Борис Екимов: новации и традиции в «деревенской» прозе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Тагильцев, А. В. Борис Екимов: новации и традиции в «деревенской» прозе / А. В. Тагильцев, А. М. Вагапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92332/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы пытаются проследить динамику литературного направления «деревенской прозы» на примере рассказа «Говори, мама, говори» современного писателя-«деревенщика» — Бориса Екимова. В статье особое внимание уделяется как традиционными приемам поэтики «деревенской прозы», так и новым, определяющим специфику художественного творчества популярного волгоградского писателя.

Творчество современного волгоградского писателя Бориса Екимова традиционно относят к руслу течения «деревенской прозы». В связи с этим можно говорить об уникальности автора, пишущего в творческой манере постепенного ушедшего в русской литературе конца XX века течения. К мысли об утопичности образа мира, старательно создаваемом «деревенской прозой», пришли еще к концу XX века: разоблачение (притом самими писателями-«деревенщиками» в том числе) идиллической картины мира русской деревни резко обозначало судьбу данного литературного направления. Достаточно болезненный процесс расставания с художественными идеалами «деревенской прозы» (образ лада и гармонии, отражаемый в быте и культуре русской деревни, духовность, культ предков, преклонение перед вечными законами природы и т. д.) обозначил новые направления для развития творчества ряда писателей.

Бориса Екимова часто называют «последним деревенщиком». В каждом его произведении все отчетливее слышен голос угасающей надежды о возможности утверждения патриархального пути развития Руси. Вместе с тем, в отличие от старших «деревенщиков», «художественные интонации Б. Екимова отличает сдержанность » [1, с. 78] в разрешении типичных для «деревенской прозы» конфликтов (противостоянии мира города и деревни, которое влечет за собой противоборство духовности и бездуховности, добра и зла, традиций и новшеств). Художественный пафос обреченности «деревенской» мифопоэтики, которым пропитаны последние произведения выдающихся «деревенщиков» (В. Распутин, В. Астафьев), в малой прозе Екимова сменяется лирическими интонациями, однако, не теряющих жизнеутверждающую силу. Неоднозначное, сложное восприятие бытия является отличительной чертой художественного взгляда Бориса Екимова — современного «деревенщика», по-иному взглянувшего на судьбу русской деревни конца XX — начала XXI века.

Одним из самых узнаваемых произведений автора по праву можно назвать рассказ «Говори, мама, говори» (2006). Лирический сюжет о потери духовной связи между матерью и дочерью раскрывается писателем на типичном для «деревенской» прозы конфликте власти города и уходящего в прошлое мира деревни, с его традиционными духовными и культурными ценностями.

Телефон, «мобила» или «черная коробочка» — атрибут городской жизни, который обладает почти безграничными возможностями. Старая мать Катерина позже и сама себя в этом будет убеждать: «Мобила! — горделиво повторяла она слова городского внука. — Одно слово — мобила. Нажал кнопку, и враз — Мария. Другую нажал — Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? — вопрошала она. — Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство». [2, с. 312]. Связывать, даже на дистанции, сквозь большие расстояния — вот основная функция чудесного устройства. Однако, и в этом главный парадокс, телефон наряду основной своей функцией, становится элементом разъединения между двумя близкими людьми. Иллюзия тесного контакта рассеивается при первом строгом напоминании дочери матери о тарифе.

Ежедневный обмен короткими фразами о самом главном «Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь» или «Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую» и т. д. одновременно становится разговором о второстепенном. Дистанция между матерью и дочерью возникает за счет духовного разлада, разъединения между двумя родными людьми. Взаимоотношение поколений и культ семьи — составляют основу нравственной проективности «деревенской прозы». В современных «деревенских» рассказах и повестях власть города и победа техноцентризма над миром патриархальной русской деревни очевидна. Стихия города подчинила себе сознания жителей, утверждая свою веру и свои законы жизни. На смену традиционным ценностям пришли новые, «прогрессистские».

Важно напомнить, что гармоничный образ деревни в русле литературного течения важен не сам по себе, а как носитель вечных нравственных ценностей, находящийся под угрозой обездушивания со стороны города: «Дело совершенно не в защите старой деревни… Речь идет о духовном мире миллионов людей, который преобразуется, уходит и завтра будет уже не таким, как сегодня» [3, с. 146]. Традиционно с образом города связано дьявольское начало; город воплощает образ вечного двигателя, бездушной машины, в которой нет места живой человеческой душе, вере.

Городским персонажем в рассказе выступает дочь Катерины. В её облике автор запечатлел основные черты героя потустороннего, отдалённого от своих природных истоков, «чужого» в системе екимовских персонажей. Здесь и быстрый темп городской жизни, выветривающий душу, власть денег, ложные ценности. Несмотря на внешнее проявление заботы о матери, дочь все же теряет связь с ней. Это хорошо заметно, когда Катерина пытается рассказать дочери о страшном сне, а в ответ лишь слышит: «Мама, — донеслось из телефона строгое, — говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объяснили: тариф» [2, с. 314].

Для матери важно хотя бы искусственно, через телефон поддержать атмосферу близкого общения с дочкой. Да, у Катерины есть «мобила», которая позволяет ей связаться с дочерью, как бы далеко она не была. Но правда ли это их сближает? Голос рассказчика транслирует сознание матери, автор на стороне старой Катерины: «Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда. Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру» [2, с. 314].

Динамика «деревенской прозы» в творчестве Бориса Екимова наглядно обнаруживается в рамках данного рассказа. Во-первых, отличительной чертой «новой деревенской прозы» является уход от идеализации современного мира русской деревни. Важно понимать, что сам по себе образ деревни по-прежнему остается воплощением идеи о мире вечной гармонии и лада. Эту мысль подтверждает образ главной героини — представительницы мира старой, ушедшей в прошлое, самобытной русской деревни. В её облике автор воспевает возвышенные нравственные качества, свойственные русскому человеку: ответственность перед лицом природы, благодарность земле, которой «когда-то кормилась немалая семья» [2, с. 315], культ семьи. Все эти нравственные качества причисляют Катерину к исключительно положительным героям, так как она не утратила в современном мире самое главное — душу, память и совесть. Идея преклонения перед землей и утверждение традиционных нравственных ценностей делает духовный облик героини возвышенным.

Значимость в рассказе обретают небольшие, но очень живописные пейзажи донской осени на хуторе. Зарисовки природного мира вовсе не отводят читателя от основного сюжета в рассказе, а напротив, напоминают о вневременной красоте и гармоничности русской деревни, которая является неотъемлемой частью жизни русского человека. В самих природных образах кроется путь к познанию истины, одухотворенности, осознанию цикличности жизни человека и мира. Поэтому так важны с любовью описанные картины золотой осени деревни: «Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром» [2, с. 311].

Вместе с тем, автор подмечает, что мир современной русской деревни давно утратил ту культуру и то духовное богатство, которые раньше с особым вниманием защищали от пагубного воздействия города писатели- «деревенщики»: «Хутор, еще недавно людимый, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря» [2, с. 313]. Деревня представляется нелюдимой, неудобной и даже опасной для проживания в ней особенно пожилых людей («И о хате душа болит. Пьянчуги залезут — последние кастрюлешки упрут» [2, с. 313]).

Высокое мастерство Бориса Екимова заключается в том, что модифицируя «деревенскую прозу», автор остается все же в рамках данного течения, так как утверждает главные ценности данного литературного направления.

Традиционными чертами поэтики «деревенской прозы» является живой русский язык с многочисленными диалектами донского края и деревенскими просторечиями. Трансляция сознания героини происходит за счет включения в несобственно-прямую речь диалектов и просторечных выражений: гутарят, «разводить колготу», «нехай глядят», «вдарилась», «чувалы» (мешки), «вахли» (сетки, веревочные мешки для соломы и сена). Колоритная речь автора и героини создают национальный и самобытный облик малой родины.

Другая не менее важная черта «деревенской прозы» — психологический аспект. Сны, видения и предзнаменования являются важным приемом передачи чуткости персонажа по отношению к восприятию мира в целом. Добрые, эмоционально открытые, по преимуществу положительные персонажи видят сны, потустороннюю реальность, знаки, как от дьявола, так и от бога. Катерина тоже видит страшный сон, который может предвещать катастрофу, потерю связи между ней и дочерью. Глубокие переживания Катерины — это и переживание автора о судьбе современного мира, который все больше утрачивает связь со своими корнями.

Таким образом, лирический сюжет о взаимоотношении матери и дочери в XXI веке, содержит ряд приемов, позволяющий сделать вывод о художественном открытии в рамках русла «деревенской прозы». Это рассказ не только о трагичном прерывании связи между родными людьми, но это и грустная песнь о том, что участь русской деревни неизбежна. Автор с трепетом напоминает читателям о поддержании духовного здоровья нации, которое невозможно без почитания своих культурных истоков, традиционного уклада мира, заветов старших, культа предков. В произведениях Б. Екимова голос уходящей в прошлое родины звучит трагическим и в то же время светлым плачем о несбыточности мечты утверждения мира крестьянской Руси.

Литература:

  1. Ковтун, Н. В. Патриархальный миф в традиционалистской прозе рубежа XX-XXI веков / Н. В. Ковтун. — Текст: непосредственный // Сибирский филологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 77–87.
  2. Екимов, Б. П. Возвращение: Рассказы о живой жизни / Б. П. Екимов. — Москва: «Никея», 2016. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  3. Распутин, В. Быть самим собой / В. Распутин. — Текст: непосредственный // Вопросы литературы. — 1976. — № 9. — С. 142–150.
Основные термины (генерируются автоматически): русская деревня, дочь, литературное направление, рассказ, современный мир, городская жизнь, лирический сюжет, особое внимание, отличительная черта, русский человек.


Похожие статьи

«Деревня» Бунина и русская литературная традиция

 За бунинской «Деревней» стояла большая традиция русской литературы, высочайший уровень национальной художественной культуры слова, и это наследственное качество отчетливо проявилось в общем строе и стиле повести, ее образной концепции и языке.

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр...

Фаворитные черты российского человека, его мужество, великодушие, старание

Деревенская проза В. Шукшина сыграла огромную роль в развитии русской литературы и языка русской прозы.

Заметки о деревенской теме в современном литературном процессе.

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской деревни вообще.

Современная же кляча, как показывает Бунин, абсолютно покорная и обессилевшая.

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму повести.

Литературное краеведение как одно из направлений...

Она обогатила русское литературное творчество и сама вобрала в себя то лучшее, что было и есть в наследии поэтов и писателей прошлого.

Литературная жизнь Воронежского края известна далеко за его пределами. Она обогатила русское литературное творчество и сама...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Одной из характерных черт в реалистической живописи становится тенденция создания

Особое внимание уделялось разработке сюжета как одного из наиболее действенных

Торжеству нового направления в изобразительном искусстве немало способствовал В. В...

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Мир «Повестей Белкина» — мир русской провинции, в котором изображение дворянской усадьбы, её быта имело особое значение.

Уже из этого сопоставления видно, что Пушкин противопоставил городской жизни жизнь деревенскую, традиционную, самодостаточную.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего.

Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского...

Великий русский поэт стал для Швейцера, как и для самого Паустовского, нравственным идеалом.

В образе Швейцера Паустовский показал лучшие черты русской интеллигенции

Человек — многогранный источник творчества художника. Во времена Возрождения, когда...

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

В историю русской литературы Бунин вошел, прежде всего, как крупнейший мастер прозы.

Лирически-взволнованное и предельно пластическое изображения предметного мира и человеческих характеров неизменно соединено в его поэтике с глубокой философичностью и...

Похожие статьи

«Деревня» Бунина и русская литературная традиция

 За бунинской «Деревней» стояла большая традиция русской литературы, высочайший уровень национальной художественной культуры слова, и это наследственное качество отчетливо проявилось в общем строе и стиле повести, ее образной концепции и языке.

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр...

Фаворитные черты российского человека, его мужество, великодушие, старание

Деревенская проза В. Шукшина сыграла огромную роль в развитии русской литературы и языка русской прозы.

Заметки о деревенской теме в современном литературном процессе.

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни,то есть получает статус символа русской деревни вообще.

Современная же кляча, как показывает Бунин, абсолютно покорная и обессилевшая.

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму повести.

Литературное краеведение как одно из направлений...

Она обогатила русское литературное творчество и сама вобрала в себя то лучшее, что было и есть в наследии поэтов и писателей прошлого.

Литературная жизнь Воронежского края известна далеко за его пределами. Она обогатила русское литературное творчество и сама...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Одной из характерных черт в реалистической живописи становится тенденция создания

Особое внимание уделялось разработке сюжета как одного из наиболее действенных

Торжеству нового направления в изобразительном искусстве немало способствовал В. В...

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Мир «Повестей Белкина» — мир русской провинции, в котором изображение дворянской усадьбы, её быта имело особое значение.

Уже из этого сопоставления видно, что Пушкин противопоставил городской жизни жизнь деревенскую, традиционную, самодостаточную.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего.

Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского...

Великий русский поэт стал для Швейцера, как и для самого Паустовского, нравственным идеалом.

В образе Швейцера Паустовский показал лучшие черты русской интеллигенции

Человек — многогранный источник творчества художника. Во времена Возрождения, когда...

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

В историю русской литературы Бунин вошел, прежде всего, как крупнейший мастер прозы.

Лирически-взволнованное и предельно пластическое изображения предметного мира и человеческих характеров неизменно соединено в его поэтике с глубокой философичностью и...

Задать вопрос