Две главные проблемы развития рынка общественного питания в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 2022 раза

Библиографическое описание:

Акимова, Р. А. Две главные проблемы развития рынка общественного питания в России / Р. А. Акимова, З. У. Абасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90809/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сфера общественного питания сегодня играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Все больше и больше людей выбирают питание вне дома. Общественное питание приобретает особое место в сфере услуг. Это обуславливается рядом причин: появляются новые технологии переработки продуктов, расширяются предложения, развиваются коммуникации, совершенствуются средства доставки готовой продукции, происходит интенсификация производственных процессов. Общественное питание помогает решить и социально-экономические проблемы, связанные с эффективным использованием продовольственных ресурсы страны, с высвобождением свободного времени населения, предоставляя услугу качественного питания, активно помогающую сохранить здоровье людей.

Становясь одним из самых популярных и востребованных направлений, предпринимательская деятельность в общественном питании становится бизнесом, где тесно сплетаются прибыль и риск, так как потенциально высокий уровень прибыли неизменно привлекает все большее количество предпринимателей, усиливая конкуренцию, что, в результате, приводит к росту степени риска. По мнению Георгия Мтвралашвили, признанного эксперта ресторанного бизнеса, это самый рискованный вид предпринимательства: «Это бизнес, требующий больших затрат, которые, в свою очередь, могут стать невозвратными. Поэтому нужен продуманный, взвешенный, холодный расчет. Ведь еще одна ошибка, которую допускают рестораторы, — когда они думают, что их идея будет почему-то востребована». По статистике в первый год из 200 заведений 185 закрываются либо начинают медленно, но верно «умирать», а из 15 оставшихся — среднеуспешные и успешные проекты [1].

Чтобы выжить в этой среде, необходимо учитывать все тонкости и особенности сферы общественного питания, принимая во внимание все ключевые проблемы, которые мешают развитию ресторанного бизнеса в России. Можно выделить две, наиболее основные. К ним относятся: подбор персонала и управление кадрами предприятия и контроль качества производимой продукции.

1. Грамотный подбор персонала .

Персонал предприятия — это трудовой коллектив, совокупность работников, составляющих его списочный состав. Управление персоналом предполагает грамотную разработку и реализацию кадровой политики, ставящую перед собой конкретные цели. К ним относятся: удовлетворение потребности предприятия в профессионально-квалификационных кадрах и их рациональная расстановка на предприятии для обеспечения наиболее эффективного использования.

Чтобы эффективно управлять рестораном, нужно производить тщательный и грамотный подбор персонала, привлекать профессионалов с помощью методик стимулирования труда, вознаграждений и бонусов, искать эффективных управленцев. Нужно учитывать, что квалифицированные повара, администраторы, менеджеры и другой персонал могут ставить условия работодателям. Это связано с отсутствием профессионалов в этой отрасли и, несмотря на все сложности, которые возникли в сфере общепита в пандемию, спрос на квалифицированные кадры постоянно растет. Большинство специалистов выросли на своих рабочих местах; чаще всего у них нет управленческого образования, решения принимают, опираясь на опыт и интуицию, что зачастую приводит к потерям. Бывают исключения, когда работники занимаются самостоятельно, развиваются или их обучение оплачивается работодателем. И лучше согласиться пойти на уступки и иметь в штате опытного работника, чем придерживаться своих требований и лишиться рентабельности и конкурентоспособности предприятия.

Ошибки рядовых сотрудников на 90 % вытекают из ошибок менеджмента, из-за отсутствия таланта руководства и управления персоналом, что, в свою очередь имеет ряд специфических особенностей, заключающихся в требованиях к личным качествам, умениям и навыкам персонала, занятого в данной сфере: стрессоустойчивости, внимательности, умению налаживать коммуникации в коллективе и с клиентами, исполнительности, ответственности, терпению и отзывчивости. Исходя из вышесказанного, следует учитывать, что квалифицированные повара, администраторы, менеджеры и другой персонал могут ставить условия работодателям. Это связано с отсутствием профессионалов в этой отрасли и, несмотря на все сложности, которые возникли в сфере общепита в пандемию, спрос на квалифицированные кадры стабильно растет.

Большая часть управленцев в этой отрасли сформировались на рабочих местах; чаще всего у них отсутствует профессиональное образование и все решения принимают, опираясь на свой опыт и интуицию, что не всегда объективно по отношению к производственной ситуации. Бывают исключения, когда работники занимаются самостоятельно, развиваются или за их обучение оплачивает работодатель. Эта тенденция сейчас все более приобретает актуальность и развивается. Но если есть квалифицированный и профессионально обученный работник, все же лучше согласиться пойти на уступки и иметь его в штате, чем придерживаться своих требований и в итоге получить посредственный коллектив. Поэтому владельцу бизнеса, несмотря на расходы, стоит комплектовать свой штат, имея профессионального менеджера, несущего ответственность за управление персоналом, оправдывая свою высокую зарплату.

К методам, обеспечивающим эффективное управление работниками заведения питания, можно отнести административные, социально-психологические, экономико-правовые и культурно-идеологические. Какие из них будут применены и насколько они будут действенны на практике, зависит от руководителя, от опыта его работы, наличия компетентных знаний в профессиональной и психологической деятельности.

Следующим составляющим моментом грамотного менеджмента является обучение сотрудников. Для этого есть тренинги, курсы, семинары и различные обучающие программы профессиональных навыков и мастерства, куда необходимо периодически направлять работающий персонал и в первую очередь линейных сотрудников, официантов. Официант-профессия востребованная, особенно среди молодежи. Но найти официанта, готового учиться профессии, делиться с гостями заведения своими положительными эмоциями, а не просто отдавать готовое блюдо, представляет сложность, в виду того, что эта профессия, несмотря на востребованность, считается непрестижной и временной. Современный же портрет официанта предполагает знание сервиса обслуживания и предлагаемых услуг. Он должен знать: ассортимент блюд меню, их состав, способы тепловой обработки и подачу; основные санитарные правила и процедуры; секреты сервировки; иметь грамотную речь и умение поддержать диалог на разные темы, начитанность, и, главное, возможность определять психографический типаж гостя с целью нахождения подхода к нему и обеспечения его качественного обслуживания. Эти знания и навыки нуждаются в постоянной поддержке и корректировке и управление кадрами на предприятиях питания не могут ограничиваться только единоразовыми тренингами, понадобятся и другие курсы повышения профессиональных навыков и получения квалификаций.

2. Контроль качества

Высокая конкуренция на рынке побуждает заведение питания постоянно искать пути повышения качества услуг, которые можно обозначить как свойства или особенные услуги, и чем больше будет их — тем выше будет уровень качества. Организация контроля качества в данном случае выступает на первое место. Приоритетность ее заключается в необходимости постоянного контроля производимой продукции, становящимся одним из главных условий рентабельности предприятия и повышения доходности бизнеса. Предприятия питания, где не соблюдается контроль, как правило, превращаются в убыточные и, в итоге закрываются, сталкиваясь в процессе работы со штрафными санкциями и другими малоприятными последствиями со стороны надзорных органов, из-за нарушенных норм и требований.

Контроль качества состоит из трех последовательных этапов:

  1. Бракераж продукции. Проверке подлежит сырая и готовая продукция.
  2. Проверка на предмет соответствия в рецептуре режима тепловой обработки, технологического процесса и требования отпуска готовых изделий, готовой продукции обученным персоналом.
  3. Входной контроль приема продуктов и проверка на соответствие с информацией в сопроводительных документах.

На каждом предприятии своя система организации контроля качества. Собственники бизнеса сами выбирают, какой способ проверки будет применен к работе персонала. Часто проверка бывает комбинированной, включая открытую проверку и проверку «Тайный покупатель»:

Открытая проверка является методом контроля, регулярно проводимая администрацией ресторана. Заведующий производством следит за точным соблюдением рецептуры блюд и изделий, за санитарными нормами и применяемыми производственными технологиями. Администратор зала контролирует работу официантов, технического персонала, гардероба, хостес и др. Шеф-повар осуществляет контроль соответствия оформления готовой продукции.

Тайный покупатель. Это рядовой гость ресторана или кафе, оценивающий внешний вида, качество готовой продукции и изделий, уровень обслуживания по установленным критериям. Подбор кандидатов осуществляет компания-подрядчик или сами рестораны. В анкетах, заполняющихся тайным покупателем, содержатся вопросы, относящиеся к качеству обслуживания, сервису, качеству блюд, особенностей коммуникаций персонала и просто общего впечатления от посещения.

Другой неотъемлемой частью контроля качества на предприятиях питания выступает контроль качества блюд и собственники кафе и ресторанов принимают его важность как условие обеспечения привлечения большего количества гостей и укрепления конкурентоспособности заведения. Качество изделий связано непосредственно с самой продукцией, с условиями ее хранения и с тем, насколько полноценно прописаны технологические карты для блюд с соответствующей технологией их производства.

Необходимо, чтобы предприятие стремилось к постоянному уровню качества готовой продукции. Поэтому контроль работы предполагает не только надзорные мероприятия за линейными сотрудниками, но и мероприятия, способствующие повышению мотивации работников заведения, и ведущий к улучшению показателей качества.

При соблюдении вышеописанных условий и требований заведение будет расти, процветать и привлекать клиентов высококачественной кухней и приятной атмосферой.

Поиск возможностей для решения этих проблем — это основная задача отрасли общественного питания на ближайшие годы. И это привлекательное и креативное предложение для молодых людей, которые в силе и у которых есть возможность показать себя и внести свою лепту в развитие.

Литература:

  1. Карпова М. И. Исследование современных методов управления персоналом в ресторанном бизнесе / М. И. Карпова, Н. Л. Султаева // Вестник евразийской науки. — 2018. — Т. 10.
  2. Управление персоналом организации /Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010. 695 с.
  3. https://smarttouchpos.eu/kontrol-kachestva-restorany-i-kofejni/
  4. https://sbis.ru/articles/presto/proverka_restorana
  5. Проблемы и перспективы внедрения методики ХАССП на отечественных предприятиях питания для обеспечения качества и безопасности производства кулинарной продукции. Габдукаева Л. З., Решетник О. А., Файзулин А. М.
  6. Анализ современной организации управления в индустрии питания на основе развития внутреннего контроля качества продукции. Димитриев А. Д., Димитриев Д. А., Трифонова А. Ю., Фролова М. А.
  7. Бухаров И. О., Сокирянский Ф. Л., Ярков С. В. и др. Как эффективно управлять ресторанно-развлекательными предприятиями. М.: Ресторанные ведомости, 2007. 506 с.
Основные термины (генерируются автоматически): готовая продукция, общественное питание, контроль качества, предприятие питания, управление персоналом, грамотный подбор персонала, ресторанный бизнес, тайный покупатель, тепловая обработка, эффективное использование.


Задать вопрос