона километров, становится все более распространенным явлением. Риск выхода из строя рельсов и колес также значительно сократились не только из-за достижений в технологии «колесо-рельс», но и из-за усовершенствований, внесенных в процедуры неразрушающего (в основном ультразвукового) контроля. Однако считается, что следующие 5–10 лет должны быть временем для пересмотра, консолидации и реализации идей с целью избежать или, по крайней мере, свести к минимуму дублирование исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Bolton P J and Clayton P (1984), Rolling-sliding wear damage in rail and tyre steels, Wear, 93, 145–65.
  2. Clayton P (1996), Tribological aspects of wheel–rail contact: a review of recent experimental research, Wear, 191, 170–83.
  3. Grassie S L and Kalousek J (1993), Rail corrugation: characteristics, causes and treatment, Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, 287, 57–68.
  4. Grassie S L (2005), Rail corrugation: advances in measurement, understanding and treatment, Wear, 258, 1224–34.
  5. Grassie S L and Kalousek J (1997), Rolling contact fatigue of rails: characteristics, causes and treatments, Proceedings 6th International Heavy Haul Conference, Cape Town, South Africa, 7–11 April, 38–404.
  6. Cannon D F, Edel K-O, Grassie S L and Sawley K (2003), Rail defects: an overview, Fatigue & Fracture of Engineering Materials & Structures, 26(10), 865–86.
  7. Gullers P, Andersson L and Lundén R (2008), High-frequency vertical wheel–railcontact forces — field measurements and influence of track irregularities’, Wear, 265(9–10), 1472–78.
  8. Nielsen J C O, Ekberg A and Lundén R (2005), Influence of short-pitch wheel/railcorrugation on rolling contact fatigue, IMechE, Part F: Journal of Rail and Rapid Transit, 219(3), 177–87.
  9. Ekberg A and Kabo E (2005), Fatigue of railway wheels and rails under rolling contact and thermal loading — an overview, Wear, 258(7–8), 1288–300.
  10. Nielsen J C O, Lundén R, Johansson A and Vernersson T (2003), Train–track interaction and mechanisms of irregular wear on wheel and rail surfaces, Vehicle System Dynamics, 40(1–3), 3–54.
  11. Esslinger V, Kieselbach R, Koller R and Weisse B (2004), The railway accident of Eschede — technical background, Engineering Failure Analysis, 11(4), 515–35.
Основные термины (генерируются автоматически): рельс, колесо, подвижной состав, сталь, железнодорожный транспорт, материал, содержание углерода, высокая нагрузка, крайняя мера, перлитная микроструктура.


Похожие статьи

Повышение эффективности разрушения горных пород при бурении с использованием шарошечных долот

Несомненно, основную роль в процессах разрушения горных пород занимает буровой инструмент. Способность породоразрушающего инструмента (ПРИ) в заданном интервале времени в зависимости от глубины бурения и буримости горных пород поддерживать свои техно...

Применение балок с гофрированной стенкой и особенности их работы

В данной статье рассматривается способ совершенствования металлических конструкций и снижения их материалоемкости за счет использования балок с гофрированной стенкой. Балка с гофрированной стенкой — это конструкция, состоящая из поясов и тонкой стенк...

Адаптивное управление манипулятором с шаговыми приводами

Проблема создания совершенных систем управления (СУ) роботов-манипуляторов является одной из центральных задач робототехники. Управление многими типами промышленных манипуляторов (М) осуществляется с помощью следящих приводов, динамика и качество раб...

Анализ материала и шестерни, применяемых в редукторе

Основной целью редуктора является передача вращения от двигателя к исполнительному механизму. Параллельно с данным процессом происходит уменьшение оборотов и передаваемой мощности, с увеличением крутящего момента. В данной статье рассматриваются и ан...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Моделирование аэродинамических поверхностей летательных аппаратов для малой авиации и авиамоделирования с помощью системы КОМПАС

В статье рассматриваются вопросы проектирования аэродинамических линейчатых поверхностей, которые применяются для изготовления крыльев, хвостового оперения и воздушных винтов летательных аппаратов малой авиации, а также в практике авиамоделирования с...

Теоретические и правовые основы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом

В современной экономике, в особенности в сфере осуществления перемещения товаров от поставщика к потребителю в ходе реализации внешнеэкономических сделок, крайне важна роль автомобильного транспорта, которым перемещается основная часть грузов как в Р...

Работа сталефибробетона на местные нагрузки

Вычислительная техника современности позволяет выполнить расчет различных строительных конструкций с учетом разного рода аспектов, таких, например, как учет нелинейных свойств материалов, условий закрепления и т. д. Задействовав метод конечных элемен...

Неорганические теплоизоляционные материалы

Теплоизоляционные материалы применяют для строительных ограждающих конструкций, трубопроводов, тепловых агрегатов и холодильных установок, чтобы обеспечить стабильный температурный режим внутри изолируемого объема за счет снижения теплового потока, п...

Сравнение систем поперечного армирования для обеспечения прочности на продавливание

Данная работа посвящена актуальной проблеме предотвращения продавливания в железобетонных конструкциях. Целью работы является теоретическая оценка нынешнего состояния поперечного армирования и оценочный анализ возможности модернизаций уже известных м...

Похожие статьи

Повышение эффективности разрушения горных пород при бурении с использованием шарошечных долот

Несомненно, основную роль в процессах разрушения горных пород занимает буровой инструмент. Способность породоразрушающего инструмента (ПРИ) в заданном интервале времени в зависимости от глубины бурения и буримости горных пород поддерживать свои техно...

Применение балок с гофрированной стенкой и особенности их работы

В данной статье рассматривается способ совершенствования металлических конструкций и снижения их материалоемкости за счет использования балок с гофрированной стенкой. Балка с гофрированной стенкой — это конструкция, состоящая из поясов и тонкой стенк...

Адаптивное управление манипулятором с шаговыми приводами

Проблема создания совершенных систем управления (СУ) роботов-манипуляторов является одной из центральных задач робототехники. Управление многими типами промышленных манипуляторов (М) осуществляется с помощью следящих приводов, динамика и качество раб...

Анализ материала и шестерни, применяемых в редукторе

Основной целью редуктора является передача вращения от двигателя к исполнительному механизму. Параллельно с данным процессом происходит уменьшение оборотов и передаваемой мощности, с увеличением крутящего момента. В данной статье рассматриваются и ан...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Моделирование аэродинамических поверхностей летательных аппаратов для малой авиации и авиамоделирования с помощью системы КОМПАС

В статье рассматриваются вопросы проектирования аэродинамических линейчатых поверхностей, которые применяются для изготовления крыльев, хвостового оперения и воздушных винтов летательных аппаратов малой авиации, а также в практике авиамоделирования с...

Теоретические и правовые основы перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом

В современной экономике, в особенности в сфере осуществления перемещения товаров от поставщика к потребителю в ходе реализации внешнеэкономических сделок, крайне важна роль автомобильного транспорта, которым перемещается основная часть грузов как в Р...

Работа сталефибробетона на местные нагрузки

Вычислительная техника современности позволяет выполнить расчет различных строительных конструкций с учетом разного рода аспектов, таких, например, как учет нелинейных свойств материалов, условий закрепления и т. д. Задействовав метод конечных элемен...

Неорганические теплоизоляционные материалы

Теплоизоляционные материалы применяют для строительных ограждающих конструкций, трубопроводов, тепловых агрегатов и холодильных установок, чтобы обеспечить стабильный температурный режим внутри изолируемого объема за счет снижения теплового потока, п...

Сравнение систем поперечного армирования для обеспечения прочности на продавливание

Данная работа посвящена актуальной проблеме предотвращения продавливания в железобетонных конструкциях. Целью работы является теоретическая оценка нынешнего состояния поперечного армирования и оценочный анализ возможности модернизаций уже известных м...

Задать вопрос