Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании конфликта в Афганистане в 1979–1989 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 08.05.2022

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Белкин, М. П. Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании конфликта в Афганистане в 1979–1989 гг. / М. П. Белкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 404-407. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91253/ (дата обращения: 27.04.2024).



Резюме статьи

Следует отметить, что усилия Организации Объединенных Наций не оказали необходимого воздействия для того, чтобы начать мирный процесс урегулирования ситуации в Афганистане. Принятые организацией резолюции не имели обязательной силы и, как показала практика, соблюдать их страны, участвующие напрямую или косвенно в афганской войне, не стали. Более того, одной из ключевых деталей являлся тот факт, что СССР являлся постоянным членом Совета Безопасности ООН и имел возможность наложить «вето» на резолюции, что по правилам организации, лишало резолюцию юридической силы. Более того, некоторые значимые члены ООН, такие как США, Великобритания, Япония, КНР, Иран и Турция оказывали афганским моджахедам военную и финансовую помощь не от лица организации. Этому способствовал тот факт, что у каждой страны были личные интересы в данном конфликте, расходящиеся с принципами международного мира и безопасности и состоящие в желании ослабить СССР и противодействовать советскому влиянию в регионе. Это особенно отчетливо выражалось в действиях таких стран как США и Великобритания, находившихся в состоянии «Холодной войны» с СССР и желающих любыми средствами подорвать положение Советского Союза на международной арене. Иран и Турция поддерживали моджахедов не только из политических и экономических, но и из религиозных соображений.

Поэтому действия ООН не выходят за рамки официальных призывов к переходу к формату мирных переговоров, выводу войск и гуманитарной помощи беженцам, в результате чего реальный вклад Организации Объединенных Наций в урегулирование конфликта в Афганистане ограничивается использованием мягкой силы и декларативными заявлениями.

Краткая характеристика деятельности ООН

Организация Объединенных Наций — это международная организация, основная деятельность которой направлена на укрепление и поддержку международного мира и безопасности, а также на поддержание сотрудничества мировых государств. Можно сказать, что ООН является основой международной системы коллективной безопасности и мировой политики и дипломатии. Организация была создана странами-участницами антигитлеровской коалиции после завершения Второй мировой войны. С 2011 года членами ООН являются 193 страны (то есть практически все суверенные государства мира). Шестью основными органами, определяющими политику и деятельность организации являются Совет Безопасности, Международный суд ООН, Генеральная Ассамблея, Совет по опеке, Экономический и Социальный совет и Секретариат ООН. Важнейшими вехами в деятельности организации являются миротворческие миссии и операции, защита прав человека, оказание гуманитарной помощи, способствование социальному и экономическому развитию, а также контроль за соблюдением принципов международного права.

Краткая характеристика войны в Афганистане

Конфликт в Афганистане начался в 1973 году со свержения короля Захир-шаха, в результате чего произошел переход власти режиму Мухаммеда-Дауда. В 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, по итогам которой, новой властью Народно-демократической партии Афганистана была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. Новое руководство страны взяло курс на строительство социализма, несмотря на серьезную внутреннюю нестабильность. Руководитель НДПА Нур Мохаммада Тараки начал проводить реформы, не получившие популярности у афганцев. Основной оппозицией режиму Тараки были радикальные исламисты, которые объявили НДПА священную войну (джихад). Сразу после прихода к власти НДПА, радикальные исламисты поднимали многочисленные восстания на всей территории Афганистана. Тараки не удавалось справиться со сложившейся ситуацией, в результате чего было принято решение обратиться за помощью к СССР. Формальной причиной для решения о вводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистан стали неоднократные просьбы афганского правительства. Реальной же причиной для ввода войск была попытка руководства СССР предотвратить иностранное военное вмешательство в конфликт и сохранить власть в Афганистане для дружественного Советскому Союзу режиму. Таким образом, СССР оказался втянут в многолетнюю и тяжелую гражданскую войну в Афганистане. В ходе конфликта многие западноевропейские страны, США, мусульманские страны и международные медицинские организации.

Позиции основных стран-членов ООН по конфликту в Афганистане

Позиция основных стран-членов ООН выражалась в противодействии СССР и масштабной финансовой, военной и гуманитарной помощи оппозиционным силам Афганистана. Начиная с 1980-го года объем американской военной помощи афганским моджахедам постоянно увеличивался: в 1984 года её объём составил 125 миллионов долларов, в 1985 году — 250 миллионов, а в 1986 году — 470 миллионов, в 1987 году он составил 630 миллионов долларов. К 1988 году общий объем американской помощи оппозиционным силам Афганистана составил 2,1 миллиарда долларов. Около двух миллиардов долларов в качестве помощи моджахедам выделила также Саудовская Аравия, а также другие страны Персидского залива ежегодно высылали моджахедам порядка 400 миллионов долларов. На начальном этапе войны в Афганистане Великобритания и США проводили против Советского Союза тайную операцию «Фарадей». Целью операции была засылка американского и британского спецназа в Афганистан для ведения разведывательной деятельности, массовые поставки вооружений, организация тренировочных баз исламистов в Шотландии и Пакистане, а также инструктирование моджахедов по осуществлению диверсий. Однако наиболее масштабной американской операцией в рамках помощи афганским моджахедам стала операция «Циклон». «Циклон» — операция Центрального Разведывательного Управления США в Афганистане, проводимая в 1980-е годы, которая явилась одной из наиболее дорогостоящих и продолжительных операций ЦРУ за все время существования ведомства. Финансирование программы на начальном этапе составляло 20–30 миллионов долларов в год, но к 1987 году расходы на операцию выросли до 630 миллионов. Ключевым исполнителем «Циклона» была выбрана «ISI» — межведомственная разведка Пакистана. За период с 1978 по 1992 год, в рамках операции были обучены и вооружены более ста тысяч моджахедов. ISI вербовала наемников в исламских странах и в Уйгурской автономии Китая. В ответ на вмешательство советской стороны в войну в Афганистане в Иране в начале 1980-х годов был образован «Коалиционный Совет Исламской революции Афганистана» — военно-политический союз исламского сопротивления моджахедов-шиитов. В роли организаторов выступили лидеры восьми шиитских партий Ирана («Шиитская восьмёрка»). Организация занималась привлечением финансовых средств и управлением действиями исламистских вооруженных формирований против афганского правительства и советских войск в Афганистане. Саудовская Аравия открыто оказывала помощь афганским моджахедам из бюджета Королевства. Объем помощи на протяжении 1979–1989 годов составил более 3 миллиардов долларов (согласно некоторым источникам, данная сумма была в два раза больше). К 1984 году лидерам по поставкам вооружений афганской оппозиции стала Китайская Народная Республика. В борьбе против СССР колоссальную роль, хоть и косвенно, сыграла Японская помощь моджахедам. Несмотря на то, что японцы напрямую не участвовали в операциях моджахедов, помощь Японии дала Пакистану возможность стать базой для подготовки операций моджахедов против Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистане. Примечательно, что лишь за период с декабря 1979 года по август 1983 года, объем японской помощи Пакистану составил более 41 миллиарда долларов.

Деятельность ООН по урегулированию конфликта в Афганистане

Вскоре после ввода Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистан, Совет Безопасности ООН был собран на заседание по данному вопросу. 5 государств (Нигер, Филиппины, Бангладеш, Замбия и Ямайка) подготовили резолюцию, которая была поддержана тринадцатью государствами-членами Совета, а СССР со своей стороны наложил «вето» и резолюция принята не была. В данной резолюции указывалось, что действия Советского Союза противоречат многим принятым международным договорам и конвенциям и являются прямым вмешательством во внутренние дела суверенного государства, особенно, относящегося к Движению Неприсоединения. В конвенции говорилось: «Советские действия не только нанесли смертельный удар разрядке, но и без нужды создали воинственное в мире настроение. Очевидным последствием таких воинственных действий явилось серьезное усиление гонки вооружений, что ведет к крушению надежд всех миролюбивых государств, которые хотели бы содействовать усилиям по осуществлению разоружения. Советские действия, более того, нарушили международные экономические отношения и уменьшили возможность осуществления надежд стран «третьего мира» на более равноправные экономические отношения между развивающимися и промышленно развитыми странами. В результате картина мировой экономики стала еще более мрачной». СССР, в свою очередь, ссылался на договор «О дружбе, соседстве и сотрудничестве» от 5 декабря 1978 года, в соответствии с которым Советских Союз имел право оказать помощь Афганскому правительству. 10–14 января 1980 года состоялась Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой была принята резолюция «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности». В данном документе ООН выражает «глубокую обеспокоенность событиями в Афганистане и их последствиями для международного мира и безопасности», «выражает глубокое сожаление по поводу недавней вооруженной интервенции в Афганистане, которая несовместима с принципом суверенитета», «призывает к немедленному, безусловному и полному выводу иностранных войск из Афганистана», «призывает все государства и национальные и международные организации предоставить гуманитарную помощь афганским беженцам с целью облегчить их тяжелое положение». За принятие данной резолюции выступили 104 члена ООН, 18 государств выступили против и 18 государств воздержались. Однако необходимо отметить, что данная резолюция не имела обязательной силы и, фактически, никакого реального влияния не оказала.

Итоги деятельности ООН по урегулированию конфликта в Афганистане

Подводя итоги деятельности Организации Объединенных Наций по урегулированию конфликта в Афганистане, следует прежде всего отметить, что никакого существенного значения деятельность ООН в решении данного кризиса не имела. Принятые организацией резолюции не имели обязательной силы и, как показала практика, соблюдать их страны, участвующие напрямую или косвенно в афганской войне, не стали. Более того, одной из ключевых деталей являлся тот факт, что СССР являлся постоянным членом Совета Безопасности ООН и имел возможность наложить «вето» на резолюции, что по правилам организации, лишало резолюцию юридической силы. Многие страны-члены ООН, такие как США, Великобритания, Саудовская Аравия, Турция и Япония активно участвовали в поддержке афганских моджахедов, однако, их помимо того, что они действовали не от имени организации, а преследуя собственные цели, их действия расходились с действиями, прописанными в призывах резолюций Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что иностранная помощь афганским моджахедам действительно оказала значительное влияние в борьбе против Ограниченного Контингента Советских Войск и сил правительства Афганистана, это было персональной инициативой стран, поддерживающих оппозицию, а не желанием следовать целям и принципам ООН.

Литература:

1) Коргун В. Г. История Афганистана. XX век.

2) Дауди И. «Большая игра в Афганистан» Глава: «Центры подготовки афганской оппозиции». 96–97 с.

3) Context of '1980–1989: CIA and British Train Mujaheddin in Afghanistan and Help Arm Bin Laden

4) Костыря А. А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979 − 1989 гг.): монография. — 2-е изд.

5) Христофоров В. С. Афганистан. Правящая партия и армия 1978–1989. — М.. 2009. — 39 с.

6) Христофоров В. С. Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979–1989 гг. — М., 2016. — 90–91с.

7) Чрезвычайные сессии Генеральной ассамблеи ООН (15 января 1980 года). Отчёт о заседании Совета Безопасности ООН 7 января 1986 года.

8) Конорева И. А. Международные конфликты в Азии в исторической ретроспективе: геополитические и дипломатические аспекты (1946–2006). — Курск, 2006. — 77 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, СССР, США, Великобритания, гуманитарная помощь, международный мир, Ограниченный Контингент, Советский Союз, урегулирование конфликта, Афганское правительство.


Похожие статьи

Характеристика системы международной безопасности в период...

Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внешнеполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю политику на международной арене были ограниченными. Официальной датой распада СССР принято...

Внутриполитический кризис в Афганистане: вызовы и угрозы...

Рассматриваются основные угрозы и риски для афганского правительства.

В рамках этого соглашения прямые переговоры о мире между поддерживаемым Западом правительством

Поводом для конфликта между Гани и Абдуллой являются результаты президентских выборов...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

Следует отметить, что СССР и США высказали обоюдное общее мнение по палестинскому вопросу.

СССР — государство-победитель в масштабном и мировом военном конфликте, равным

Но США и Англия отказали Египту в помощи развития этого плана. В то же время...

Мирное урегулирование арабо-израильского конфликта...

По окончании войны правительство Советского Союза направило советским послам в странах социалистического лагеря телеграмму, где в подстрекательстве конфликта обвинялись США, Британия и ФРГ. В послании также подчеркивалась общая сплоченность...

Практическое занятие на тему «План Маршалла» | Молодой ученый

Великобритания— к власти пришли лейбористы, которые выступали за сохранение введенного в военное время госконтроля над

Кому предназначалась помощь? В чём заключалась помощь? Почему в числе получателей помощи не было бывшего союзника США...

О двойных стандартах в политике развитых стран...

Конфликт в Южной Осетии является конфликтом локального характера с вовлечением элементов международного характера.

Очевидно, что именно для этого оккупирован Афганистан, который представляет ценность благодаря своим военным базам.

СССР, Советский Союз, США, национальная безопасность...

На следующий день, 26 сентября, советское правительство посредствам ТАСС сделало официальное сообщение по вопросу о положении в Берлине и о переговорах, которые состоялись по этому поводу между правительствами СССР, США, Великобритании и...

Англо-афганская война 1878–1880 годов как фактор развития...

Проникновение Великобритании в Афганистан после первой англо-афганской войны как фактор формирования афганских образов и нового военного конфликта . Первая англо-афганская война не привела к формальному изменению статуса Афганистана, но в...

Роль плана Маршалла в холодной войне против СССР: причины...

Не могли устроить Советский Союз и такие условия получения помощи, как требование

Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя

Советско-американские отношения в послевоенный период. СССР, США, Советский Союз...

Похожие статьи

Характеристика системы международной безопасности в период...

Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внешнеполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю политику на международной арене были ограниченными. Официальной датой распада СССР принято...

Внутриполитический кризис в Афганистане: вызовы и угрозы...

Рассматриваются основные угрозы и риски для афганского правительства.

В рамках этого соглашения прямые переговоры о мире между поддерживаемым Западом правительством

Поводом для конфликта между Гани и Абдуллой являются результаты президентских выборов...

Ближневосточное противостояние СССР и США в 1940–60-е гг. как...

Следует отметить, что СССР и США высказали обоюдное общее мнение по палестинскому вопросу.

СССР — государство-победитель в масштабном и мировом военном конфликте, равным

Но США и Англия отказали Египту в помощи развития этого плана. В то же время...

Мирное урегулирование арабо-израильского конфликта...

По окончании войны правительство Советского Союза направило советским послам в странах социалистического лагеря телеграмму, где в подстрекательстве конфликта обвинялись США, Британия и ФРГ. В послании также подчеркивалась общая сплоченность...

Практическое занятие на тему «План Маршалла» | Молодой ученый

Великобритания— к власти пришли лейбористы, которые выступали за сохранение введенного в военное время госконтроля над

Кому предназначалась помощь? В чём заключалась помощь? Почему в числе получателей помощи не было бывшего союзника США...

О двойных стандартах в политике развитых стран...

Конфликт в Южной Осетии является конфликтом локального характера с вовлечением элементов международного характера.

Очевидно, что именно для этого оккупирован Афганистан, который представляет ценность благодаря своим военным базам.

СССР, Советский Союз, США, национальная безопасность...

На следующий день, 26 сентября, советское правительство посредствам ТАСС сделало официальное сообщение по вопросу о положении в Берлине и о переговорах, которые состоялись по этому поводу между правительствами СССР, США, Великобритании и...

Англо-афганская война 1878–1880 годов как фактор развития...

Проникновение Великобритании в Афганистан после первой англо-афганской войны как фактор формирования афганских образов и нового военного конфликта . Первая англо-афганская война не привела к формальному изменению статуса Афганистана, но в...

Роль плана Маршалла в холодной войне против СССР: причины...

Не могли устроить Советский Союз и такие условия получения помощи, как требование

Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя

Советско-американские отношения в послевоенный период. СССР, США, Советский Союз...

Задать вопрос