Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Левицкая, Е. В. Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике / Е. В. Левицкая, И. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90008/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мультидатчиков и удобное программное обеспечение помогут в реализации различных задач, стоящих перед преподавателем и учениками.

Ключевые слова: контекстное обучение, цифровая лаборатория, мультидатчики, практико-ориентированные задачи.

Одним из важнейших средств реализации компетентностного подхода в обучении физике является контекстное обучение. А контекстные задачи — средство применения компетентностного подхода к оценке качества образования.

Контекстное обучение по Вербицкому А. А. — это обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется общекультурное, духовное, интеллектуальное, предметно-практическое и социальное содержание жизни и деятельности человека, осуществляется трансформация учебно- познавательной деятельности школьника в социально-практическую в процессе формирования и развития системы его ключевых компетенций. [4]

Контекстная экспериментальная задача понимается как физическая задача, в которой представлена природная, социально-культурная или производственно-техническая ситуация, активизирующая деятельность учащегося по проведению исследования физического процесса или явления. Контекстная задача, оставаясь по своей сути предметной, выходит в сферу различных видов общечеловеческой жизнедеятельности — практико-преобразовательной, научно- познавательной, ценностно- ориентационной, коммуникационной и художественной, в каждой из которых человек в той или иной степени сталкивается с физическими задачами. [1]

Экспериментальные задачи в контексте практико-преобразовательной деятельности человека описывают ситуации, связанные с различными видами производства, техники, предметами и орудиями труда, материалами и технологиями, эргономикой и характеристиками деятельности человека и требуют проектирования моделей, схем, установок, отражающих специфику данной деятельности.

Контекстные задачи содержат несколько вопросов. Уровень 1 — базовый, задания уровня 2 — более сложные. В зависимости от сложности задания используются разные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание уровня 1–1 балл, уровня 2–2 балла. Если ученик выполнил 80 % от максимальной суммы баллов, он получает оценку «5»; от 60 % до 80 % — «4»; от 40 % до 60 % — «3». [2]

Новое поколение естественно — научных цифровых лабораторий позволяет организовать физический эксперимент на принципиально новом уровне, перейти к элементам научного исследования, от качественной оценки наблюдаемых явлений к системному анализу количественных характеристик.

Опыт работы показывает, что использование цифровой лаборатории при выполнении контекстных экспериментальных задач позволяет: сократить время выполнения экспериментальных работ, повышает качество измерений, избавляет учителей и учащихся от рутинной работы построения графиков по точкам и тем самым способствует повышению эффективности обучения.

Пример экспериментальной контекстной задачи с использованием цифровой лаборатории Releon :

Экспериментальное задание: определить температуру плавления и кристаллизации парафина.

Оборудование и материалы: компьютер, компьютерный интерфейс сбора данных Releon, мультидатчик ФИЗ 5, температурный щуп, пробирка с парафином, пробиркодержатель, стакан с горячей водой (около 80 °С) объёмом 150–200 мл.

Инструкция по выполнению:

  1. Изучите основные сведения.
  2. Подготовьте таблицу для записи результатов измерений.

Время, t,мин

00

11

23

34

45

56

67

78

89

110

111

112

113

Температура t, °C

  1. Опустите в стакан с горячей водой (около 80 °С) пробирку с парафином и наблюдайте за тем, как он плавится.
  2. После того как парафин полностью расплавится, перенесите пробирку в стакан, в котором налито около 150 мл холодной воды. Опустите в расплавленный парафин (в его середину) температурный шуп, предварительно подключив его к мульдатчику ФИЗ 5 и запустив программное обеспечение Releon. Важно! Температурный щуп не должен касаться стенок пробирки. Во время опыта пробирка с парафином должна находиться в покое.
  3. С момента, когда температура парафина начнёт понижаться, с интервалом в 1 мин (временной интервал следует выставить в программе) снимайте показания датчика траектории.
  4. Продолжая снимать показания датчика температуры, пронаблюдайте этап перехода парафина из жидкого в твёрдое состояние.
  5. При охлаждении парафина до 50–45 ºС прекратите измерения. По экспериментальным данным проанализируйте полученный график зависимости температуры t от времени T.
  6. По графику определите температуру кристаллизации парафина.
  7. Сформулируйте выводы. [3]

Первый вопрос:

В пробирке находится расплавленный парафин. Какую форму примет его поверхность при затвердевании? Проверить опытом, объяснить.

Выберите правильный ответ:

А. Форму шара

Б. Тело неправильной формы

В. Форму пробирке

Г. В жидком виде парафин не имеет форму

Второй вопрос:

Парафин — кристаллическое или аморфное тело? Выберите все правильные утверждения:

А. Парафин имеет определенную температуру плавления и кристаллизации

Б. Парафин имеет кристаллическую форму

В. Парафин обладает лечебным действием

Г. Из парафина можно сделать посуду

Третий вопрос:

Объясните характер поведения молекул вещества на каждом участке состояния парафина по графику зависимости температуры t 0 от времени t.

Построение учебного процесса в школе на основе контекстного подхода к изучению физике находит отражение в социальной практике, а следовательно, проявляется через систему компетенций учащихся в понимании и оценке явлений окружающего мира. Для эффективности этого процесса следует выполнять ряд требований: обеспечивать содержательно — контекстное отражение природных, социально-культурных или производственно- технических процессов в деятельности учащихся при изучении физики; организовывать процесс изучения физики на основе экспериментального метода исследования явлений окружающего мира; использовать контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирований компетенций учащихся.

Реализация данных требований, дает возможность проектировать целостный учебный процесс по физике на основе решения контекстных экспериментальных задач, что в свою очередь позволяет повысить интерес к изучению предмета, мотивировать процесс познания сущности физических законов и явлений, их проявления в повседневной жизни, и как следствие этого — сформировать функциональную грамотность учащихся, то есть освоить систему компетенций [1].

Литература:

  1. Данильчук В. И. Контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирования компетенций учащихся. [Текст] / В. И. Данильчук, Е. В. Донскова, Т. В. Клеветова // Наука и школа. — 2013. — № 2. — с. 99–104.
  2. Контекстные задачи по физике Федосова Наталья Григорьевна.- URL: https://urok.1sept.ru/articles/661616 (дата обращения: 25.01.2022).
  3. Лозовенко, С. В., Трушина, Т. А. Реализация образовательных программ по физике из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с использованием оборудования детского технопарка «Школьный Кванториум»: Методическое пособие /С. В. Лозовенко,Т. А. Трушина: Центр естественно-научного и математического образования
  4. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (Часть 2)URL:http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html (дата обращения: 25.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): задача, контекстное обучение, цифровая лаборатория, парафин, горячая вода, окружающий мир, пробирка, расплавленный парафин, температура плавления, температурный щуп.


Похожие статьи

Зависимость структурно-механических характеристик парафинов...

Марки парафинов. Температура плавления, 0С. Плотность, р420.

Образование и накопление твёрдой фазы парафинов исследовалось дилатометрическим методом

Методика экспериментов заключалась в следующем: расплавы парафинов нагревались до 800С и...

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму | Юный ученый

Существует несколько методов решения задачи: метод компьютерного моделирования, метод таблиц, метод бильярда.

Метод таблиц— основной прием, который используется при решении задач на переливание. В первом столбце указываются объемы данных сосудов, а в каждом...

Мир под микроскопом | Статья в журнале «Юный ученый»

Мир под микроскопом. Автор: Якутова Ариана Александровна.

 Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность

Задачи: Узнать историю создания микроскопа.

Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике... Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Экспериментальные задачи по физике в 7 классе

Ключевые слова: экспериментальные задачи, типология задач, репродуктивная задача, продуктивная задача, творческая задача.

Приведем ряд примеров с определением типа задачи и приведем возможное решение. В любом кабинете самым доступным оборудованием...

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Целью данного исследования является изучение особенностей манипулирования в рекламных текстах, способов и методов рекламного воздействия, анализирование на основе существующих примеров наружной рекламы в России. Задачи: – дать определение языковой манипуляции

Организация работы c цифровым микроскопом на уроках...

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и познавательный, поэтому нужно попытаться сделать урок

Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом. Задачи: рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства

Контактная очистка парафина адсорбентами в сочетании...

Температура процесса очистки парафинов считается одним из важных параметров, влияющих на эффект кавитации при ультразвуковом излучении. Нами исследовано ее влияние в сочетании с ультразвуковым воздействием на качество очистки парафинов. При этом условия опытов...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

Решение задачи: если воздух в теплоприемнике каким-то образом будет прогрет и его температура изменится от Т до Т, то

Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и. Грученко Г. И. Обучение учащихся решению расчетных задач по...

Похожие статьи

Зависимость структурно-механических характеристик парафинов...

Марки парафинов. Температура плавления, 0С. Плотность, р420.

Образование и накопление твёрдой фазы парафинов исследовалось дилатометрическим методом

Методика экспериментов заключалась в следующем: расплавы парафинов нагревались до 800С и...

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму | Юный ученый

Существует несколько методов решения задачи: метод компьютерного моделирования, метод таблиц, метод бильярда.

Метод таблиц— основной прием, который используется при решении задач на переливание. В первом столбце указываются объемы данных сосудов, а в каждом...

Мир под микроскопом | Статья в журнале «Юный ученый»

Мир под микроскопом. Автор: Якутова Ариана Александровна.

 Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность

Задачи: Узнать историю создания микроскопа.

Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе

Организационные формы обучения в вузе | Статья в сборнике... Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Экспериментальные задачи по физике в 7 классе

Ключевые слова: экспериментальные задачи, типология задач, репродуктивная задача, продуктивная задача, творческая задача.

Приведем ряд примеров с определением типа задачи и приведем возможное решение. В любом кабинете самым доступным оборудованием...

Манипулирование в рекламных текстах | Статья в журнале...

Целью данного исследования является изучение особенностей манипулирования в рекламных текстах, способов и методов рекламного воздействия, анализирование на основе существующих примеров наружной рекламы в России. Задачи: – дать определение языковой манипуляции

Организация работы c цифровым микроскопом на уроках...

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и познавательный, поэтому нужно попытаться сделать урок

Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом. Задачи: рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства

Контактная очистка парафина адсорбентами в сочетании...

Температура процесса очистки парафинов считается одним из важных параметров, влияющих на эффект кавитации при ультразвуковом излучении. Нами исследовано ее влияние в сочетании с ультразвуковым воздействием на качество очистки парафинов. При этом условия опытов...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

Решение задачи: если воздух в теплоприемнике каким-то образом будет прогрет и его температура изменится от Т до Т, то

Важным фактором обучения учащихся решению задач является знание общей и. Грученко Г. И. Обучение учащихся решению расчетных задач по...

Задать вопрос