В настоящее время количество дошкольников с общим недоразвитием речи, системным недоразвитием речи, осложненными задержкой психического развития и нарушением интеллекта, неуклонно растет. Это ставит перед педагогами новые актуальные задачи, решение которых в коррекционном процессе позволяет стимулировать и совершенствовать психоречевое развитие и адаптировать ребенка к жизни в социуме. В связи с этим существует необходимость модернизации приемов и методов работы с детьми данной группы, а также разработка новых подходов к решению этой проблемы.
Нарушения грамматического строя речи у детей с отставанием в развитии выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться в школьном возрасте. Поэтому в дошкольном периоде жизни ребенка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях школьного обучения возникает дисграфия — нарушение письма.
По результатам диагностического обследования состояния устной речи наших воспитанников видно, что примерно 80 % детей имеют недостатки речевого развития разного происхождения и характера. На фоне недостатков в развитии звукопроизношения наблюдается и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря, происходит замена нормативной лексики просторечными и жаргонными словами (которыми изобилует речевая среда детей). В связи с этими и другими проблемами в развитии речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нашим учреждением была взята годовая задача по использованию разнообразных форм работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с отклонениями в развитии.
Реализация поставленной задачи связана с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с речевыми нарушениями и ведущие тенденции обновления содержания образования.
За основу были взяты авторские методики по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н. С., Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. Д., Шаховской С. Н., Худенко Е. Д., Филичевой Т. Б., Тумаковой Т. В. и др.
Подбор лексического материала осуществляется по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:
— развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т. д.);
— формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения — как основного источника развития языка.
II. Формирование понятия слова — как основного источника общения.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения -словесные, мимические и пантомимические.
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
Пути формирования грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи
— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
— исправление грамматических ошибок.
Коррекционная работа по развитию речи осуществляется в рамках следующих программам «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (авторы Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина), «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (авторы Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями:
— в организованной образовательной деятельности;
— в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Познавательное развитие детей
Работа по познавательному развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи. Большое значение для речевого развития играют средства, методы и приемы, использующиеся для познавательного развития детей. В работе наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия т. п.) используются и новые. Например, традиция встречи с интересными людьми». На эти встречи к детям приходят сотрудники детского сада, родители. Они рассказывают о своем труде, интересах и увлечениях. Дети рассматривают принесенные предметы и результаты деятельности гостей.
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей, а также для решения задач развития диалогической речи мы вводим в практику работы режиссерские игры «Мы журналисты». Обучение диалогической речи протекает в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы- высказывания с предметом и темой высказывания. В рамках подготовки и проведения режиссерских игр мы опираемся на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей.
В процессе познавательного развития воспитатели и дети создают различные коллекции по групповым и индивидуальным интересам, тематические альбомы «Все работы хороши», «Наши славные дела», «Домашние любимцы», «Моя семья» и др. Коллекции и альбомы широко используются в речевом развитии детей. Дети с удовольствием беседуют друг другом, с воспитателями и гостями группы, рассматривая фотографии, картинки и коллекции.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Взрослые всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Математика
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи. На специальных занятиях дети знакомятся с понятиями «низкий — высокий», «узкий — широкий», «длинный — короткий» и др. При этом широко используются прием сравнения, практические действия детей (построить домики разной высоты, выложить дорожки разной длины т. д.) Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматический строй речи детей. Многие математические понятия закрепляются в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают и их словесное обозначение (выше всех — ниже всех, медленно)
В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;
— определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;
— сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.
Художественно- эстетическое развитие
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Методика работы с детьми включает обязательное рассматривание разнообразных природных объектов, явлений; сезонных изменений в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.
При ознакомлении с природой дети упражняются:
— в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи]
— в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается] осенью -листья опадают, трава вянет] весной — набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
При организации наблюдений на прогулках и экскурсиях дети отмечают красоту природы. Проводят наблюдения за снегом, инеем. Особое место в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, за их поведением, оказание помощи птицам.
Развитие речи детей в музыкально-театрализованной деятельности
Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью (двигательные нарушения, нарушения психических процессов, речевые нарушения, патология развития личности) определяют применение необходимых методов, средств, форм на музыкальных занятиях.
1.музыкально-ритмические упражнения, позволяющие решить целый ряд задач:
— формирование умения выполнять простые инструкции;
— развитие слухового внимания;
— развитие чувства ритма;
— выработка координации движения и речи.
2.музыкально- игровые упражнения для развития мимики, жестов
3.художественно- речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха)
4.театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры)
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Важной особенностью методики является то, что всем детям предоставляются равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что они действуют в одинаковых ролях независимо от их способностей. Для работы с детьми воспитателям предлагается примерный репертуар, включающий русский народный фольклор, русскую и мировую классическую поэзию, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
Театрализованная деятельность детей не подразумевает специальных, утомительных репетиций. Вся работа проводится в течение одного дня в неделю. Этот день называется «театральная пятница».
Художественное слово, музыка, изобразительное искусство — источник особой радости ребенка-дошкольника. Поэтому при работе с детьми с нарушениями речи в нашем коррекционном учреждении огромное внимание уделяется комплексным занятиям логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя.
На этих занятиях у детей развивается познавательная деятельность, обогащается и активизируется словарь, формируются лексико-грамматические категории. Интегрированные занятия помогают нашим детям выразить себя в «творческом продукте» — словотворчестве, рисовании, и музицировании.
Организация сотрудничесва специалистов и родителей
Одним из важнейших направлений в коррекционно-развивающей работе нашего учреждения является работа с родителями. Мы пришли к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов и лексико-грамматических нарушений, так как это во многом облегчает работу специалистов и ускоряет успехи ребенка.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует указывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В работе мы используем разнообразные формы, одна из форм семейные праздники. К проведению данных мероприятий стараемся привлекать родителей, детей, создавая единое сообщество.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению домашних заданий.
Таким образом, в результате целенаправленной корекционно-развивающей работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ЗПР и нарушением интеллекта удается пополнять и активизировать словарный запас, увеличивать объем фразы, развивать речевую коммуникацию. Динамические наблюдения показали положительные результаты по данной проблеме, мы имеем основания предположить, что своевременное коррекционно-педагогическое воздействие поможет им в преодолении недостатков лексиксико-грамматических категорий и окажет положительное влияние на формирование устной и письменной речи, без которой невозможно полноценное обучение в школе.
Литература:
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников- М: Просвещение,1985г.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004г
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни-М.: АПН РСФСР, 1989г.
- Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия // С. Н. Шаховская; под ред. Л. Б. Халиловой — М.: Экономика, 1997г.