Теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Уразайкина, М. А. Теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности / М. А. Уразайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92083/ (дата обращения: 30.04.2024).



Уразайкина Марина Александровна

студентка, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елабужский институт (филиал) г. Елабуга, Россия

Теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Аннотация. В работе рассматриваются теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Ключевые слова: нравственные представления, нравственность, театрализованная деятельность, виды театрализованной деятельности.

Научный руководитель : Галич Т.Н

Urazaykina Marina Aleksandrovna

student, Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga Institute (branch), Yelabuga, Russia

Theoretical aspects of the formation of moral ideas in older preschool children in theatrical activities

Annotation . The paper examines the theoretical aspects of the formation of moral ideas in older preschool children in theatrical activities

Keywords : moral representations, morality, theatrical activity, types of theatrical activity.

Формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста определяется как одна из наиболее стратегически важных задач воспитания в условиях современного дошкольной образовательной организации. Вопросы формирования нравственных представлений подрастающего поколения волновали общество во все времена, с древности и по сегодняшний день. Так, вопросу нравственных представлений были посвящены работы

О. С. Богданова, Н. И. Болдырева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Т. П. Гаврилова, А. Н. Коваль, С. А. Козлова, В. Г. Нечаева.

По мнению И. Ф. Свадовского для успешного формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста, необходимо подчеркивать значимость мотивов, при помощи которых детей формируют основы нравственных представлений. Формируемые нравственные представления у дошкольников должны вызывать положительные эмоции, а следовательно, эти качества проявляются в дальнейшем в поступках.

Важность формирования нравственных представлений определяется и государственной политикой России. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обращается внимание направлено на то, что формирование нравственных представлений, приобщение подрастающего поколения к нравственным ценностям является одной из важнейших задач современной государственной политики Российской Федерации.

Так, в ФГОС ДО говориться, что необходимо уже у детей дошкольного возраста формировать гуманное отношение к природе, к людям и пр. Воспитывать чувство патриотизма и гражданской ответственности. Ценить труд людей, а самое главное сформировать у дошкольников умение управлять собственным поведением, чувствами, научить детей быть толерантным к окружающим их людям.

В Законе «Об образовании в Российской федерации» нравственное воспитание рассматривается как деятельность, сосредоточенная на развитии дошкольника, создание условий для социализации и самоопределения личности на базе нравственных, социокультурных, общественных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, личности, общества и государства.

Рассмотрим разнообразные подходы к содержанию понятия нравственные представления в психолого-педагогической и методической литературе. Так, по мнению Е. Н. Бородиной, нравственные представления личности — это моральные принципы, наполненные общественно-гуманной направленностью.

В свою очередь, В. Г. Нечаева рассматривает свойства личности, определяющие нравственные представления: доброта, т. е. положительное, хорошее, полезное; чуткость, предполагает заботу о нуждающихся, желаниях людей, внимательное отношение к мнению и интересам окружающих; отзывчивость, это желание помогать нуждающимся, быть великодушными, терпимыми, бескорыстно делать добрые дела; трудолюбие, предполагает положительное отношение к труду, усердие; честность, это справедливое отношение к чему либо, честность убеждений, характера; скромность, т. е. сдержанность в демонстрации и выпячивании своих достоинств; ответственность, это полное осознание своей ответственности за выполнение каких-либо заданий или поручений, отчет о собственных действиях, поступках, необходимость нести ответственность за возможные последствия; справедливость, предполагает истинность, беспристрастность, правильность суждений; вежливость, это благовоспитанность, учтивость, соблюдение бытовых норм; дружба, т. е. близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.

В современной педагогической теории и практики существует множество эффективных методов и приемов для формирования нравственных представлений у дошкольников. На наш взгляд один из наиболее эффективных методов это театрализованная деятельность. Так как именно в театрализованной деятельности, на примере литературных произведений складываются понятия о добре и зле, а как следствие формируется нравственное поведение.

Так, по мнению Н. А. Реуцкой это можно объяснить нравственной направленностью художественных произведений, используемых с детьми дошкольного возраста. Именно в детских художественной литературе наглядно прослеживается дружба, доброта, честность, смелость и порядочность. Благодаря пониманию художественных произведений, пишет автор, а именно анализу действий героев литературных произведений, которые воспитатель рассматривает в процессе подготовки к театрализованной деятельности, дошкольник узнает мир, учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Любимые литературные герои становятся примером для подражания. Это дает возможность педагогу оказывать педагогическое, воспитательное воздействие на дошкольника.

Вопросу использования театрализованной деятельности в развитии подрастающего поколения уделяли внимание многие педагоги, такие как

О. А. Акулова, Л. В. Артемова, Л. П. Бочкарева, И. А. Голышева, Т. Н. Доронова, Н. С. Карпинская, М. Д. Махаева.

Театрализованная деятельность — это средство социализации ребенка дошкольного возраста в ходе которого происходит осмысление им морального подтекста литературного или народного произведения, что и создает благоприятные условия для воспитания чувства партнерства и изучения способов положительного взаимодействия, пишет О. А. Акулова.

Для эффективности работы театрализованную деятельность классифицируют на театрализованные игры и игры с настольным театром, пишет Л. В. Артемова. Особенностями присущими только театрализованной игре есть литературная основание их содержания и присутствие зрителей, пишет автор. Существует множество классификаций театрализованных игр, так автор подразделяет их на две группы: режиссерские и драматизации.

Л. П. Бочкарева, в свою очередь, разделяет театрализованные игры на: предметные и непредметные. Разделение театрализованных игр по литературному тексту, по замыслу, по предложенным взрослым обстоятельствам представлена Е. В. Мигунова. В ряде работ театрализованные игры систематизируются по средствам изображения в зависимости от основных способов эмоциональной выразительности сюжета.

Таким образом, театрализованная игра является эффективным методом формирования нравственных представлений, так как именно в театрализованной деятельности, на примере литературных произведений складываются понятия о добре и зле, в детской художественной литературе наглядно прослеживается дружба, доброта, честность, смелость и порядочность. Любимые литературные герои становятся примером для подражания. Это дает возможность педагогу оказывать педагогическое, воспитательное воздействие на дошкольника.

Список используемых источников:

  1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 4. — С. 57–64
  2. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей. / О. С. Богданова, Л. И. Катаева — М.: Просвещение, 2018. — 213 с.
  3. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, А. М. Виноградова Г. Н. Година; под ред. А. М. Виноградовой.– 2- изд. — М.: Просвещение, 2019.- 50 с.
  4. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. — М.: ТЦ Сфера, 2018.– 128 с.
  5. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание. / И. Ф. Свадковский — М.: Академия, 2019. — 144 с.

Автор — Уразайкина Марина Александровна, студент 5 курса ЕИКФУ, город Елабуга, Республика Татарстан, 423600, urazaykina.marina@gmail.com

Научный руководитель — Галич Т. Н., доцент, к.н. (доцент), Елабужский институт (филиал) КФУ / отделение психологии и педагогики / Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования (основной работник)

доцент, к.н. (доцент), Елабужский институт (филиал) КФУ / отделение психологии и педагогики / Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования (внутренний совместитель)

TNGalich@kpfu.ru

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, дошкольный возраст, представление, Елабужский институт, подрастающее поколение, Российская федерация, воспитательное воздействие, научный руководитель, начальное образование, Нравственное воспитание.


Ключевые слова

нравственность, нравственные представления, театрализованная деятельность, виды театрализованной деятельности

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Ключевые слова: Нравственные представления, нравственное воспитание

Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает

нравственные представления, нравственное воспитание, театрализовано-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад, дошкольный возраст...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, театрализованная деятельность, театрализованная игра, дошкольники. На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

– между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Логачева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности / Т. В. Логачева.

Необходимо, чтобы ребенок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками...

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников...

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

 Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит

Важно отметить, что пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников, что в свою очередь влияет на формирование речи детей.

Значение театрализованной деятельности дошкольников...

Театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Театрализованная деятельность способствует раскрыть творческий потенциал ребенка

Начальные попытки приостановить свои чувства можно заметить у ребенка в 3–4 года.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство формирования...

Ключевые слова: Нравственные представления, нравственное воспитание

Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает

нравственные представления, нравственное воспитание, театрализовано-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад, дошкольный возраст...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного...

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, театрализованная деятельность, театрализованная игра, дошкольники. На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование, детский сад

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация...

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

– между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Логачева, Т. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности / Т. В. Логачева.

Необходимо, чтобы ребенок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками...

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников...

Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников компенсирующей направленности посредством театрализованной

театрализованная деятельность, ребенок, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание, дошкольное образование...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

 Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит

Важно отметить, что пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников, что в свою очередь влияет на формирование речи детей.

Значение театрализованной деятельности дошкольников...

Театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Театрализованная деятельность способствует раскрыть творческий потенциал ребенка

Начальные попытки приостановить свои чувства можно заметить у ребенка в 3–4 года.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и...

Задать вопрос