В самом начале статьи хотелось задаться вопросом «Кто такие декабристки?». Декабристки — это жены, осужденных на каторгу декабристов, добровольно последовавшие за мужьями в Сибирь. Решение «Декабристок» разделить участь, мужей было вызвано не политическими мотивами, а чувством долга, любви и самопожертвования. Однако, добровольное следование декабристок в Сибирь за политическими врагами царя, имело крупное общественное значение. Оказывая постоянную моральную и материальную поддержку заключенным, декабристки, в большой мере, облегчили положение декабристов на каторге и в ссылке. Их подвиг опоэтизирован Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины» (первоначальное название — «Декабристки»). [7, с. 70]
Целью данной работы является рассмотрение поступка жен декабристов. В проблеме написания данной работы у меня возник тот же вопрос, что и у многих исследователей данной темы. Одни считают, что декабристы — народные герои, которые боролись за освобождение крепостных крестьян, и в отношении их жен придерживаются такого же мнения. Другие же полагают, что декабристы — не герои, а офицеры, предавшие присягу и первые революционеры, у которых были различные планы на власть: одни хотели установить республику и убить всю царскую семью, другие же хотели по примеру английской монархии установить в России конституционную монархию. Также рассмотреть отношение к поступку жен декабристов в историографии и сравнить с мнением современных людей.
Актуальность: Данная тема особенно актуальна так как в нашей стране достаточно давно установился культ — героинь в образе жен декабристов. В статье я хотела бы не согласиться с устаревшим мнение и высказать своё мнение по данному.
Проблематика: Главной проблемой данной темы, является то, что не все одобряют поступок жен, невест и матерей первых революционеров, которых затем назвали декабристами. В поведении жен декабристов можно проследить многие новые явления, впоследствии прослеживаемые как составная часть процесса модернизации. Дело было не в идеях декабристов, которые их жены приняли — или не приняли, это вопрос спорный.
Задачи исследования : проанализировать поступок декабристок и ответить на вопросы:
— Почему они так поступили?
— Сколько всего было таких случаев?
— Был ли это героизм и самопожертвование с их стороны?
— Кто самом деле героини жены, которые уехали в Сибирь или те кто остались со своими детьми?
Женам декабристам посвящено множество книг, не только исследовательских, но и романы. История французской модистки Полины Гёбль (впоследствии Прасковьи Анненковой), последовавшей за своим женихом Иваном Анненковым и обвенчавшейся с ним в остроге, вошла в роман о декабристах 1840 года Александра Дюма-отца «Учитель фехтования», который в России был запрещен Николаем I и именно по этой красивой истории любви cнят фильм Владимира Мотыля «Звезда Пленительного счастья», в сюжет данной кинокартины были положены воспоминания Прасковья Анненкова и исследования Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд». [3;с.122–185]
В конце XIX века крупный ученый С. Максимов посвятил женам декабристов несколько страниц в своей большой работе «Сибирь и каторга». В ней представлены статистические данные о женах декабристов, а именно их социальное и материальное положение в обществе, индивидуальная характеристика женщин, а именно возраст, образование и характер. [7;с.325–337]
В советское время крупным ученом была академик М. В. Нечкина, она занималась проблемой декабристов и их жен. В монографии «Движение декабристов» подвиг русских женщин освящен в связи с выяснением центрального вопроса о роли и месте декабристов в русском освободительном движении. «Подвиг» Волконской, Муравьевой, Трубецкой, их подруг оценен как одно из проявлений сочувственного отношения к делу декабристов передовых кругов общества, который имел немаловажное значение и огромный общественный резонанс. [9;с.135–141]
В книгах Марка Сергеева «Подвиг любви бескорыстной: Декабристки» и «Несчастью верная сестра» рассказывается о каждой из жен декабристов. Это своеобразные исторические повести, состоящие из рассказов-биографий. Особую привлекательность книгам придает обильный материал — письма, воспоминания, официальные бумаги XIX века, связанные с историей декабристов, рассказывается о гражданском подвиге женщин, которые отправились вслед за своими мужьями — декабристами в ссылку. [12;с.20–152]
Также по теме определения роли декабристок в истории, необходимо отметить работу Э. А. Павлюченко «В добровольном изгнании: о женах и сестрах декабристов». В числе причин, побудивших женщин поехать вслед за своими мужьями, наряду с влиянием гуманистической просветительской идеологии XVIII века Павлюченко называет христианские идеи любви и всепрощения, которые составляли основу дворянского воспитания. [10;с.1–33]Исследовательница подчеркивает, что женщины поколения декабристок выросли на воспоминаниях о победе в 1812 году, в эпоху «особого подъема национального самосознания и патриотизма, под влиянием которого складывались их понятия о чести, любви к родине». Таким образом, мы видим, что Э. А. Павлюченко пытается объяснить поведение декабристок нравственным долгом и романтическим воспитанием. [5;150–226]
Другой точки зрения придерживается Ю. М. Лотман, который в своей статье «Декабрист в повседневной жизни» прежде всего задается вопросом: были ли предпосылки для подобного поведения женщин? На свой вопрос исследователь отвечает следующим образом: «Прежде всего, надо отметить, что следование за ссылаемыми мужьями в Сибирь существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах русского простонародья: этапные партии сопровождались обозами, которые везли семьи сосланных в добровольное изгнание. Это рассматривалось не как подвиг и даже не в качестве индивидуально выбранного поведения — это была норма. [14]
В общем, следует отметить несколько восторженный тон работы по отношению к декабристкам, что в определенной степени характерно для всей советской историографии. Вместе с тем, не следует забывать о существовании в России XVIII-XIX вв. традиции, по которой жены офицеров следовали повсюду за своими мужьями, в том числе и во время военных походов. Поэтому, ничуть не умаляя поступка декабристок, следует помнить, что их решение не нарушало традиций своего времени.
Нужно отметить, что особое место в истории данного порыва женщин, занимает мемуаристика, являющаяся ценным историческим источником и неотъемлемой частью духовной культуры общества. Женская мемуарная проза не раз становилась предметом исследования историков, литературоведов и культурологов. Те женские мемуары, в которых описывается Сибирь, использовались как исторический источник. Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые дают представление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.
В данной статье были рассмотрены «Записки» М. Н. Волконской [2;с.1–27], «Воспоминания» П. Е. Анненковой [1;с.1–58] и других декабристок, а также письма жен декабристок, которые написаны 1830 году вовремя переводы декабристов на работы в Петровские заводы. Большинство мемуаров декабристок давно опубликованы, их жизни в Сибири посвящены многочисленные исследования. Подробно изучены условия жизни и быта, формы помощи, которую они оказывали мужьям и их соратникам. В ряде специальных трудов подчеркивается общественное значение их поступка. Таким образом, анализируя мемуарные произведения современников декабристов об их жизни в период каторги и ссылки, можно заключить, что они свидетельствуют о глубоком уважении простых людей к декабристам и стремлении посильно облегчить их участь. В мемуарах жен декабристов большое внимание уделяется описанию быта декабристов в период каторги и ссылки, а также отношениям ссыльных с окружающими их людьми — другими ссыльными, местными жителями — и наблюдениям о нравах и образе жизни жителей сибирского края.
До 14 декабря 1825 г. были женаты 23 декабриста. После приговора и исполнения казни остались вдовами жены декабристов К. Ф. Рылеева и И. Ю. Поливанова, умершего в сентябре 1826 г. Всего отправились 11 жен декабристов в Сибирь, а вместе с ними еще 7 женщин: матери и сестры сосланных декабристов. Почти все уехавшие женщины оставляли в России детей — Волконская оставила сына, Александра Муравьева — четверых, Александра Давыдова — аж шестерых детей, пристроив их к родственникам, а Жанетта-Полина Гёбль оставила свою новорожденную незаконнорожденную дочь матери Ивана Анненкова, и сама отправилась за ним в Сибирь. [11;с.187–207] До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Считается, что впервые женщины оказались сознательно вовлечены в общественно-политическую жизнь страны, что способствовало формированию нового типа русской женщины. [4;с.5–215]
Я не разделяю восторгов тех, кто считает данный поступок героизмом так как, жены декабристов казались мне очень жестокими женщинами, ведь ради мужей они бросили своих детей. [13;с.86–92] Я пыталась понять, что чувствовали дети, которых их родители, по сути, сделали сиротами, да можно конечно сказать, что дети все равно оставались с родственниками, но посмотрев на это взглядом современного человека лично для меня поступок декабристок, скорее, «игра в мученичество», чем реальный подвиг. У меня больше уважения вызывает жены тех декабристов, которые смогли сделать свой выбор в пользу детей. Например, осталась детьми жена Артамона Захаровича Муравьева — Вере Алексеевне, впоследствии декабристу с женой не суждено было встретиться. В. А. Муравьева на двадцать один год переживет своего мужа, она сосредоточила все заботы на единственном оставшемся в живых сыне, двое детей умерли. Иван Дмитриевич Якушкин так же не позволил своей жене оставить детей. С женою он уже более никогда не встретился. Она умерла молодой до его возвращения после тридцатилетней ссылки. Фёдор Петрович Шаховской убедил свою жену Наталью остаться с детьми: шестилетнем Митей и совсем новорождённым Иваном. После его ранней гибели, Наталья так и не вышла замуж, несмотря на достаточно молодой возраст, посвятив жизнь заботе о сыновьях. Это только малый список тех жен декабристов, которые остались со своими детьми и не поехали за мужьями в ссылку.
Таким образом, в настоящее время мнение насчет отъезда декабристок в Сибирь склоняется к тому, что это не подвиг. Опрос был проведен с помощью интернета. Социологическом опросе приняли участие люди начиная примерно с 12 лет и до 65 лет. В проводимом социологическом опросе 51,6 % ответил, что не согласны с мнением о «героизме» декабристок, только 32, 3 % согласны, что это подвиг. В основном люди к относящиеся группе от 0- 14 лет затруднительно отвечали на поставленный вопрос, а вот в следующий группе 15–25 лет мнение разделилось и только три человека написали, что затрудняются ответить. А вот следующая группа 26–40 ответили категорически что это не подвиг. В группе 41–60 мнение разделилось, а вот в группе 60+ люди ответили категорично, что бросать детей нельзя и вот поэтому они не считают это подвигом.
Литература:
- Анненкова П. Е. Воспоминания: [С прил. др. мемуар. текстов и повести А. Дюма «Учитель фехтования»] / Полина Анненкова. — М.: Захаров, 2003. — 383 с.
- Волконская М. Н. Записки //Тип. А. Бенке с предисл. и прил. изд. кн. М. С. Волконского. СПб.1906–297с.
- Гессен А. И. Во глубине сибирских руд...: Декабристы на каторге и в ссылке: [Для сред. и ст. школьного возраста] — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. — 558 с.
- Декабристы [Текст]: биографический справочник / [АН СССР, Ин-т истории СССР и др.]; изд. подгот. С. В. Мироненко; под ред. М. В. Нечкиной; [ст. С. В. Мироненко, с. 376–398]. — Москва: Наука, 1988. — 446 с.
- Декабристы рассказывают...: [сборник: к 150-летию со дня восстания декабристов / составитель Э. Павлюченко]. — Москва: Молодая гвардия, 1975. — 335 с.
- Лотман Ю. М. ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (Бытовое поведение как историко-психологическая категория). URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/DECLOT.HTM (Дата обращения:12.05.22)
- Максимов С. В. Сибирь и каторга: в 3 ч. / [соч.] С. Максимова. — СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. — Изд. также под загл.: Ссыльные и тюрьмы.
- Некрасов Н. А. Русские женщины [Текст]: [поэма: для среднего школьного возраста] / Н. Некрасов; худож. П. Гавин. — Москва: Книги «Искателя», 2012. — 70 с. — (Библиотечка школьника)
- Нечкина М. В. Движение декабристов [Текст]: [В 2 т.] / Акад. наук СССР. Ин-т истории. — Москва: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. — Т. 1. — 483 с.
- Павлюченко Э. А. В добровольном изгнании: О женах и сестрах декабристов / Э. А. Павлюченко; [Послесл. А. Ф. Смирнова]. — М.: Наука, 1984. — 159 с.
- Северное сияние: Ист. роман / Мария Марич; — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1985. — 433 с.
- Сергеев М. Д. Несчастью верная сестра [Текст]: [Ист. повесть] / Марк Сергеев; [Худож. А. Е. Шпирко]. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. — 351 с.
- Письма жен декабристов А. Х. Бенкендорфу// А. Д. Марголис. Тюрьма и ссылка в императорской России: исследования и архивные находки, М., 1995. С. 86–92