Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе

Политология
08.06.2022
392
Поделиться
Библиографическое описание
Паршуков, И. Е. Роль США во внешней политике Тайваня на современном этапе / И. Е. Паршуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92718/.


Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к усилению зависимости Тайваня от американской военной и экономической помощи. Делается вывод о том, что активные связи Тайваня и США подрывают безопасность в регионе, обостряя конкуренцию США и Китая по поводу автономии Тайваня.

Ключевые слова : США, Тайвань, Китай, Восточная Азия, соперничество, политика, Байден, обострение, регион.

Комплексное соперничество между США и Китаем в настоящее время приобретает все более глобальный характер, а основным местом «противостояния» является обширный Индо-Азиатско-Тихоокеанский регион с центром в Восточной Азии. США позиционируют себя как ключевой актор по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Согласно этой роли, регион сотрудничает с Вашингтоном, чтобы повысить безопасность тремя другими способами: углубить политико-военные связи, наращивать внутренние возможности балансировки отдельных стран и помочь региону в целом диверсифицировать и предотвратить зависимость от Китая, управлять ключевыми кризисными вопросами.

Ярким примером этой ситуации является Тайвань. Как отмечает Л. Васильев, начиная с середины XX в. до начала XXI в., политика США в Восточной Азии не отличалась жестким и односторонним подходом со стороны политического руководства американского государства. Во многом данный подход был связан с нежеланием США содействовать эскалации стратегического противостояния в непосредственной близости от китайских границ, что дополнялось фактическим отказом на официальном уровне от резких и противоречивых заявлений, а также публичной поддержки Тайваня в конфликте с КНР [4]. Политика США долгое время ограничивалась косвенным сотрудничеством (военная и финансовая поддержка Тайваня и иных государств с целью укрепления влияния в ЮКМ) и дополнялась на официальном уровне акцентом на том, что в случае эскалации конфликта в Южно-китайском море, США не смогут оказать реальную поддержку стране [9].

С момента активизации американской политики администрации Б. Обамы в азиатском регионе, Тайвань стал «ретранслятором» американской политики в регионе (проведение совместных военных учений, оказание финансовой, военной помощи, сотрудничество в энергетической, военной сфере, финансирование некоммерческих организаций, отдельных фондов, информационное взаимодействие) [2, c. 100]. Аналогичной риторики придерживалась и администрация Д. Трампа.

По сути, на протяжении десятилетий дипломатические отношения США с Тайванем регулировались запутанными правилами, призванными поддержать ключевого азиатского партнера, не провоцируя Пекин, и избежать войны в Тайваньском проливе [3, c. 24]. Тем не менее, администрация Д. Трампа отказалась от давней политики в отношении Китая и Тайваня, что одновременно повысило ожидания и установило новые ограничения в отношении того, как новая администрация Дж. Байдена будет вести отношения с Тайванем и вместе с этим — со своим крупнейшим геополитическим конкурентом Китаем. В частности, именно при Д. Трампе к концу его каденции были отменены правила правительства США, запрещающие взаимодействие между американскими и тайваньскими дипломатами [12]. Это стало символическим, но значительным улучшением отношений США с островным государством, которое Китай считает своей территорией.

Решение США о дипломатических связях с Тайванем оживило дебаты в Вашингтоне и Тайбэе о том, должны ли США помогать Тайваню и каким образом. Сменявшие друг друга администрации США регулярно взвешивают как конкретные, так и символические вопросы о Тайване, в том числе о том, как организовывать визиты к тайваньским официальным лицам и в каких сферах можно вести торговые и иные отношения. С точки зрения главы Института политики азиатского общества К. Радда: «официальная декларация дипломатических намерений не делает ничего существенного для расширения международного политического пространства Тайваня или укрепления интересов безопасности тайваньского народа, возможно даже создает еще большее ощущение кризиса в Тайваньском проливе» [11], что особо актуально в силу того, что такое решение было принято накануне смены администраций в Белом доме.

Столкнувшись «угрозами» со стороны материкового Китая, правительство президента Китайской Республики Цай Инвэнь делало акцент на гарантиях безопасности и заверений со стороны США в их поддержке, положительно отреагировав на «жесткую позицию» США в отношении Китая (администрация Д. Трампа также увеличила продажи оружия Тайваню и усилила военную активность вокруг островного государства) [10]. Во время выборов в США в 2020 г. Тайвань опасался, что победа Байдена будет означать возвращение внешнеполитических чиновников администрации Б. Обамы, которые считались более мягкими по отношению к Китаю.

Стоит подчеркнуть, что нарастание конфронтационности в американо-китайских отношениях может подтолкнуть Китай к более тесному сотрудничеству с Россией, что придаст подъем как в экономическом плане обtим странам, так и в других, ведь Россия ищет в Китае верного союзника не только в региональной, но и в мировой политике [1].

Опасения Тайваня оказались преждевременными, так как что касается современной американской роли во внешнеполитическом положении Тайваня, то стоит отметить, что в отличие от других сфер, где действующий президент США Дж. Байден стремится изменить или отказаться от политики эпохи Д. Трампа, администрация Дж. Байдена продолжает развивать более тесные отношения с Тайванем и вместо того чтобы вернуться к менее «подстрекательской позиции и стратегической двусмысленности» [6], США выстраивают отношения с Тайванем так, чтобы еще больше обострить отношения с Китаем.

Показательным шагом стало то, что администрация Дж. Байдена официально пригласила на инаугурацию главного представителя Тайваня в США Би-хим Сяо [5]. США также используют жесткую риторику, чтобы упрекнуть китайскую военную активность вокруг Тайваня: «мы призываем Пекин прекратить военное, дипломатическое и экономическое давление на Тайвань» [8], суммируя, что приверженность США Тайваню непоколебима.

Таким образом, можно говорить о том, что США сохранили политику эпохи Трампа в отношении Тайваня, что легализовало правила взаимодействия с тайваньскими официальными лицами и сделало еще один шаг в построении отношений, возобновив переговоры по рамочным соглашениям о торговле и инвестициях (TIFA) [7].

Тайвань с оптимизмом смотрит на то, что переговоры могут в конечном итоге привести к полноценной торговой сделке, которая может существенно продвинуть страну в международных политико-экономических цепочках. Учитывая, что Тайвань в настоящее время является девятым по величине торговым партнером США и крупнейшим в мире экспортером высокой доли американских товаров, заключение соглашения о свободной торговле с Тайванем сейчас может оказаться выгодным для Соединенных Штатов. Расширение экономического партнерства и диверсификация экономики Тайваня за пределами Китая также могут сделать Тайвань более самостоятельным игроком.

В целом заинтересованность Соединенных Штатов в тайваньской автономии подчеркивает важность надежного и устойчивого плана взаимодействия с островным государством. США надеются, что и усиление военной поддержки сдержит «китайскую агрессию». Однако усилия США по расширению американо-тайваньских отношений (особенно с учетом активных поставок и продажи вооружения Тайваню) и неоднозначных высказываний Дж. Байдена о готовности защищать Тайвань военным путем от внешнего вмешательства сильно обострили американо-китайские отношения. Политика нынешней администрации США нарушает давнюю традицию Вашингтона о «стратегической двусмысленности» в отношении Тайваня, в соответствии с которой Белый дом намеренно не давал ясности в отношении того, будет ли он военными путями защищать Тайвань. Цель этой политики заключалась в том, чтобы удержать материк от военных действий, но обострившаяся американская риторика и регулярные военно-торговые связи ставят под угрозу вероятность военного столкновения США и Китая из-за тайваньской автономии.

Литература:

  1. Гриванов Р. И. Векторы внешнеэкономической политики КНР: сравнительный анализ альтернатив развития / Р. И. Гриванов, Юань Гао, Чжэнь Ли. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–5. — С. 875–878.
  2. Семкина Е. В. Юго-Восточная Азия: новые плоскости антагонизма США и КНР / Е. В. Семкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современных международных отношений. — 2014. — № 3. — С. 99–104.
  3. Урляпов В. Ф. «Новое пришествие» США в юго-восточную Азию / В. Ф. Урляпов. — Текст: непосредственный // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2011. — № 17. — С. 19–30.
  4. Цветов А. Юго-Восточная Азия 2018–2024: старые раны, новые неопределенности / А. Цветов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/2019-southeastasia (дата обращения: 30.05.2022).
  5. Deng Ch. Biden Sends Important Foreign-Policy Signal With Taiwan Inauguration Invite / Ch. Deng. — Текст: электронный // The Wall Streat Journal J: [сайт]. — URL: https://www.wsj.com/articles/biden-sends-important-foreign-policy-signal-with-taiwan-inauguration-invite-11611230623 (датаобращения: 30.05.2022).
  6. Grothusen H. How Biden is Building on Trump's Legacy in Taiwan / H. Grothusen. — Текст: электронный // Center for Strategic and International Studies: [сайт]. — URL: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/how-biden-building-trumps-legacy-taiwan (датаобращения: 30.05.2022).
  7. Hou B., Samson E. U.S., Taiwan to Talk Chips, Vaccines as Long-Stalled Talks Begin / B. Hou, E. Samson. — Текст: электронный // Bloomberg: [сайт]. — URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021–06–30/u-s-taiwan-to-talk-chips-vaccines-as-long-stalled-talks-begin?sref=VZPf2pAM#:~:text=The %20United %20States %20is %20very,pressure %20and %20coercion %20against %20Taiwan. (датаобращения: 30.05.2022).
  8. Increasing People’s Republic of China Military Pressure Against Taiwan Undermines Regional Peace and Stability. — Текст: электронный // U. S. Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/increasing-peoples-republic-of-china-military-pressure-against-taiwan-undermines-regional-peace-and-stability/ (датаобращения: 30.05.2022).
  9. Kaplan Р. America Must Prepare for the Coming Chinese Empire / P. Kaplan. — Текст: электронный // The National Interest: [сайт]. — URL: https://nationalinterest.org/feature/america-must-prepare-coming-chinese-empire-63102 (датаобращения: 24.05.2022).
  10. Sharp jump in US Navy transits to counter China under Trump. — Текст: электронный // AP News: [сайт]. — URL: https://apnews.com/article/politics-beijing-south-china-sea-china-taiwan-6e8129431137ef822344677092285dbd (датаобращения: 29.05.2022).
  11. Shih G. Trump upsets decades of U. S. policy on Taiwan, leaving thorny questions for Biden / G. Shih. — Текст: электронный // The Washington Post: [сайт]. — URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/trump-biden-taiwan-china/2021/01/13/1bbadee0–53c0–11eb-acc5–92d2819a1ccb_story.html (датаобращения: 28.05.2022).
  12. US lifts self-imposed restrictions on Taiwan contacts. — Текст: электронный // Business Standard: [сайт]. — URL: https://www.business-standard.com/article/international/us-lifts-self-imposed-restrictions-on-taiwan-contacts-chinese-media-reacts-121011000728_1.html (датаобращения: 25.05.2022).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
США
Тайвань
Китай
Восточная Азия
соперничество
политика
Байден
обострение
регион
Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 412-415):
Часть 6 (стр. 339-415)
Расположение в файле:
стр. 339стр. 412-415стр. 415

Молодой учёный